Четверг, 25.07.2024, 19:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Развитие ИКТ-компетентности на уроках химии
Развитие ИКТ-компетентности учащихся на уроках химии
учитель химии МОУ «СОШ№65» города Омска
Жур Ольга Владимировна
С 2000 года в нашей стране заговорили об изменении целей школьного
обучения, в конечном счете, о приближении российской школы к
общеевропейским и мировым стандартам. Учительство услышало новый
термин: компетентность, смысл которого способность и готовность
овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на
практике. Компетентностный подход был провозглашен приоритетным
направлением в развитии образования наряду с внедрением
информационных и коммуникативных технологий в образовательный
процесс.
Традиционно вся наша система образования ориентировалась на
получение учениками знания как цель образования. На сегодняшний день
результат нашего образования – овладение компетентностями.
Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция
проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность
установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной
ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать
приобретенные знания и умения в нужный момент.
Ветер перемен последних десятилетий принес долгожданную возможность реализовать творческий потенциал российской школы, а в школе дал возможность по-новому раскрыться ученику, учителю.
На сегодня, основная школа остается весьма консервативной. В неприкосновенности сохраняется классно-урочная система, предметно-урочная форма организации учебного материала, классная форма организации учебного сообщества детей, преобладают репродуктивные методы обучения, целеполагание является прерогативой учителя, дети не включены в планирование собственной учебной деятельности, рефлексию ее хода и результатов, индивидуализация и дифференциация в обучении носят поверхностный характер, групповые формы работы в недостаточной степени обеспечивают формирование навыков эффективного взаимодействия с другими людьми в процессе деятельности.
Приходится констатировать, что в том случае, если технологическое обеспечение образовательного процесса в основной школе не претерпит существенных изменений, то цели модернизации достигнуты не будут. Я имею в виду, прежде всего, такую цель, как формирование новых жизненных установок личности, определяющих (закладывающих основы) ее предприимчивость, самостоятельность в принятии решений в ситуации выбора, планировании собственных действий и прогнозировании их последствий, способности к сотрудничеству.
С моей точки зрения, именно в основной школе эти установки могут быть сформированы при условии существенного технологического перевооружения образовательного процесса. Это перевооружение должно быть ориентировано на реализацию компетентностного подхода, обеспечивающего социализацию ребенка и развитие его индивидуальности.
Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.
Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии.
На своих уроках я использую проектную деятельность, личностно-ориентированное обучение, информационно - коммуникационные технологии (ИКТ ), разноуровневое и проблемное обучение, помогающие возбудить интерес учащихся к химии, активизировать их учебно-познавательную деятельность.
Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Ведя исследование в этом направлении, пытаюсь решать на уроках задачу активизации познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интегрировать тем самым информационные знания с курсом химии средней школы. Такая интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества. Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую преподаватель использует при подготовке к занятиям.
Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, особенно по органической химии, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всего класса). При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования. Также электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Например, демонстрация шаростержневых моделей и моделей Стюарта – Блиглеба на уроках невозможна ввиду их отсутствия. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. На уроках использую компьютерные технологии при изучении нового материала (презентации для лекций), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума, а также при контроле и коррекции знаний.
Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку можно использовать электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создать свои презентации.
Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материала, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии
Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не
только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна
готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как
мобильность, динамизм, конструктивность.
Категория: Химия | Добавил: yfcnz1999 (05.01.2012) | Автор: Жур Ольга Владимировна E
Просмотров: 2330 | Теги: компетенция, интерактивные методы, компетентность | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]