Четверг, 25.04.2024, 21:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

«Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории с помощью применения метода «Кейс-стади»
Что является главной задачей современного образования: научить ученика (дать ему знания), или научить ученика добывать знания самостоятельно?
В огромном потоке информации, который сегодня предоставлен и доступен ученику, школа теряет монополию на источник знаний. Простое усвоение учебного материала и его воспроизведений перестает быть востребованным. Ученик, студент, работник нового информационного общества должны уметь четко сформулировать свою цель, найти пути и методы ее достижения, уметь представить свою точку зрения проблемы, доказать, что именно это решение является оптимальным. Следовательно, основой успешности ученика в школе и в дальнейшей образовательной и трудовой деятельности будет сформированная информационно-коммуникативная компетентность – умение работать с информацией разного вида: ее переработка, переосмысление, выведение на новый уровень, собственная подача информации, доведение ее до других людей и т.д. Новые образовательные стандарты учитывают вышеуказанную особенность современного образования. Основной задачей новых стандартов является формирование универсальных учебных действий.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Информационно –коммуникативная компетентность станет основой познавательных и регулятивных УУД.
Одним из вариантов организации учебной деятельности, позволяющих педагогу формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся, может стать применение метода «Кейс-стади»
Метод «Кейс-стади» впервые стал применяться в Гарвардском университете при подготовке менеджеров и экономистов, в настоящее время широко распространен как метод обучения на западе, активно осваивается российским высшим образованием. Внедрение данного метода в преподавании школьных предметов позволит решить сразу несколько актуальных задач: обеспечит деятельностный подход к изучению предмета, поможет формированию информационно-коммуникативной компетентности, станет основой для формирования познавательных и регулятивных УУД.
Кейс – единый комплекс, содержащий: информационные источники различного вида (тексты, графики, диаграммы, статьи, выдержки из источников, презентации и т.д.), учебную проблему или задачу. Кейс может содержать и тестовую часть, вопросы для самоподготовки, контроля по теме. Кейс может быть закрытым, то есть содержать только заданную информацию, или открытым, предполагающим работу с Интернет-источниками, самостоятельным поиском и добавлением информации.
Для учащихся 5-7 классов оптимальным вариантом являются закрытые кейсы. Дозированный объем (чуть больше чем нужно среднестатистическому ученику) информации не позволяет ребенку потеряться в «информационном море», дает ему возможность переработать в заданный временной отрезок определенный объем разнообразной информации, сложить ее в некую логическую систему, определенную учителем или выбранную самостоятельно.
В 8-9 классе кейсы остаются закрытыми с увеличением объема информации и выходом в открытое информационное пространство при выполнении домашнего задания или доработке проекта.
В 10-11 классе учащиеся работают с открытыми кейсами, совершенствуя свои навыки организации работы с информацией различного вида и е оформлением в заданные конструкции (доклад, презентация, тест и т.д)
Рассмотрим вариант работы с закрытым кейсом на уроке истории в 6 классе.
Урок истории (6 класс)
(с использованием метода «Кейс-стади»)
Тема: Владимиро-Суздальское княжество в период феодальной раздробленности.
Цель урока:
 Познавательный аспект: создание условий для понимания учащимися особенностей развития Владимиро-Суздальских земель как будущего центра объединения Руси, выявления основных направлений политики Владимиро-Суздальских князей;
 Развивающий аспект: формирование у учащихся УУД:
Познавательных – работа с информацией различного вида, преобразование информации в процессе выполнения учебных задач;
Коммуникативных – умения работать в паре, группе, выстраивать общение при достижении учебной цели;
Регулятивных – умения планировать свою деятельность, выбирать наилучшие способы для достижения поставленной цели, оценивать качество своей деятельности.
 Воспитывающий аспект: создание условий для формирования у учащихся понимания роли политического лидера и его действий для развития территории, страны.
Оборудование и материалы:
Ноутбуки - 1 на пару, выполняющую задание. Учебник А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. «История государства и народов России 6 класс» М. «Просвещение» 2012 г, Кейс «Князья Владимиро-Суздальской земли», включающий в свой состав: помощник- задание к кейсу, текстовой материал: «Юрий Долгорукий – краткая биография», «Икона Владимирской божьей матери», иллюстрации: портреты князей Владимиро-Суздальского княжества, карта княжества, икона Владимирской божьей матери и др.
Этапы урока.
1. Мотивационный блок - актуализация – Как центр русских земель переместился из Киевского во Владимиро-Суздальскую землю?
2. Целеполагание – учащиеся намечают возможные варианты решения поставленного вопроса. (Примерный вариант: узнать, что позволило Владимиро-Суздальскому княжеству возвыситься?)
3. Содержательная часть.
 Организационный блок.
Учащиеся получают ситуацию-задание: «Перед вами стоит задача –подготовить информацию о том, как политика Владимиро-Суздальских князей помогла превратиться княжеству в центр русских земель» . Определяется время выполнение задачи, вид конечного продукта – презентация (иллюстрации +текст), озвучиваются критерии оценки конечного продукта.
 Работа с кейсом (кейс в приложении)
Учащиеся в парах выполняют задание. Кейс - помощник предлагает паре примерный вариант последовательности выполнения заданий и распределение ролей. Учащиеся могут воспользоваться любым количеством дополнительного материала, могут использовать материал учебника.
 Заключительная часть
Учащиеся представляют проект в следующем виде: первая пара (группа) начинает показ презентации 1 блока- Юрий Долгорукий, 2 пара – Андрей Боголюбский, 3 пара – Всеволод Большое Гнездо. Пары, не участвующие в показе отмечают недостатки и возможность доработки, представляют свои более яркие и удачные страницы. Оцениваются представленные работы по заранее данным критериям.
Критерий: 1 –Логичность презентации (все идет по хронологии, иллюстрации соответствуют тексту) от 0 до 5 баллов
2 – Наполненность презентации – достаточно текста для описания деятельности князей, выделены особенности правления каждого князя, текст проиллюстрирован от 0 до 5 баллов
3- Работа по защите презентации – комментированный показ одного из блоков, участие в обсуждении от 0 до 5 баллов.
Перевод в оценки:
12-15 баллов – «5»
9-11 баллов – «4»
5-8 баллов - «3»
Менее 5 баллов – доработка дома.
Риски урока:
1. Урок рассчитан на определенный уровень подготовки учащихся в области ИКТ (работа с презентациями, копирование и перенос текста, вставка картинок).
2. Урок может занять более 45 минут. Следует учитывать, что овладение навыками работы с кейсом потребует больше времени, чем выполнение обычных заданий.
3. Не все пары смогут открыто представить свои работы.
Преодоление рисков:
1. Выяснение уровня подготовленности учащихся с помощью предварительных более простых заданий.
2. Выделение дополнительного времени на работу с кейсом за счет резерва времени, интеграции тем и т.д.
3. Обязательная проверка учителем всех работ учащихся, с акцентированием внимания на положительных сторонах каждой работы.



Приложение к статье My WebPage

Источник: http://Собственная разработка
Категория: История | Добавил: ElenaGG (26.11.2014) | Автор: Горбунова Елена Геннадьевна E
Просмотров: 1592 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 natdvzori  
Уважаемая коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию в конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]