Суббота, 27.04.2024, 04:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

Авторские ИКТ- материалы как форма организации деятельности ученика
Авторские ИКТ материалы как форма организации деятельности ученика.
Л. А. Тюлина, учитель истории, географии, обществознания
МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина.

Несколько лет назад компьютер прочно вошел во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Однако, за этот короткий промежуток времени в использовании его в школе можно выделить несколько этапов. Вначале восторженные отзывы, реклама компьютерных технологий как единственного выхода для решения всевозможных педагогических проблем. Затем волна разочарований и критики, так как времени на подготовку уроков с использованием ИКТ тратится больше, чем на подготовку обычного урока, а КПД не столь уж велик. И наконец, взвешенный подход. ИКТ – это не самоцель, это не панацея от всех недугов школьного образования, это инструмент в руках педагога, и от мастерства последнего зависит эффективность использования ИКТ на уроках и в воспитательном процессе. Сегодня я представляю собственный опыт по использованию ИКТ в урочной деятельности.

Использование авторских мультимедийных материалов позволяет решать конкретные педагогические задачи, и прежде всего такие, как повышение процента усвоения материала на уроке, интенсификации учебного процесса. Так сопровождение лекции презентацией повышает ее процент усвоения с 5 до 20 %, так как ученики не только слушают педагога, но и на экране видят план лекции, что облегчает им работу по конспектированию материала, кроме того, в нужный момент появляются средства наглядности в хорошем качестве (картины, карты, схемы и т.д.). Плотность урока повышается в среднем на 30%. Увеличение объема предъявляемой информации происходит незаметно для учащихся, а это особенно актуально на уроках истории, так как в 10-11 классах часов не хватает катастрофически. С помощью гиперссылок можно быстро и легко перейти с одной презентации на другую. Так на слайде вы видите фрагменты двух презентаций на тему «Транспорт мира», автор первой – учитель географии Каверзина Н.А., а с ее работы можно перейти на презентацию нашего ученика Саталина А.
Безусловно, использование ИКТ повышает роль наглядности в обучении. Появляется возможность демонстрации не только картин, фотографий, но и их частей (прием ЛУПА). Вначале показывается на слайде изображение целиком, а затем демонстрируются нужные фрагменты. Так, например, при знакомстве с репродукциями картин Федотова, именно через анализ деталей можно понять авторский замысел («Завтрак аристократа»). Этот же прием используется и при работе с географическими картами («ПКМ»).
Использование ИКТ открывает новые возможности при работе с картами на уроках истории и географии. Так можно организовать работу на сравнение нескольких карт, с помощью функции анимации объекты (водопады, горные вершины на уроках географии, места сражений на уроках истории), местоположение которых учащиеся должны знать и уметь показывать на карте демонстрируются тогда, когда это необходимо учителю по ходу урока. Анимированные карты по истории позволяют лучше понять ход того или иного сражения, изменения политической карты мира, рост территории государства (анимированная карта роста Римской республики) и т.д.
Созданию определенного эмоционального фона на уроках помогают подборки фотографий. Именно с них я начинаю объяснение темы «Первая мировая война». Фотографии иллюстрируют и фронтовые будни, и условия жизни на фронте, и ход военных действий, и роль животных, и конечно же, огромное количество убитых и раненных после каждой военной операции. На уроках географии знакомство с новым материком начинаю с его «визитки», показываю, чем этот материк отличается от остальных, какие рекорды у него имеются.
На уроках географии широко использую виртуальные экскурсии, особенно по городам России. В свое время меня поразила мысль В.В. Путина, который подводя итоги своего президентства, отметил, что лучше узнал свою страну, побывал в уникальных уголках нашего государства. К сожалению, сейчас иностранный туризм развит гораздо лучше внутреннего. Многие семьи отдыхали в Египте, Турции, Испании, но не были в Москве (только в аэропорту), в Питере, Пскове, на озере Байкал или в краю вулканов – на Камчатке… Виртуальные экскурсии позволяют учащимся понять, насколько прекрасна и удивительно неповторима природа и культура нашей страны! Кроме того виртуальные экскурсии позволяют путешествовать не только в пространстве, но и во времени, включая фотографии и пейзажи прошлых веков.
Мультимедийные ресурсы позволяют экономить время и на этапе закрепления нового материала. Вопросы выводятся на экран, поэтому нет необходимости повторять их несколько раз, а после обсуждения демонстрируются правильные ответы.
