Пятница, 26.04.2024, 01:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

ИНТЕРНЕТ И МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем, быть креативным и коммуникабельным. Поэтому особенно актуальным становится использование в работе Интернета и мультимедиа технологий. Они существенно меняют роль учителя. Педагог перестает быть просто урокодателем, он превращается в координатора учебного процесса, который способен решать не только управленческие задачи, но и творческие, креативные, определять основные направления индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности учащихся с использованием мультимедиа.
Интернет – демократическая среда, где каждый может разместить любую информацию. При организации учебного процесса в интегрированной информационной среде учащиеся, в поисках дополнительного материала, могут встретиться с информацией не совсем грамотной, бесполезной, а то и просто вредной для их душевного, психического здоровья. Вот почему учителю необходимо работать над формированием у своих учеников критического мышления, под которым подразумевается разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать. Перед учителем ставится задача не только отследить материал, но и правильно организовать его поиск и отбор. Все это требует, чтобы сам учитель был компетентен в вопросах использования Интернета.
Применение Интернета и мультимедиа технологий в работе учителя истории возможно по четырем основным направлениям.
Первое направление предполагает использование ИКТ на уроках истории и обществознания. Это способствует повышению интереса к изучению этих предметов. Происходит расширение образовательного пространства всех учащихся без исключения через привлечение новых источников информации, использование виртуальных образов, развитие умений и навыков работы с цифровыми носителями. Все это может повысить интерес к самому процессу обучения. Хорошо известно, что изучение истории, особенно Новейшего времени (современной), требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и резюмировать. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания исторических явлений и общественных процессов. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения – это персональный компьютер, мультимедиа проектор и Интернет. Их использование позволяет:
• совершать виртуальные экскурсии во времени и в пространстве;
• увидеть портреты исторических личностей, предметы материальной культуры определенных цивилизаций и многое другое;
• познакомиться с текстами исторических документов-первоисточников, для формирования умений анализа, сопоставления и выработки собственных выводов и умозаключений;
• из всего множества информации выбрать наиболее важную и в кратком виде представить ее в схемах, таблицах, графиках и диаграммах;
• применять либо в полном виде, либо элементы исследовательской и проектной деятельности, проблемного метода и других современных педагогических технологий;
• вовлечь в активную познавательную деятельность всех учащихся, которые будут учиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией;
• каждому ученику реализоваться и самоутвердиться в учебной деятельности.
Очень важно, чтобы у всех участников учебного процесса была возможность самовыражения, создания собственного продукта познавательной деятельности, что может быть как его собственной инициативой, так и предъявлением отчетной работы по предмету. Широкие возможности мультимедиа технологий позволяют учитывать личностные интересы каждого участника и строить процесс обучения с учетом его индивидуальных особенностей, психологических способностей каждого обучающегося. Работа в открытой среде предъявляет особые требования участникам не только в плане умений использования преимуществ информационных технологий, но и в плане соблюдения культуры коммуникации, предельно уважительного отношения друг к другу в Сети (См. приложение). Переход в открытую среду общения учителя с учеником (электронная почта, чат и др.) требует от учителя быть особо внимательным, соблюдать не только общепринятые правила общения и поведения, но и педагогические принципы опоры на положительные качества личности. Вместе с тем учащиеся, обладающие высоким уровнем мотивации работы в информационной среде, подготовлены для обучения, они могут строить свои образовательные маршруты, конструировать свои знания. Организуемые учителем обсуждения результатов образовательных путешествий, помогают убедиться ученику в правильности сделанных выводов, или понять свои ошибки в процессе рефлексии.
