Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания
Урок формирования интеллектуальных умений и навыков по теме «Скорость химических реакций» проведён в 9 классе как открытый урок для учителей школы.
Тема урока: «Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания». Тип урока. Урок получения и первичного закрепления знаний. Элементы минимума содержания образования. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Элементы дополнительного содержания. Ингибиторы. Общеучебные умения и навыки: • учебно – организационные: определение учебных задач, организация рабочего места; • учебно – информационные: работа с основными компонентами учебника, справочников, дидактического материала; • учебно – логические: определение объектов анализа, проведение сравнения, формулирование проблемы и определение способов её решения, оперирование понятиями; • учебно – коммуникативные: выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений. Оценка разных точек зрения. Специальные умения и навыки: • знать определение скорости химических реакций, зависимости скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, площади соприкосновения, концентрации, температуры, катализатора; • уметь объяснять влияние различных условий на скорость химических реакций, решать задачи. Ход урока Мотивация учащихся - Внимание, в руках у меня яблоко. Я разрезаю его на две половинки. Одну половинку натираю ломтиком лимона, другую оставляю для контроля. В течение урока мы будем наблюдать за этими половинками и в конце урока сделаем вывод. Актуализация ранее изученного материала. Мы изучаем химические реакции. Что такое химическая реакция? Каковы условия возникновения химической реакции? Каковы признаки химических реакций? Сегодня мы познакомимся ещё с одной характеристикой химических реакций, какой – вы скажете сами, решив тест. Тест вы будете решать дважды: в начале урока и в конце. Наугад ответ не ставить, если не знаете – прочерк. Тест не на отметку, главная задача – определить тему урока. Учащиеся решают тест (Приложение №1)
Изучение нового материала - Отложите тесты. Так о чём мы сегодня будем говорить? Тема урока: «Скорость химических реакций» - Какие ассоциации возникают у вас при слове «скорость»? Что вы о ней уже знаете? (обозначение скорости, формула для вычисления, единицы измерения и т. д.) Скорость может быть разная. Химические реакции также идут с разной скоростью. А что же такое скорость химической реакции? Прежде чем ответить на этот вопрос. Необходимо определиться, в какой среде она протекает. Среда
Гомогенная (однородная) Гетерогенная (разнородная) Газ – газ; твёрд. – жидк; жидкость – жидкость газ – жидк.
Мы будем говорить, в основном, о гомогенной среде, когда вещества находятся в одинаковом агрегатном состоянии. Как вычислить скорость данной химической реакции А + В = С ? Если обозначить: С1 – концентрация вещества А в начале реакции. С2 – концентрация вещества А в конце реакции. t1 - время начала реакции. t2 – время конца реакции. Vср.= С1 – С2 / t1 – t2 Глядя на формулу, дайте определение, что такое скорость химической реакции. Скорость химической реакции – это изменение концентрации одного из реагирующих веществ за единицу времени. Данное определение можно проиллюстрировать с помощью графика. Скорость химических реакций мы будем вычислять, решая задачи, например, такую. Подобная задача будет вам на дом, но в ней есть ещё вопрос на размышление (Приложение №2). - От чего зависит скорость химической реакции? Можно ли её увеличить или уменьшить? Как и чем? Ваши предположения? А зачем надо это делать? ( дети высказывают предположения). - Мы имеем возможность ответить на эти вопросы, проведя небольшие исследования. Лабораторная работа (Приложение №3)
Факторы, влияющие на скорость химических реакций Цель работы: провести опыты, внимательно за ними пронаблюдать, проанализировать и сделать вывод по каждому опыту. (Учащиеся проводят опыты, наблюдают, анализируют, вместе с учителем, используя презентацию, делают вывод, почему в том или ином случае реакция идёт быстрее, дают формулировку фактору, который влияет на скорость реакции, делают записи в тетради). В тетради появляется запись. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: 1. Природа реагирующих веществ. 2. Площадь поверхности соприкосновения. 3. Концентрация реагирующих веществ. 4. Температура. 5. Катализатор и ингибитор. - Таким образом , пять факторов, с помощью которых можно влиять на скорость химических реакций. Эта возможность широко используется в промышленности для получения различных веществ. Например, при производстве серной кислоты, аммиака, чугуна, стали и т.п. Закрепление изученного материала И мы в жизни также используем данные факторы. Приведите примеры, укажите фактор. • Едим пельмени, используем уксусную кислоту, а не соляную или серную (природа реагирующих веществ). • Если нужно быстро истопить печку или баню, мелко колем дрова (площадь поверхности соприкосновения). • Чтобы варенье не закисло, добавляем больше сахара (концентрация реагирующих веществ). • Чтобы бельё лучше отстиралось, используем тёплую воду (температура). • Когда занимаемся консервированием, используем уксусную или лимонную кислоту (ингибитор). - Посмотрим, что произошло с половинками яблок. Почему одна из них не порыжела? Чем является в данном случае лимонная кислота? Где это свойство лимонной кислоты мы можем использовать? (При оформлении праздничного стола) - Вы сейчас выпускники основной школы. Те, кто не пойдёт учиться в 10 класс, будут выбирать себе другое учебное заведение, чтобы получить какую – то профессию. А какие профессии вы знаете? (дети называют традиционные профессии). Это всё старые, давно знакомые профессии, сейчас на рынке труда много новых. С одной из них мы сейчас познакомимся, послушав сообщение. Ваша задача – определить, с каким фактором, влияющим на скорость химической реакции, сходна эта профессия. Сообщение учащегося (Приложение №4) Рефлексия - Теперь снова решите тест и сдайте его, чтобы я смогла понять, что вы усвоили, а что не поняли. Отметки за тест не будет.
Домашнее задание: записи в тетради, задача (подобная той, которую сейчас решим, но там есть дополнительный вопрос на сообразительность. Задача: сборник, с.121, №12 – 5 (б)