Урок химии на тему "Основы номенклатуры органических соединений"
Урок химии на тему "Основы номенклатуры органических соединений", 10 класс Мартынова Полина Александровна, учитель химии МБОУ гимназии № 56 города Ижевска Удмуртской Республики
Цель урока: Дать общее представление об основных принципах формирования названий органических соединений по международной номенклатуре.
Задачи: развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, информационной культуры ученика, развитие умения вести диалог; воспитание культуры общения через работу в группе, воспитание у учащихся внимания, инициативы, чувства ценности интеллектуального труд, значимости изучаемого материала.
Средства обучения и цифровые ресурсы на уроке: серия таблиц "Номенклатура органических соединений", справочные материалы по органической химии, компьютеры, проектор, интерактивная доска; мультимедийная презентация "Основы номенклатуры органических соединений" тренажеры по номенклатуре органических веществ (ФЦИОР)
Тип урока: комбинированный
Ход урока Ориентировочно-мотивационный этап Учитель сообщает тему урока. Совместно с учащимися формулируется цель урока. Урок начинается с объяснения смысла слова "номенклатура". Далее учитель рассказывает о тривиальных названиях, появившихся в начале развития химии. Затем идет знакомство с рациональной номенклатурой, в основе которой лежит название простейшего представителя данного класса соединений. Объяснение учителя сопровождает мультимедийная презентация "Основы номенклатуры органических соединений", слайды 1-6
Изучение нового материала Учитель организует групповую работу с ноутбуками по теме урока (мультимедийная презентация «Основы номенклатуры органических соединений») Учащиеся, работая в группах с ноутбуками изучают правила систематической номенклатуры IUPAC (мультимедийная презентация "Основы номенклатуры органических соединений", слайды 7 - 16) Учитель консультирует группы, отвечает на вопросы учащихся, дает пояснения (по необходимости)
Совершенствование знаний Учащиеся выполняют задания - тренажеры в группах, проверяют правильность (слайды 17-21, электронные образовательные ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов - http://eor.edu.ru). Учитель консультирует учащихся, отвечает на возникающие вопросы. При необходимости задания тренажеров выполняются на интерактивной доске. Учитель совместно с учащимися рассматривает обратное задание – построение структурной формулы вещества по его названию (слайды 22-24)
Первичная проверка знаний Учащиеся выполняют задания в парах (карточки), обращаются за помощью к учителю, при необходимости пользуются справочными материалами или учебными таблицами. а) назвать вещество по его структурной формуле; б) составление структурной формулы вещества по его названию. Самопроверка (эталоны ответа) и оценивание.
Подведение итогов урока Учитель организует учащихся на формулирование выводов по рефлексивной оценке собственной деятельности. Какие положительные моменты урока вы можете отметить? А какие негативные стороны? Что вам мешало на уроке? Что сегодня на уроке самое важное; самое интересное; самое трудное? Ученики высказывают свое мнение о положительных моментах групповой и парной форм работы в ходе урока и ее негативных сторонах, заполняют карточки самооценки. Запись домашнего задания. Учитель делает вывод по уроку, оценивает работу учащихся, благодарит учеников за плодотворную работу на уроке (слайд 26).