Таким образом, использование Интернета и мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала, усилить образовательные и воспитательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий и реализации дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Второе направление позволяют учителю решать очень важную задачу – подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно использовать отсканированные готовые тесты, напечатанные в соответствующих изданиях, задания из демонстрационных версий и банка на сайте поддержки ЕГЭ (www.ege.edu.ru), а также CD из серии «Готовимся к ЕГЭ». Это может быть коллективная, индивидуальная, контрольная работа с комментариями учителя или без них как непосредственно на уроках, так и на элективных курсах. Каждый учащийся может установить такую программу дома, чтобы тренироваться в выполнении заданий ЕГЭ в свободное время. На сайтах поддержки ЕГЭ есть возможность интерактивного решения тестов с выставлением оценки по стобалльной и пятибалльной системе и анализом допущенных ошибок.
Третье направление использования Интернета и мультимедиа технологий – это внеурочная деятельность учащихся. Она занимает важное место в образовательном процессе, потому что помогает раскрытию в большей степени творческих способностей учащихся. Как известно, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности. Выготский Л.С. писал: «…жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому...» [1]. Использование мультимедиа технологий во внеурочной деятельности позволяет сформировать историческое мышление и развить больший интерес к предмету через изучение истории своей семьи и малой родины (региональный компонент). Как сказал академик Д. Лихачев: «Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине» [2]. Этот важный методологический прием познания от частного к общему вовлекает детей в интереснейший процесс исследования. Очень важно, что ребята не только видят результаты своей работы – это исследования, сетевые проекты, презентации, публикации, но и учатся их публично представлять как на очных, так и заочных конференциях, конкурсах, проектах.
Так формируется активная жизненная позиция учащихся, конкурентоспособность.
При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать – для учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–7-х классов – 20 минут, 8–9-х классов – 25 минут, 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут [4].
Четвертое направление – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование и повышение квалификации.
Интернет, в данном случае, выступает как один из инструментов организации процесса непрерывного повышения квалификации учителей на основе взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в Сети, направленная на развитие и самосовершенствование всех участников, где поведение каждого выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных[3].
Для самообразования педагога важное значение имеет общение с коллегами. Очень часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество учителей помогает в удобное время, имея доступ в Интернет, общаться с единомышленниками в масштабе не только страны, но и мира. А это повышает уровень профессиональной культуры.
Формы сетевого взаимодействия могут быть различны.
• Мастер – класс.
• Педагогические семинары и конференции.
• Форумы и блоги. Каждое сообщество имеет свой форум, где педагоги могут обсуждать интересующие их проблемы, получать советы и консультации, делиться своими мыслями, находить единомышленников. Каждый учитель может создать свой блог, регулярно обновляемый журнал или дневник, состоящий из индивидуальных сообщений в обратнохронологическом порядке (новые записи раньше старых), в котором можно представить себя, свой опыт.
• Сетевые консультации – новая форма повышения квалификации, позволяющая заинтересованным учителям задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ в режиме онлайн.
• Дистанционные курсы повышения квалификации.
• Интернет – конкурсы и фестивали.
Кроме этого еще есть интернет-диалоги, круглые столы, тренинги, создание персонального сайта. Такую возможность предоставляют бесплатные конструкторы сайтов, например, Ucoz.
Таким образом, в результате использования учителем в своей работе Интернета и мультимедиа технологий, решаются важнейшие стратегические задачи обновления и развития нашего общества, создаются условия для развития коммуникативной личности, способной осваивать новую высокоавтоматизированную среду обитания.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991
2. Лихачев Д. Заметки о русском. – М., 1984
3. Рудакова Д.Т., Владимирова Л.П. Методические вопросы организации и проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде обучения. [Электронный ресурс] / Веб-сайт. Режим доступа: www.ict.edu.ru/eor2008/files/467.doc
4. Санитарные Правила и Нормы 1996г; СанПиН 2.2.2.542– 96
ПРИЛОЖЕНИЕ

Категория: История | Добавил: Hope (11.08.2013) | Автор: Надежда Николаевна Рыбченко E W
Просмотров: 2188 | Комментарии: 2 | Теги: интернет, образование, технологии, информационная среда | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 2
1 ssn1957  
Надежда Николаевна!
Ваша статья допущена к участию в Конференции.
С уважением, Серебряков С.Н., тех.эксперт

2 Hope  
Большое спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]