Обобщение по теме «Химичесие элементы» Игра «Звездный час»
Автор – Левая Валентина Николаевна, учитель химии МБОУ «Яльчикская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики»
Игра по химии «Звездный час» предназначена для учащихся 8 -9 классов. Она направлена на повторение знаний о химическом элементе. В ходе неё осуществляется межпредметная связь с географией, биологий и физикой. Часть вопросов игры посвящена вопросам здорового образа жизни.
Сценарий игры «Звездный час»
Цели и задачи игры: - активизация познавательной деятельности учащихся – повышение интереса учащихся к предмету; - углубление предметных знаний, расширение кругозора - формирование коммуникативных качеств учащихся - раскрытие творческих сторон учащихся
Правила игры: - в игре участвуют шесть пар игроков: шесть участников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6 – шестеро их помощников также сидят за своими столиками и перед ними также шесть табличек с номерами от 1 до 6 - если игрок ответил правильно, ему вручается звездочка, но если и помощник ответил правильно, 2 звездочки - в игре 4 раунда - выигрывает игрок, получивший наибольшее количество звездочек
Оборудование: - мультимедийная презентация - звездочки - по 12 табличек с номерами 1,2,3,4,5,6
1 раунд – происхождение названий элементов
На слайде презентации – знаки элементов - 1.He 2.Co 3.Po 4.Ru 5.Np 6.Am 1. Химический элемент, названный в честь планеты Солнечной системы, которая в свою очередь названа в честь древнеримского бога – покровителя воды и морей (5.НЕПТУНИЙ) 2. Химический элемент, названный в честь Солнца. Шотландский химик У.Рамзай доказал, что этот элемент, открытый на Солнце, существует и на Земле (1.ГЕЛИЙ) 3.В 1844 году профессор Казанского университета К.Клаус в остатках после извлечения из руд платины обнаружил этот элемент, впоследствии названный в честь России (4.РУТЕНИЙ) 4. Этот химический элемент был открыт в 1898 году французскими учеными М.Склодовской – Кюри и П.Кюри в урановой руде. Назван в честь родины М Кюри. (3.ПОЛОНИЙ) 5.В 1735 г. Шведский химик Г.Бранд открыл в руде этот химический элемент. Рудокопы полагали, что руда, которая была внешне похожа на медную, но из которой никак не удавалось получить медь, была заколдована горными духами – кобольдами (2.КОБАЛЬТ)
2 раунд – элементы в истории
На слайде – знаки элементов – 1. С 2.Fe 3. Ве 4. Pb 5. Zn 6.As 1. Этот элемент получил в виде простого вещества немецкий философ и алхимик Альберт Великий около 1250 г. Оксид этого элемента использовали в виде мышиного яда, отсюда и произошло название этого элемента (6.МЫШЬЯК) 2. Этот металл известен с древних времен в виде латуни. Латинское название элемента переводится как «белый налет» (5.ЦИНК) 3. По названию этого элемента обозначили целую эпоху в развитии человеческого общества (2.ЖЕЛЕЗО) 4. Этим элементом когда-то заполняли полости разрушающихся зубов. От латинского названия этого элемента произошло название заполненной полости зуба (4.СВИНЕЦ) 5. Название этого элемента происходит от латинского слова «Уголь» (1.УГЛЕРОД)
3 раунд – химические элементы и здоровье На слайде - знаки 1.Se 2.Pb 3.Cl 4. P 5. Mg 6.Ca 1. Химический элемент, входящий в состав средства для дезинфекции воды в плавательных бассейнах (3.ХЛОР) 2. Химический элемент содержится в костной ткани, способствует выведению из организма солей тяжелых металлов и участвует в свертывании крови (6.КАЛЬЦИЙ) 3. Антиоксидант, который защищает от раковых заболеваний, болезней сердца, ядов и продлевает жизнь человека (1.СЕЛЕН) 4. Химический элемент, снижает уровень холестерина, незаменим для профилактики хронической усталости и стрессов (5.МАГНИЙ) 5. Металл, используемый для защиты от рентгеновского излучения (2.СВИНЕЦ)
4 раунд – четвертый - лишний Одно из данных слов не соответствует 3 остальным по каким – нибудь параметрам или свойствам Учащиеся должны указать номер, под которым оно записано
На слайде презентации – слова или названия элементов 1.Все вещества - аллотропные видоизменения углерода 1.алмаз 2. графит 3.озон 4.карбин Лишнее слово – ОЗОН, так как алмаз, графит, карбин – аллотропные видоизменения углерода, а озон – аллотропное видоизменение кислорода. *Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение
2.Все элементы - галогены 1.бром 2. сера 3.иод 4.астат Лишнее название – СЕРА, так как бром, иод, астат – это галогены, а сера относится к халькогенам *Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение
3.Все элементы - амфотрерные 1.натрий 2.бериллий 3.цинк 4.алюминий Лишнее название – НАТРИЙ, так как бериллий, цинк и алюминий – это амфотерные элементы, а натрий – типичный металл *Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение
4.Все элементы получили названия от названий планет 1.уран 2.нептуний 3.самарий 4.плутоний Лишнее название – САМАРИЙ, так как названия элементы уран, нептуний и плутоний получили от названия планет, а самарий – от названия – от названия минерала самарскита, открытого русским горным инженером В.Е.Самарским *Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение
5. Все металлы -щелочноземельные 1.кальций 2.калий 3.барий 4.стронций Лишний элемент – КАЛИЙ, так как кальций, барий и стронций – это щелочноземельные металлы главной подгруппы 2 группы, а калий – щелочной металл главной подгруппы 1 группы *Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение
1. Аликберова Л.Ю., Лидин Р.А. Химия. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы Москва, АСТ-Пресс школа, 2005 2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии Москва, Просвещение, 1981
3. Костенчук И.А. Химия вне рамок урока Москва, Центрхимпресс, 2008