На этапе обобщения учебного материала, при подготовке к проверочным работам также готовлю мултимедийные материалы. Так можно демонстрировать ряды слов, словосочетаний, где один или два элемента лишние, показать репродукции картин и попросить их озаглавить, оживить работу с лентой времени, выводить на экран исторические или географические карты, где некоторые объекты (города, моря, реки и т.д.) закрыты, и открываются после правильного ответа. Есть специальная технология «Тренажер», которая в легкой и непринужденной форме позволяет запомнить и отработать необходимую информацию. Эта технология широко используется также в начальной школе, при отработке таблицы умножения, правил русского языка, при изучении лексики в преподавании английского языка и т.д.
В старшей школе использую презентации и при подготовке к ЕГЭ по истории, обществознанию. Выводится задача, ученики самостоятельно ее решают, а потом сверяются с эталоном ответа, оказываются в роли экспертов, сравнивают, насколько их формулировки совпадают с теми, которые предлагаются разработчиками. Это позволяет не только вспомнить материал, но и научиться четко и лаконично формулировать свои мысли, а самое главное, позволяет формировать адекватную самооценку, реально самому отследить свой уровень знаний и умений. На уроках по праву ученики сначала самостоятельно выполняют задания, используя распечатки конкретных статей российского законодательства, а затем организуется обсуждение итогов. Эта работа полезна всем учащимся, может быть не все будут сдавать ЕГЭ, но умение использовать законодательство в конкретной жизненной ситуации несомненно пригодится каждому.
Используя ИКТ, можно проводить интересные интегрированные уроки (история - иностранный язык, история - литература, история – МХК...). Примером может послужить урок для 8 класса по теме «Викторианская эпоха», разработанный учителями английского языка Телициной Н.Л., мной и группой студентов исторического факультета НГУ им. Н.Лобачевского.
Отдельная тема, использование презентаций на этапе игрового повторения по типу телевизионного шоу «Своя игра». Подготовка муьтимедийного сопровождения к такому уроку занимает много времени (здесь широко используются эффекты анимации и гиперссылки), но в результате получается урок – праздник знаний! Темы выводятся на экран, для каждого вопроса создается свой слайд, где обозначена тема и «стоимость» вопроса, сам вопрос, а после ответа команд выводится правильный ответ. Что касается наглядности, то она может присутствовать с самого начала, если не будет служить подсказкой для ответа, либо вместе с правильным ответом, как иллюстрация. Сама форма работы позволяет повторить достаточно большой блок материала, кроме того повышается мотивация учащихся. Практически невозможно заставить учеников прочитать к одному уроку 10 параграфов по 5-8 страниц каждый, а здесь они не только учебник штудируют, но еще и в Интернете дополнительную информацию находят!
Безусловно, учащиеся не остаются только зрителями. Они сами активно вовлекаются в процесс создания своих материалов. Уже в 5 классе при выступлении с собственным сообщением ребята часто используют ИКТ. Получаются настоящие научные конференции на уровне класса! Здесь формируется информационная и речевая культура учеников, умение выступать, общаться с аудиторией, слушать и слышать одноклассника, Естественно, что ребята создают свои авторские материалы для выступления на гимназическом, районном НОУ, публикуют свои работы в сети Интернет. Ребята также активно включаются и в создание виртуальных ученических экскурсий по городам нашей страны и улицам нашего города.
В последнее время все более востребованной становится проектная деятельность. Не буду лукавить, для ученического учебного проекта я не веду всей необходимой документации, для меня здесь главное не оформление бумаг, а конкретный результат – проект изучения темы. Для этого формируется группа единомышленников, распределяются вопросы, которые ученики самостоятельно прорабатывают. Далее проговаривается стиль оформления результатов работы, подбирается единый шаблон, с помощью которого они и создают свои презентации. Все они помещаются в единую папку и делается титульная презентация, в которой содержатся гиперссылки на все работы проекта. Получается своего рода журнал презентаций, который в дальнейшем можно использовать либо в полном объеме, либо частично.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что ИКТ – технологии позволяют сделать каждый рабочий урок ярким, насыщенным, интересным и для учителя и для его учеников.
Использованная литература:
1. Аствацатуров Г.О. «Дизайн мультимедийного урока» –Волгоград, 2009
2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории – М., 2009
3. Коджаспирова Г.М. «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах» – М.,2006
4. Хуторской А.В. «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» – СПб, 2004
Категория: История | Добавил: gim25 (29.06.2012) | Автор: Тюлина Лариса Алексеевна E
Просмотров: 1251 | Теги: презентации анимированные карты ИКТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]