Среда, 21.02.2024, 04:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания
Урок формирования интеллектуальных умений и навыков по теме «Скорость химических реакций» проведён в 9 классе как открытый урок для учителей школы.

Тема урока: «Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания».
Тип урока. Урок получения и первичного закрепления знаний.
Элементы минимума содержания образования. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Элементы дополнительного содержания. Ингибиторы.
Общеучебные умения и навыки:
• учебно – организационные: определение учебных задач, организация рабочего места;
• учебно – информационные: работа с основными компонентами учебника, справочников, дидактического материала;
• учебно – логические: определение объектов анализа, проведение сравнения, формулирование проблемы и определение способов её решения, оперирование понятиями;
• учебно – коммуникативные: выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений. Оценка разных точек зрения.
Специальные умения и навыки:
• знать определение скорости химических реакций, зависимости скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, площади соприкосновения, концентрации, температуры, катализатора;
• уметь объяснять влияние различных условий на скорость химических реакций, решать задачи.
Ход урока
Мотивация учащихся
- Внимание, в руках у меня яблоко. Я разрезаю его на две половинки. Одну половинку натираю ломтиком лимона, другую оставляю для контроля. В течение урока мы будем наблюдать за этими половинками и в конце урока сделаем вывод.
Актуализация ранее изученного материала.
Мы изучаем химические реакции. Что такое химическая реакция? Каковы условия возникновения химической реакции? Каковы признаки химических реакций? Сегодня мы познакомимся ещё с одной характеристикой химических реакций, какой – вы скажете сами, решив тест. Тест вы будете решать дважды: в начале урока и в конце. Наугад ответ не ставить, если не знаете – прочерк. Тест не на отметку, главная задача – определить тему урока.
Учащиеся решают тест (Приложение №1)

Изучение нового материала
- Отложите тесты. Так о чём мы сегодня будем говорить?
Тема урока: «Скорость химических реакций»
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «скорость»? Что вы о ней уже знаете? (обозначение скорости, формула для вычисления, единицы измерения и т. д.)
Скорость может быть разная. Химические реакции также идут с разной скоростью. А что же такое скорость химической реакции? Прежде чем ответить на этот вопрос. Необходимо определиться, в какой среде она протекает.
Среда

Гомогенная (однородная) Гетерогенная (разнородная)
Газ – газ; твёрд. – жидк;
жидкость – жидкость газ – жидк.

Мы будем говорить, в основном, о гомогенной среде, когда вещества находятся в одинаковом агрегатном состоянии.
Как вычислить скорость данной химической реакции А + В = С ?
Если обозначить:
С1 – концентрация вещества А в начале реакции.
С2 – концентрация вещества А в конце реакции.
t1 - время начала реакции.
t2 – время конца реакции.
Vср.= С1 – С2 / t1 – t2
Глядя на формулу, дайте определение, что такое скорость химической реакции.
Скорость химической реакции – это изменение концентрации одного из реагирующих веществ за единицу времени.
Данное определение можно проиллюстрировать с помощью графика.
Скорость химических реакций мы будем вычислять, решая задачи, например, такую. Подобная задача будет вам на дом, но в ней есть ещё вопрос на размышление (Приложение №2).
- От чего зависит скорость химической реакции? Можно ли её увеличить или уменьшить? Как и чем? Ваши предположения? А зачем надо это делать? ( дети высказывают предположения).
- Мы имеем возможность ответить на эти вопросы, проведя небольшие исследования.
Лабораторная работа (Приложение №3)

Факторы, влияющие на скорость химических реакций
Цель работы: провести опыты, внимательно за ними пронаблюдать, проанализировать и сделать вывод по каждому опыту.
(Учащиеся проводят опыты, наблюдают, анализируют, вместе с учителем, используя презентацию, делают вывод, почему в том или ином случае реакция идёт быстрее, дают формулировку фактору, который влияет на скорость реакции, делают записи в тетради). В тетради появляется запись. Факторы, влияющие на скорость химической реакции:
1. Природа реагирующих веществ.
2. Площадь поверхности соприкосновения.
3. Концентрация реагирующих веществ.
4. Температура.
5. Катализатор и ингибитор.
- Таким образом , пять факторов, с помощью которых можно влиять на скорость химических реакций. Эта возможность широко используется в промышленности для получения различных веществ. Например, при производстве серной кислоты, аммиака, чугуна, стали и т.п.
Закрепление изученного материала
И мы в жизни также используем данные факторы. Приведите примеры, укажите фактор.
• Едим пельмени, используем уксусную кислоту, а не соляную или серную (природа реагирующих веществ).
• Если нужно быстро истопить печку или баню, мелко колем дрова (площадь поверхности соприкосновения).
• Чтобы варенье не закисло, добавляем больше сахара (концентрация реагирующих веществ).
• Чтобы бельё лучше отстиралось, используем тёплую воду (температура).
• Когда занимаемся консервированием, используем уксусную или лимонную кислоту (ингибитор).
- Посмотрим, что произошло с половинками яблок. Почему одна из них не порыжела? Чем является в данном случае лимонная кислота? Где это свойство лимонной кислоты мы можем использовать? (При оформлении праздничного стола)
- Вы сейчас выпускники основной школы. Те, кто не пойдёт учиться в 10 класс, будут выбирать себе другое учебное заведение, чтобы получить какую – то профессию. А какие профессии вы знаете? (дети называют традиционные профессии). Это всё старые, давно знакомые профессии, сейчас на рынке труда много новых. С одной из них мы сейчас познакомимся, послушав сообщение. Ваша задача – определить, с каким фактором, влияющим на скорость химической реакции, сходна эта профессия. Сообщение учащегося (Приложение №4)
Рефлексия
- Теперь снова решите тест и сдайте его, чтобы я смогла понять, что вы усвоили, а что не поняли. Отметки за тест не будет.

Домашнее задание: записи в тетради, задача (подобная той, которую сейчас решим, но там есть дополнительный вопрос на сообразительность.
Задача: сборник, с.121, №12 – 5 (б)

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/03d1d9ded8a48879104468f4ceadba707/KUDRINATI.rar.html
Категория: Химия | Добавил: kudrina (01.12.2011) | Автор: Кудрина Татьяна Ивановна E
Просмотров: 3318 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]