Суббота, 18.11.2017, 09:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Урок с применением технологии РКМЧП по теме: «Алюминий»
Задачи урока:
1. Образовательная –оценка степени овладения системой знаний, комплексом навыков и умений работы с амфотерными элементами и их соединениями на примере алюминия; готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике.
2. Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
3. Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, толерантности, понимания значимости научного мировоззрения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и ресурсы: Компьютеры с выходом в Интернет, интерактивная доска, компакт-диски, алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, спиртовка, спички, держалка, видеоколлекция «Алюминий» (боксит, нефелин, алунит, каолинит, полевой шпат), растворы соляной кислоты, гидроксида натрия и хлорида меди (II), пробирки, вода, подборка видеороликов, коллекция ЦОР.
Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке: для проведения урока используются материалы компакт-дисков: “Открытая химия” (Физикон); “Химия общая и неорганическая 10-11 класс” (Лаборатории систем мультимедиа); «Виртуальная химическая лаборатория. 8-11 классы», «Химия. Опыты со взрывами и без».
Отличительные особенности данного урока: технология РКМЧП, системно-деятельностный подход, групповая работа, подготовка учащимися интерактивных материалов, анимированных средствами Microsoft Power Point, организация межпредметных связей: Биология: роль алюминия и его соединений в жизни человека. Физика: физические свойства алюминия (агрегатное состояние, цвет, металлический блеск, запах, пластичность, электропроводность, теплопроводность, растворимость в воде). География: распространение алюминия и его соединений на Земле
Работа учителя на уроке:
• Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера для изучения свойств алюминия. Подборка иллюстративного материала с использованием Интернет-ресурсов и материалов компакт-дисков.
• Подготовка и организация проведения виртуальной лабораторной работы «Доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида».
• Домашнее задание в интерактивной форме:
1. Прочесть параграф учебника и знать материалы, отработанные на уроке и зафиксированные в тетради.
2. Подготовить средствами Microsoft Power Point, с использованием ресурсов интернет и сканированием иллюстративного материала на бумажных носителях, презентации или опорные конспекты по темам: «Алюминий», «Соединения алюминия».
Записи в тетрадях учащихся:
• Строение атома алюминия.
• Заполнение схемы-кластера «Алюминий».
• Таблица «Зависимость между строением Al, его физическими свойствами и применением».
• Уравнения реакций получения и химические свойства алюминия.
• Наблюдения по демонстрационному опыту, оформленное лабораторное задание.
• Сведения об истории открытия алюминия (в обобщающей таблице в тетради).
Ход урока
Стадия Содержание работы Методы и приёмы Время (мин.)
Стадия «Вызов». Вступительное слово учителя. Актуализация знаний и мотивация.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся, вводится дополнительный материал.
А) Учащимся предлагаются истории:
Некий изобретатель, имя которого история не сохранила, принёс императору Тиберию, правившему Римом в 14-27 гг. н. э., чашу из металла, напоминающего цветом серебро, но более лёгкого. Этот подарок стоил жизни мастеру. Тиберий приказал казнить его. А мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро в императорской сокровищнице.
На этот металл обратил внимание император Наполеон-III, по его предписанию французский химик Сен-Клер-Девиллю, должен был изготовить кирасы для солдат, но ввиду дорогого способа получения, пришлось изготовить кирасы для личной охраны императора.
Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дешевле равного веса золота.
Как вы думаете, о каком металле шла речь?
Приемы: «Создай настроение», «Черный ящик» 2-3 минуты
Б) Дополнительно демонстрируются хохломские изделия, рисунки с изображения рубинов и сапфиров и изделия из них, изображения ракет и самолетов. Перед учащимися ставится задача связать между собой все эти слова, понятия, предметы.

2. Постановка цели урока.
Появляется цитата об алюминии, стихотворение, сказка в стихах (зачитывается или демонстрируется на слайде на экране, в класс вносится или достается Черный ящик с предметом из алюминия).
«В тринадцатой квартире
Живу, известный в мире
Как проводник прекрасный.
Пластичен, серебрист.
Еще по части сплавов
Завоевал я славу.
И в этом деле я специалист.
Вот мчусь я словно ветер,
В космической ракете.
Спускаясь в бездну моря, там знают все меня.
По внешности я видный,
Хоть пленкою оксидной
Покрыт, она мне - прочная броня.
Я мягкий, легкий, ковкий,
Сверкаю в упаковке,
Обернуты конфеты блестящею фольгой.
Для плиток шоколада
Меня не мало надо,
А раньше был я очень дорогой.
Перечислите все свойства этого металла, о которых говорится в произведении.

Сегодня изучая на уроке алюминий и его свойства, мы попытаемся найти ответы на все возникшие вопросы.
Что нам необходимо знать? (составляется схема-кластер на доске).

Приемы: «Чёрный ящик» (в нём – изделия из алюминия), «Толстые и тонкие вопросы» к теме, «Кластер». 2-3 минуты

Стадия «Осмысление».

3. Изучение нового материала.
Распределение вопросов и Работа по группам с текстами учебников химии разных авторов, статьями из журналов «Здоровье», «Наука и жизнь», страницами Интернета, дисками, лабораторным оборудованием и реактивами.
Приемы: «Кто?Что? Где? Когда?», «Концеп-туальная таблица», «Кластеры» 15-20 минут
Подготовка учащимися групп выступлений-презентаций на доске или ватманах, можно – на слайдах презентации - в продвинутых классах.
Приемы: «Вижу, рисую,пишу, знаю», «Исследуй и объясни» 5 минут

Стадия «Рефлексия»

4. Выступления групп. Оформление конспектов всем классом.
Приемы: «Презент-я группы», «Трибуна», «Опорная схема», «Таблица-товарищ» 10-15 минут
Возврат к историческим справкам, стихотворению.
Эмоциональная составляющая:
- стихотворная форма по алюминию - даймонд, хокку. 3 минуты
- Заполняется выходная карта или лист самооценки ученика.

Литература:
1. Габриелян О.С. "Химия. 9 класс".
2. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
3. Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
5. ж-лы "Химия в школе", 2001 -2004 гг.
Категория: Химия | Добавил: ssuslina (19.06.2012) | Автор: Суслина Светлана Анатольевна E
Просмотров: 2316 | Теги: 9 класс, алюминий, РКМЧП, Химия, ИКТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]