Использование информационных технологий и проектной деятельности на уроках химии.
СТАТЬЯ Авторы : Модина Анастасия Геннадьевна , учитель химии , Зайцева Светлана Юрьевна учитель биологии и химии ГОУ СОШ №1350 ЮВАО г. Москва Проектная деятельность на уроках химии.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Химия – одна из сложных наук. В результате изучения данной науки формируется представление целостной научной картины мира, происходит понимание необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем и воспитание нравственного поведения в окружающей среде. В процессе изучения предмета, необходимо создать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта. Работа по внедрению проектной деятельности начинается с ознакомления с правилами проектирования. Учащимся разъясняются требования к проектам; методические рекомендации по подготовке проект, рекомендации по оформлению презентаций в PowerPoint, рекомендации по оформлению проекта и критерии оценки проекта. Проекты прошлых лет по химии: 1. Углеводы 2. Соки - вред или польза? 3. Химия и пища 4. Кислотные дожди 5. Экологические проблемы человечества 6. Химия, профессия и я 7. Загрязнение пищевых продуктов 8. Проект «Менделееву и не снилось….» Работа над проектом начиналась на уроках химии по теме “Периодическая система Д.И.Менделеева”. Учащиеся выбрали из предложенных тем проектов «Идеи Менделеева». Ребята поставили перед собой задачу – найти информацию и изучить открытия, идеи и вклад Менделеева в науку. В процессе поиска информации обучающиеся очень заинтересовались неизвестными доселе сведениями: оказывается, Менделеев приложил руку не только к открытию периодической системы, а был очень разносторонним человеком, успешно работавшим в самых различных областях науки и техники (физике, химии, метрологии, метеорологии, воздухоплавании, кораблестроении, технологии нефтяной и угольной промышленности, экономике и др.), являлся патриотом России, занимался общественной деятельностью и др. Тогда наши юные исследователи решили выяснить, каковы представления их сверстников о великом ученом. Обучающиеся провели анкетирование своих сокурсников, построили диаграмму и сделали выводы исходя из результатов опроса. Актуальность данного исследования состоит в том, что и сегодня настолько современны, настолько злободневны многие мысли, предложения и проекты и идеи Менделеева, поэтому нынешняя молодежь просто обязана владеть об его выдающихся открытиях и их значении для развития современной химии, физики, экологии, становления сельского хозяйства, нефтяной промышленности и отечественной педагогической школы. Гипотеза исследования основана на том, что современная молодежь знает ученого только как открывателя периодической системы химических элементов, но хотела бы знать о нем больше. Цель проекта: обогатить представления молодежи о Д.И.Менделееве и показать связь между открытиями Дмитрия Ивановича и современными мировыми достижениями в науке и практике. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: • Изучить и проанализировать учебную, научно-популярную литературу и материалы в сети Интернет о заслугах Менделеева • Связать его идеи с применением их в современном мире • Провести опрос среди обучающихся и выявить интерес к открытиям Д.И.Менделеева • Обобщить и описать результаты исследования • Подготовить компьютерную презентацию и буклет для использования на уроках и внеклассных мероприятиях по химии и физике Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анкетный опрос, изучение и систематизация практического опыта. Практическая значимость: материалы исследования можно использовать для проведения урочных и внеклассных мероприятий с обучающимися в целях расширения знаний о достижениях великого ученого. В результате применения проектной деятельности у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения; учащиеся, т.е. формируются ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационные и коммуникативные. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе Текст. / Н. А. Алексеев. Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 333 с. 2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.— М. : Наука, 2000.-351 с. 3. Анастасова, Л. П. Развивающее обучение : суждение методиста Текст. / Л. П. Анастасова // Биология в школе. 1996. - № 5. 4. Асеев, В. Г. Возрастная психология Текст. : учеб. пособие / В. Г. Асеев ; Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск : ИГПИ, 1989. - 193, [2] с. - Библиогр. в конце тем. 5. Афанасенко, О. Б. Методика создания и использования намека как приема педагогического воздействия Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Афанасенко Ольга Борисовна. Екатеринбург, 2002. 6. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 192 с. - Библиогр. : с. 188-190 (69 назв.).