Пятница, 19.04.2024, 14:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Статья " Игровые методы обучения органической химии в современной школе
« Игра — это возможность отыскать себя
в обществе, себя в человечестве, себя во
Вселенной»
Я. Корчак
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Надо искать эффективные методы обучения, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Важную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям [ 1, стр.2]
Еще Лобачевский Н.И. Считал, что занимательность — необходимое средство поддерживать внимание, без нее преподавание не бывает успешным. Создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам, по химии в том числе — такую задачу поставил перед педагогами профессор С. А. Шмаков в своей работе «Игры учащихся - феномен культуры». Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно обучающиеся предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Педагог должен научиться играть.
Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора [ 4, стр.34]
Игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и вжизни. Формировать цели и программы собственной, как правило глубоко скрытой в обычной обстановке самостоятельно деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты [6, стр.67]
Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.
По типу: познавательные, ролевые, деловые, комплексные. По форме проведения: игры — аукционы, защиты, путешествия по станциям, пресс — конференции, игры — исследования [2, стр 3]
В последнее время большая роль отводится электронно — тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра — активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой — либо игре. Мы все знаем, что ребята, впервые пришедшие в кабинет химии, в большинстве своем проявлют повышенный интерес к этому предмету, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках, но к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей, четвертой четверти 8-го класса, из-за сложности предмета.Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только не пропал интерес к предмету, активизировать их познавательную деятельность. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, одним из которых являются игровые методы.
Для обучающихся 8-9 классов можно использовать конкурсы, турниры, классные часы со сказочными сценариями, то есть простые игры: «крестики — нолики», «третий — лишний», «найди ошибку» С обучающимися среднего возраста уже нужно проводить такие мероприятия, как тематические химические вечера, уроки — соревнования, комбинированные уроки. Ученики старших классов интересуются более серьезными мероприятиями, требующими собственного умозаключения; конференции; деловые игры; КВН; химичекие суды; аукционы знаний. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что роль обучающих игровых методов в образовании чрезвычайно важна. Химия — сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для обучающегося является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Обучающийся познает мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. То есть обучение служит не только усвоению знаний, но и способствует повышенной эффективности обучения.
Урок — игра «Лабиринт»
Класс разбивается на 3-4 команды, в каждой команде ребята разных способностей, команды должны быть равны по силам. В классе расставлены столы, количество которых зависит от количества выбранных тем. На столах лежат № столов, задания для каждого игрока по разным темам, причем задания 3-х уровневые по способностям учащихся, задания в конверте пронумерованы и каждый ученик знает свой № задания. Ребята тянут жребий, кто с какого стола и по какой теме начинает работать, в каком порядке. За каждым столом сидит эксперт. Контрольная карта с решением задач должна быть у каждого эксперта за каждую решенную задачу в индивидуальные карточки каждому ученику, ставя роспись и баллы в фонд команды, ставя их в карточку команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов и каждому ученику выставляется средняя оценка в журнал по их индивидуальным карточкам.
Урок — викторина «Счастливый случай»
Место урока в учебном плане: Урок — викторину можно провести на обобщающем уроке по теме: «Кислородосодержащие органические соединения» в 10 классе.
Оборудование: Лото с бочонками, плакат «Счастливый случай»
Подготовительный этап: Класс делится на 2 команды (девушки и юноши). Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде — противнику.
Гейм 1 «Дальше, дальше...»
За две минуты каждой команде задаются вопросы, оцениваются правильные ответы.
Например: 1.Простейший альдегид. (муравьиный)
2.Трехатомный спирт. (глицерин)
3.Тип гибридизации углеродного атома карбонильной группы в альдегидах (sp2 )
4. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот (жиры)
5. Функциональная группа альдегидов (карбонильная группа)
Гейм 2 «Темная лошадка»
Темная лошадка задает 3 вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, отвечает команда, которая , быстрее находит правильный ответ, если «темная лошадка» считает ответ неверным, отвечает вторая команда, а в случае неправильного ответа второй команды — отвечают зрители.
Гейм 3 «Домашнее лото»
Капитаны по очереди вытаскивают из мешка бочонки с номерами. В мешке 10 бочонков со значками «Счастливый случай» - задания на построение моделей молекул. Команды отвечают на вопросы по номерам:
1.Вычислите молекулярную массу этилового спирта?
2.Постройте модель молекулы уксусного альдегида. (счастливый случай)
3.Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра.
4.Как называются соли щавелевой кислоты?
5. Постройте модель молекулы изопропилового спирта (счастливый случай)
Гейм 4 «Ты - мне, я — тебе»
Команды задают по 5 вопросов друг — другу (вопросы подготовлены заранее)
Гейм 5 «Гонка за лидером»
Ведущий задает вопросы команде в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отвведенное время команды стремятся дать как больше правильных ответов.
Вопросы для 1 команды:
1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получаются из ацетилена по реакции Кучерова. Ответ: уксусный альдегид ,-1балл
2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образуется гептанол -2. Ответ: гептанон -2, -2балла
Вопросы для 2 команды:
1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, соке крапивы. Ответ: муравьиная кислота, -1 балл
2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленности получают окислением бутилового спирта. Ответ: масляная кислота, -2 балла
Подведение итогов. При разработке уроков используется литература [3, стр.156]
Игра «Закончите фразу»
- Для предельных углеводородов характерны реакции... (Замещения)
- Реакция отщепления водорода называется... (Дегидрирование)
- Для большинства органических веществ характерны реакции... (Горение)
- Для ароматических углеводородов характерны реакции... (Замещения, присоединения, окисления)
Игра «Назовите вещества»
1. СН3-О-С2Н5 этилметиловый эфир
2. СН3-СН(СН3)-СН(С2Н5)-СН2-СН3 2-метил, 3-этилпентан
3. С6Н4-(СН3)2 диметилбензол
Ярмарка задач
1. Сожгли 4,8 г. органического вещества при этом образовалось 3,36л. (н.у.) углекислого газа и 5,4 мл.(н.у.). Плотность паров вещества по водороду равна 16. Определите его молекулярную формулу. Есть ли в задаче лишние данные?
Ответ: СН4О
2. Сгорело 9 г. вещества и образовалось 8,96 л. (н.у.) углекислого газа 12,6 г. воды и 2,8 г. и 4 г. азота. Определите простейшую молекулярную формулу.
Ответ: С2Н7N
Исходя из своего педагогического опыта считаю, что дети любят играть на уроке, но не всегда выполняют правила, так как часто пытаются помочь друг другу. Если игра новая, то ее нужно проверить. На протяжении всего процесса игры на уроке, внимательно следить за тем, чтобы не возникла конфликтная ситуация между обучающимися, не испортились взаимоотношения в классе. Считаю, что игра помогает обучающимся развиваться в личностном плане, это и умение сотрудничать со сверсниками, умение выслушивать и принять мнение других.
Считаю, что использование игры позволяет повысить активность познавательной деятельности обучающихся и их уровень усвоения химии. Я очень активный учитель, люблю часто использовать на своих уроках игровые приемы, люблю свой предмет, и очень рада, что у ребят загораются глаза от моих интересных педагогических изюминок.

Литература:
1. Азаров Ю.Л. «Игра и труд» М.: Просвещение, 1973 г. 42с.
2. Зоммер К., Вюнш К. - Химия. Справочник школьника и студента. - М.: Дроф
Категория: Химия | Добавил: tatyana_seliv (28.06.2012) | Автор: Селиверстова Татьяна Григорьевна E
Просмотров: 1537 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]