Галогены -9 класс (урок — проект) Актуальность: Тема «Галогены» находится в системе уроков по теме: « Неметаллы» На изучение темы в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширная; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока — проекта, гле обучающиеся работают в группах. Степень апробации: Урок — занятие (2 урока по 40 минут) в теме «Неметаллы» Степень новизны: Данный урок является новой разработкой, демонстрирует возможности обучающихся работать с Интернет-ресурсами, дополнительной литературой, ИКТ в программе «Рower Point», воспитывает в учащихся информационную, социальную, коммуникативную компетенции. Содержание проекта: Проект выполняется в виде презентации. Практическая значимость: Презентация проекта может быть использована учителями — предметниками на уроках химии, биологии, на элективных курсах медицинского профиля, так как проект является интегрированным. Типология проекта: Информационно — исследовательский Краткосрочный Межпредметный Оборудование: Урок проходит в кабинете ИКТ. Мультимедийный проектор, телевизор, видеофрагменты: «Взаимодействие иода с алюминием» и «Вытеснение брома и иода хлором»; учебники по химии; периодическая система Д.И. Менделеева, дополнительная литература по химии: энциклопедии, словари, справочники, брошюры, журналы, содержащие информацию по теме; химическая лаборатория: соли галогенов, нитрат серебра, пробирки, пипетки. Тип урока: Урок — проект Цели проекта: Образовательная Расширить знания обучающихся по теме неметаллы; дать обучающиимся понятие о галогенах; их положении в ПСХЭ, строении атомов, их свойствах, биологическом значении и применении; учить детей применять полученные знания и умения на практике; Воспитателная Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, интерес к предмету, прививать потребность в здоровом образе жизни, культуре питания человека, экологической культуре. Воспитывать в обучающихся уверенность в себе, повышение своей самооценки. Развивающая Развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, компьютером, навыки работы в Интернете, навыки ориентации в и изобилии информации, экспериментальные исследования, навыки создания мультимедийной информации. Ход урока: (первый час занятия) 1.Оргмомент (2 минуты) 2.Вступительное слово учителя (15 минут) Тема урока «Галогены» Галогены — общее название для пяти элементов, составляющих VII группу главную подгруппу в периодической системе химических элементов. Термин «галоген» впервые предложил в 1811 году немецкий химик И. Швейгер для наименования элемента хлора, который, соединяясь с щелочными металлами образует соли. Слово «галоген» происходит от двух греческих слов, которые означают «соль» и «рождаю» Позже слово галогены стало групповым названием для хлора и его аналогов. В литературе иногда слово галоген заменяют словом «галоиды», что означает «солеподобные» Сегодня на уроке мы должны изучить все элементы, которые относятся к галогенам, это F, Cl, Br, I, At Астат — галоген, радиоактивный элемент, в школьном курсе химии о нем разговор не ведут. Ввиду того, что информации об этих элементах очень много, а мы ограничены во времени, изучать эту тему мы будем в рамках проекта. Перед нашим проектом мы ставим цели: 1.Изучить положение галогенов в ПСХЭ, строение их атомов; 2.Изучить распространение галогенов и их галогенов и их соединений в природе, их роль в природе и жизни человека; 3.Изучить физические свойства галогенов; 4.Изучить химические свойства галогенов; 5.Изучить медико — биологическое значение галогенов; 6.Узнать о применении галогенов; 7.Создать мультимедийное пособие и презентовать наш проект.
3.Этапы работы над проектом: а) Распределение класса на группы обучающихся: Группы составлятся с учетом индивидуальных особенностей обучающихся: учащиеся, которые быстро и хорошо ориентируются в море информации — теоретики, практики, физики, химики; учащиеся, которые не проявляют особых интересов к уроку химии — лирики; учащиеся, которые интересуются компьютерными технологиями — Veb — дизайнеры. В результате этой части урока в классе сформировано 7 групп обучающихся: 1.теоретики 2.практики 3.физики 4.химики 5.медики — биологи 6.лирики 7.Veb — дизайнеры Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Учитель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом. б) Поиск информации (25 минут) Учащимися предлагается найти ответы на вопросы инструктивной карты. Поиск информации в интернете, дополнительной литературе, учебниках. (Продолжается до конца первого урока занятия) (второй час занятия) в) Обработка информации (10 минут) Обучающиеся в группах готовят выступление — защиту проекта, определяют человека, который будет выступать. В это время Veb — дизайнеры верстают слайдовую презентацию. г) Защита проекта Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступающего около 3 минут. Всего защита длится около 20 минут. 4. Рефлексия -Ребята, вы проделали глобальную работу, какое ваше настроение? -Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя? 5.Итоги урока, оценки Учитель предлагает лидерам группы оценить работы участников группы, учитывая степень участия в проекте. 6. Общий итог урока -Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей? 7. Задание на дом Дома вы можете проверить, на сколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. Выполните задание к параграфам 17,18,19. Если какие-то вопросы вызовут у вас непонимание, обратитесь к тексту учебника. 7. Veb — дизайнеры Составление презентации обучающихся. 1. Создать заготовки слайдов для слайд — лекции, выбрать фон, создать титульный лист. 2 Указать название слайдов: а) Галогены; б) Галогены в природе. Получение и применение; в) Физические свойства галогенов; г) Химические свойства галогенов; д) Медико — биологическое значение галогенов для человека; е) Лирическое отступление; 3. Найти в Интернете картинки, фотографии, рисунки по изучаемой теме. 4. Собрать в рабочих группах информацию для слайдов и создать презентацию. 5. Сопровождать защиту проекта соответствующими слайдами. Состав группы:... 6.Лирики Лирическое отступление. 1. Составление кроссворда «Галогены» В котором отразить химические, физические свойства галогенов, их значение и применение. 2. Сочинить стихотворения, частушки, сказки с названиями «фтор», «хлор», «бром», «иод» … (возможно другое название) Совтав группы... 5. «Медики — биологи» Изучить медико — биологическиое значение галогенов для человека. 1. Какое значение в организме человека имеет фтор, что происходит при его недостатке? 2. Фториды и экологическая обстановка. В чем угроза? 3. Для чего организму нужен хлор? Бром? 4. В каких продуктах содержатся микроэлементы — галогены? 5. Разработайте рекомендации по правильному питанию и здоровому образу жизни. Состав группы … 4. Химики Теоретическая часть. 1. Как взаимодействуют галогены с металлами, с водородом? 2. Ряд активности галогенов. 3. Как галогены взаимодействуют с водой? 4. Какие соли образуют галогенводородные кислоты? Практическая часть. Как в растворе определить хлорид-, бромид-,иодид-ионы? Для ответа на этот вопрос проведите качественные реакции с солями галогенов и нитратом серебра. Расскажите, что вы наблюдали. Напишите уравнения реакций. Состав группы … 3. Физики Изучить физические свойства галогенов по плану: 1. агрегатное состояние вещества в обычных условиях; 2. цвет; 3. запах; 4. температура плавления и кипения; Вопрос: Почему бром и йод хранят в запаянных ампулах? Состав группы … 2. Практики Изучение нахождения соединений галогенов в природе, получение галогенов и их применение в промышленности и значение в природе. 1. В каком виде (свободном или связанном) встречаются галогены в природе? 2. Назовите важнейшие природные соединения хлора и их применение в промышленности. 3. Назовите важнейшие природные соединения фтора и их применение в промышленности. 4. Где в природе находятся бром и йод? 5. Как получаются галогены? Состав группы: ...