Четверг, 25.04.2024, 16:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Естествознание как познавательная деятельность
Урок 1. Естествознание как познавательная деятельность
Цель:
Рассмотреть критерии научности; развивать понятия «научная деятельность», «гипотеза», «наука» с позиции критериев научного знания.
Планируемые результаты обучения:
1.Учащиеся осознают значимость понятий «научная деятельность», «гипотеза», «наука» с позиции критериев научного
знания.
2.Учащиеся получают навык задавать вопросы, строить гипотезы, основываясь на критериях научности.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
2.1. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)
2.2. (слайд 2-7)
I. Естественные науки.
Какие науки вы знаете? Естественные науки?
История наук и их роль в жизни человека.
Все эти науки изучают окружающий мир – природу. Но они изучают её по отдельности. Так вот естествознание представляет собой «универсальную» науку о природе, которая включает в себя все перечисленные науки.
(слайд 8):
Естествознание это система наук о природе.
(слайд 9):
Естествознание это система знаний и деятельности (по ее достижению), объектом которых является природа – часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.
Как и любая наука , естествознание имеет четко поставленные цели (слайд 10):
1. Раскрытие сущности явлений природы, познание их законов и предвидение на их основе новых явлений
2. Указание на возможность использовать на практике познанные законы природы
Но и естествознанию предъявляется ряд требований как к науке. Что же такое наука? Существует множество разных определений науки.
II. Наука как особый вид деятельности.
Раздача карточек: «Естествознание как познавательная деятельность». Конспектирование.
Кроме того наука отличается от других видов человеческой деятельности и тем что:
(слайд 11):
Всё сущее может быть понятно из него самого.
(слайд 12):
Наука использует арсенал методов и средств для познания.
Итак, можно подвести итог. Что же такое наука и научные данные?
(слайд 13):
Научные данные должны быть: объективными, обоснованными, доказуемы, систематизированы, открыты для обсуждения и воспроизводимы.
Наука подобна живой природе. Жизнь не может существовать, не воплощаясь во множестве форм. Так же и наука. Многообразие её методов и подходов обусловлено многообразием действительности, которую она изучает. Вместе с тем мы можем говорить и о единстве науки, которое выражается во всё более отчётливо вырисовывающихся взаимосвязях различных разделов науки и научных дисциплин.
III. Природа в зеркале науки. (слайд 14).
Что такое естествознание? (слайд 15).
Естествознание изучает природу. А что же такое природа? записать своё мнение в тетрадь.
Но природный мир может быть предметом внимания не только ученого-естественника но и художника, писателя, фотографа да и вообще любого человека. Каждый из нас может любоваться небом и закатом. Но ученого интересует, почему небо голубое, а закат красный, а главное какие законы природы регулируют всё это.
Естествознание изучает какие Законы природы управляют Природой. (слайд 16).
Говоря о законах, сразу вспоминается, какая наука? – Физика.
И действительно не смотря на то, что Естествознание включает в себя большое количество наук как самостоятельных, так и возникших на стыке наук. Такие как биомеханика, физическая химия, астрофизика и др.
Вместе с тем универсальность методов физики приводила к попыткам свести весь материал естественных наук к физическим законам. Такой подход получил название «редукционизм»:
(слайд 17-18): Редукционизм это учение в основе которого лежит принцип что все явления в природе подчиняются физическим законам (Физике) .
Этот учение господствовало в период с 2 в. до н.э до 19 века. Однако в уже в середине некоторые исследователи природы усомнились в принципиальной возможности присоединить химию к физике, а биологию сделать разделом физики и химии.
Сегодня большинство ученых принимают идею возникновения новых свойств у совокупности объектов, в результате чего целое приобретает свойства, отсутствующие у его частей. Эта идея является ведущей идеей целостного подхода.
Развитие науки второй половины двадцатого столетия ознаменовалось крупными успехами биологии, которая стала претендовать на лидерство в естествознании. Стало очевидным, что познание живого невозможно на основе редукции к физико-химичес¬ким закономерностям.
Успехи биологии были связаны не только с развитием методов иссле¬дования (например, рентгеноструктурный анализ привел к открытию структуры ДНК), но и с новым мето¬дом познания — системным подхо¬дом. Этот метод основан на рассмотрении любых объектов природы как иерархически {от низших к высшим) организованных систем. (слайд 19)
Например, природные системы (организм, экосистема, ландшафт), технические систе¬мы (часы, компьютер, ракета), социальные системы (система образования, здравоохранения). Понятие «система» широко используется и в конкретных науках (корневая система, система уравнений, дыхательная система). (слайд 20)
Почему понятие «система» можно использовать при изучении столь раз¬личных объектов или явлений? Рассмотрим свойства систем. (слайд 21)
Основной признак, присущий любой системе, — ее целостность. Это означает, что система обладает определенным свойством, которого не имеет какая-либо отдельная часть этой системы (элемент, звено, деталь).
Система состоит из отдельных частей, однако груда деталей (например, часовой механизм) еще не является системой. Система должна иметь внутреннюю упорядоченность -- структуру, которая подразумевает взаи¬модействие компонентов. В биологических системах возникает единство внутренней структуры и функционирования именно благодаря организо¬ванности этого взаимодействия, появляется качественно новый объект, т. е. система, способная выполнять новую функцию (саморегуляцию про¬цессов жизнедеятельности).
Сегодня мы обсудили что представляет из себя Естествознание, Наука и Система. Давайте попробуем дать определение, Естествознанию используя эти термины?
Естествознание – это система экспериментальных наук, имеющих общие объекты изучения и методы их исследования.

2.3. Подведение итогов.
А теперь давайте подведем итоги в виде игры в Поле чудес. Я запускаю барабан, а вы отвечаете на вопросы.
3. Домашние задание.
• Ответить на вопросы: Чем различается процесс познания в естественных и в гуманитарных науках? (сравните деятельность физика и историка). Что является природой с точки зрения Естествознания?

Материалы к уроку: 2 презентации и карточки.
http://mm-festival.letitbit.net/download/6017821af1452af5e050b75390e5ce2bf/BygaiskiiUN.zip.html
Категория: Химия | Добавил: Skybyn (23.02.2012) | Автор: Бугайский Юрий Николаевич E
Просмотров: 4299 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]