Цели урока: Обучающие цели: Актуализировать знания о металлах: положение в Периодической системе, особенности строения атомов, физические свойства. Изучить положение неметал¬лов в Периодической системе и особенности строения их атомов. Повто¬рить кристаллическое строение неме¬таллов, а следовательно, рассмотреть их физические свой¬ства. Воспитывающие цели: Создавать условия для формирования у учащихся способности слушать друг друга, анализировать и дополнять ответы товарищей. Развивающие цели: Способствовать развитию у учащихся логического мышления, способствовать умению учащихся описывать свойства веществ. Оборудование: Образцы неметаллов, имеющиеся в лаборатории. Тип урока: Водный урок, урок изучения новых знаний. Полилог. Методы, применяемые на уроке: 1. Эвристическая беседа. 2. Антитеза – противопоставление одних объектов природы другим: неметаллов металлам. 3. Наблюдение (описать свойства веществ по фотографиям). ХОД урока:
1. Организационный момент. 2. Введение в тему урока. Учитель начинает урок с демонстрации первого слайда (см. приложение) (слайд 1) и вопроса учащимся: Что изображено на фотографиях? Рассмотрите фотографии и вспомните, какую тему вы изучали до сегодняшнего урока? Ответ учащихся: • металлы. Сегодня начнем изучать вещества, которые используются для изготовления предметов, изображенных на втором слайде (слайд 2). Какие это вещества? Ответ учащихся: • Неметаллы. Итак – тема урока «Общая характеристика неметаллов» (слайд 3). 3. Общая характеристика неметаллов Свойства и химия элементов-неметаллов являются более сложными и разнообразными в сравнении с таковыми для металлов. Сегодня мы будем сравнивать свойства металлов и неметаллов, и в течение урока записывать свои выводы в таблицу 1 (слайд 4). Таблица представлена на слайдах, и мы сможем проверять правильность в течение урока. а. Положение неметаллов в ПС. Рассмотрев ПС, вспомните, где находятся металлы (слайды 5, 6 и 7)? Ответ учащихся: • В главных подгруппах ниже диагонали В – At • В побочных подгруппах Тогда, где же находятся неметаллы (слайд 8)? Ответ учащихся: • Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПСХЗ (вдоль и над диагональю В - At). Всего 22 элемента являются неметаллами в периоди¬ческой системе. Запишем в таблицу. б. Особенности атомного строения элементов-неметаллов. Теперь рассмотрим особенности строения атомов. Вопрос: запишем схемы строения атомов, элементов, записанных на доске (слайд 9). В правой колонке – металлы, в левой – неметаллы. Рассмотрим внешний слой: Ответ учащихся: • У металлов…. Следующая характеристика: радиус атома. Рассмотрите картинки (слайд 10) и ответьте на вопрос: какие это элементы, что общего в их расположении в ПС? Ответ учащихся: • Это элементы натрий и хлор, расположенные в 3 периоде. Как меняется радиус атомов в периоде? Ответ учащихся: • Уменьшается. Т. е. у неметаллов радиус меньше. Запишем в таблицу. Переходим к окислительно-восстановительным свойствам. Вспомним – металлы проявляют ….. восстановительные …. свойства. А неметаллы? Ответ учащихся: • Окислительные. Только? Разберемся? Рассмотрим реакции горения некоторых неметаллов в кислороде. Подробнее разберем горение серы. Запишем уравнение, баланс (слайд 11). Т.е. неметаллы и окислители и восстановители. Мы рассмотрели химические элементы, проверим таблицу (слайд 12). в. Характеристика простых веществ неметаллов. Теперь переходим к простым веществам. Работаем со второй частью таблицы (слайд 13). Первое – тип связи. Какой связью образованы простые вещества металлы? Ответ учащихся: • Металлической Неметаллы? Ответ учащихся: • Ковалентной неполярной. Записали. Какой тип кристаллической решетки у веществ с металлической связью (слайд 14)? Ответ учащихся: • Металлическая Ковалентной неполярной? Прежде, чем ответить, обратите внимание на рисунки. См. слайд. Ответ учащихся: • Атомная или молекулярная. Записали. Кристаллическая решетка определяет физические свойства веществ. Вспомним физические свойства веществ с металлической решеткой. По таблице. А какие у неметаллов. Рассмотрим (слайды 15 - 17). Теперь проверим наши записи (слайд 18). 3. Повторение. На обратной стороне листа поставьте в столбик пять цифр, и ответьте «Да» или «Нет» на вопросы представленные на слайде (слайд 20). Проверим (слайд 21). У кого все правильно – поднимите руку. У кого одна ошибка? И так далее проверяем ответы. В конце урока учитель может выставить отметки наиболее активным учащимся. Вывод: Неметаллы – химические элементы, атомы которых имеют большое число электронов на внешнем электронном слое, малый радиус и обладают преимущественно окислительными свойствами. Неметаллы – простые вещества не обладают физическими свойствами металлов, проявляют большое разнообразие в свойствах, что объясняется различными типами кристаллических решеток.
Приложение к статье: http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/8735d761a4ec7b3236231d24a08c292ca/AnatskoOE.zip.html