Урок с применением технологии РКМЧП по теме: «Алюминий»
Задачи урока: 1. Образовательная –оценка степени овладения системой знаний, комплексом навыков и умений работы с амфотерными элементами и их соединениями на примере алюминия; готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике. 2. Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. 3. Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, толерантности, понимания значимости научного мировоззрения. Тип урока: комбинированный. Оборудование и ресурсы: Компьютеры с выходом в Интернет, интерактивная доска, компакт-диски, алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, спиртовка, спички, держалка, видеоколлекция «Алюминий» (боксит, нефелин, алунит, каолинит, полевой шпат), растворы соляной кислоты, гидроксида натрия и хлорида меди (II), пробирки, вода, подборка видеороликов, коллекция ЦОР. Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке: для проведения урока используются материалы компакт-дисков: “Открытая химия” (Физикон); “Химия общая и неорганическая 10-11 класс” (Лаборатории систем мультимедиа); «Виртуальная химическая лаборатория. 8-11 классы», «Химия. Опыты со взрывами и без». Отличительные особенности данного урока: технология РКМЧП, системно-деятельностный подход, групповая работа, подготовка учащимися интерактивных материалов, анимированных средствами Microsoft Power Point, организация межпредметных связей: Биология: роль алюминия и его соединений в жизни человека. Физика: физические свойства алюминия (агрегатное состояние, цвет, металлический блеск, запах, пластичность, электропроводность, теплопроводность, растворимость в воде). География: распространение алюминия и его соединений на Земле Работа учителя на уроке: • Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера для изучения свойств алюминия. Подборка иллюстративного материала с использованием Интернет-ресурсов и материалов компакт-дисков. • Подготовка и организация проведения виртуальной лабораторной работы «Доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида». • Домашнее задание в интерактивной форме: 1. Прочесть параграф учебника и знать материалы, отработанные на уроке и зафиксированные в тетради. 2. Подготовить средствами Microsoft Power Point, с использованием ресурсов интернет и сканированием иллюстративного материала на бумажных носителях, презентации или опорные конспекты по темам: «Алюминий», «Соединения алюминия». Записи в тетрадях учащихся: • Строение атома алюминия. • Заполнение схемы-кластера «Алюминий». • Таблица «Зависимость между строением Al, его физическими свойствами и применением». • Уравнения реакций получения и химические свойства алюминия. • Наблюдения по демонстрационному опыту, оформленное лабораторное задание. • Сведения об истории открытия алюминия (в обобщающей таблице в тетради). Ход урока Стадия Содержание работы Методы и приёмы Время (мин.) Стадия «Вызов». Вступительное слово учителя. Актуализация знаний и мотивация. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, вводится дополнительный материал. А) Учащимся предлагаются истории: Некий изобретатель, имя которого история не сохранила, принёс императору Тиберию, правившему Римом в 14-27 гг. н. э., чашу из металла, напоминающего цветом серебро, но более лёгкого. Этот подарок стоил жизни мастеру. Тиберий приказал казнить его. А мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро в императорской сокровищнице. На этот металл обратил внимание император Наполеон-III, по его предписанию французский химик Сен-Клер-Девиллю, должен был изготовить кирасы для солдат, но ввиду дорогого способа получения, пришлось изготовить кирасы для личной охраны императора. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дешевле равного веса золота. Как вы думаете, о каком металле шла речь? Приемы: «Создай настроение», «Черный ящик» 2-3 минуты Б) Дополнительно демонстрируются хохломские изделия, рисунки с изображения рубинов и сапфиров и изделия из них, изображения ракет и самолетов. Перед учащимися ставится задача связать между собой все эти слова, понятия, предметы.
2. Постановка цели урока. Появляется цитата об алюминии, стихотворение, сказка в стихах (зачитывается или демонстрируется на слайде на экране, в класс вносится или достается Черный ящик с предметом из алюминия). «В тринадцатой квартире Живу, известный в мире Как проводник прекрасный. Пластичен, серебрист. Еще по части сплавов Завоевал я славу. И в этом деле я специалист. Вот мчусь я словно ветер, В космической ракете. Спускаясь в бездну моря, там знают все меня. По внешности я видный, Хоть пленкою оксидной Покрыт, она мне - прочная броня. Я мягкий, легкий, ковкий, Сверкаю в упаковке, Обернуты конфеты блестящею фольгой. Для плиток шоколада Меня не мало надо, А раньше был я очень дорогой. Перечислите все свойства этого металла, о которых говорится в произведении.
Сегодня изучая на уроке алюминий и его свойства, мы попытаемся найти ответы на все возникшие вопросы. Что нам необходимо знать? (составляется схема-кластер на доске).
Приемы: «Чёрный ящик» (в нём – изделия из алюминия), «Толстые и тонкие вопросы» к теме, «Кластер». 2-3 минуты
Стадия «Осмысление».
3. Изучение нового материала. Распределение вопросов и Работа по группам с текстами учебников химии разных авторов, статьями из журналов «Здоровье», «Наука и жизнь», страницами Интернета, дисками, лабораторным оборудованием и реактивами. Приемы: «Кто?Что? Где? Когда?», «Концеп-туальная таблица», «Кластеры» 15-20 минут Подготовка учащимися групп выступлений-презентаций на доске или ватманах, можно – на слайдах презентации - в продвинутых классах. Приемы: «Вижу, рисую,пишу, знаю», «Исследуй и объясни» 5 минут
Стадия «Рефлексия»
4. Выступления групп. Оформление конспектов всем классом. Приемы: «Презент-я группы», «Трибуна», «Опорная схема», «Таблица-товарищ» 10-15 минут Возврат к историческим справкам, стихотворению. Эмоциональная составляющая: - стихотворная форма по алюминию - даймонд, хокку. 3 минуты - Заполняется выходная карта или лист самооценки ученика.
Литература: 1. Габриелян О.С. "Химия. 9 класс". 2. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002. 3. Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 5. ж-лы "Химия в школе", 2001 -2004 гг.