Четверг, 02.05.2024, 06:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

МЕТОД ПРОЕКТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)
Современный выпускник должен не только хорошо владеть знаниями в рамках школьной программы, но и уметь ориентироваться в жизненных ситуациях. Для этого он должен находить пути решения проблем, следовательно, ученик должен развивать в себе творческие способности. Я считаю, что позитивная роль в формировании столь необходимых качеств, принадлежит проектной деятельности. Данная методика основывается на личностно-ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на самостоятельное решение школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Работа в данном направлении крайне актуальна:
1.идеи проекта связаны с реальной жизнью;
2.принципиально меняется взаимодействие учителя и учеников на партнерское сотрудничество;
3.значительно повышается уровень внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями;
4. имеет место быть достаточный уровень автономности учащихся при решении проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Что же такое проект? «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) план, замысел». Следовательно, метод проекта - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. Этот метод возник во второй половине 19 в. в США. В 1931г. он был осужден как чуждый советской школе и не использовался до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе активно развивался и приобрел большую популярность. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить"- вот основной тезис современного понимания метода проекта. С 2000 г. проектный метод стал использоваться с внедрением информационных технологий. [1]
Работа над проектом. На протяжении последних 3 лет на уроках истории и краеведения я старалась использовать данный метод. Осуществляя этот вид деятельности, мною учитывалась специфика работы со школьниками.
I этап подготовка и планирование (осуществляется совместно).
II этап выполнение работы (ученики осуществляют самостоятельно под кураторством педагога)
III этап защита проекта ( проходит чаще всего на уроке).[2]
Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов даёт ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее, как правило, за 1-2 недели до запланированного урока. При ее выполнении школьники учатся работать с медиоресурсами школы, получать материал из сети Интернет, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами. Финальной частью работы над проектом является его презентация.
Сегодня презентация – это форма коммуникации, демонстрирующая чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии. Все это помогает создать эффективный результат проекта и обеспечивает успех.
При разработке необходимо учитывать, что презентация:
1)быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
2)вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации и усиливает воздействие выступления.
Творческие работы выполняются учениками как индивидуально, так и в группах. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности:
понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов,
уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности.
В работе с учениками я учитываю, что в современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом.
Виды проектов. В своей работе я чаще применяю два вида проектов: исследовательский и творческий.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. Этот вид деятельности я предлагаю для выполнения старшеклассникам.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру: определение потребности; исследование (дизайн-анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; его планирование и изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм). Творческие задания мною предлагаются с 5 класса после изучения основных тем. Они включают в себя: 1. выполнение рисунка, отображающего историческую эпоху; 2. составление кроссворда по пройденным темам; 3. написать сочинение-путешествие в прошлые цивилизации. Осуществление подобных работ значительно повышает интерес к предмету и стимулирует познавательную активность учеников.
Роль проектной деятельности. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности. Совместная работа стимулирует учащихся к поиску дополнительной информации, к оценке полученных собственных результатов. Практика показывает, что уроки с применением ИКТ обеспечивают более успешное запоминание и идентифицированное воспроизведение информации, расширяя кругозор. Ведущей педагогической идеей является повышение познавательной активности учеников и развитие их творческих способностей. Главным механизмом подготовки творческих проектов является мотивация к изучению предмета. При диагностике мотивации учебной деятельности необходимо знать уровень познавательной активности. В исследовании участвовали ученики 5—9 классов.
Был получен следующий показатель: - Высокая познавательная активность — 14 %
- Средняя познавательная активность — 56 %
- Низкая познавательная активность — 30 %.
После выполнения творческих работ была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты: - Высокая познавательная активность - 29 %
- Средняя познавательная активность — 58 %
- Низкая познавательная активность - 13 %.
В результате использования метода проекта уменьшилось количество учащихся с низкой познавательной активностью на 17 % и увеличилось с высокой познавательной активностью на 15 % . Работа над проектом имеет определенную последовательность. Я руководствуюсь листом планирования и проведения проекта. Он – универсален и позволяет работать любому предметнику.

Лист планирования проекта по предмету и этапов его проведения.
1. Продумывание учителем темы проекта и выбор возрастной категории учащихся
2. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов темы
3. Формулирование дидактических целей проекта :
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- навыков публичного выступления, умений излагать материал доступно и интересно;
4. Формулирование методических задач.
Обучающие цели:
- научить обрабатывать информацию при работе с текстом учебника, доп. литературой;
- научить пользоваться информационной технологией для оформления работы;
Развивающие цели:
- развитие умений работы с историческим документом;
- развитие навыков на основе фактов делать выводы и обобщения;
Воспитывающие цели:
воспитание толерантности и уважения к героическому прошлому Родины и края
5. Формулирование проблемы
6. Определение творческого названия проекта
7. Обсуждение плана работы учащихся (проведение социологического опроса, подготовка теоретической части работы, подготовка презентации)
8. Обсуждение со школьниками возможные источники информации (сохраняя авторское право): школьная и городская библиотека, школьные учебники, материал Интернета
9. Самостоятельная работа учащихся в течение не менее недели.
проведение социологического опроса с целью выяснения актуальности темы.
поиски материал в библиотеках, в Интернете;
встреча с очевидцами события, подготовка теоретического отчета.
основываясь на собранном материале, подготовка презентации
Консультирование, безусловно, осуществляется преподавателем.
10. Защита и оценка полученных результатов [3]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная методика является альтернативным подходом в современной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования личностных качеств.
Из опыта работы.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Наиболее распространенный способ работы с ИКТ - создание презентации.
1. а. Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Общественно–политическое устройство России в XVII веке” можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти (“Большой наряд”). Кроме того, презентация позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени. Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что явно повышает интерес к изучению предмета. Например, в 10 классе старшей школы тема «Восстания декабристов» не выделяется как самостоятельная. Использование информационных технологий даёт возможность за 15 минут представить тему, а затем больше внимания можно уделить осмыслению вопроса «Последствия выступления декабристов».
б. На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений.
2. Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства” и программа “Атлас древнего мира” позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира.
3. ИКТ предоставляют прекрасную возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.
4. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Основные этапы работы:
актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления работы);
определение сферы исследования (формулировка основных вопросов);
выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках);
определение последовательности проведения исследования;
анализ и обобщение полученных материалов
подготовка презентации
защита собственных работ.
Только в комплексе возможно получить положительный результат, закрепив тем самым интерес к предмету. Например, ученица 9 класса готовила проектную работу по теме «История создания памятника Владимиру Храброму в Серпухове». Совместно мы определили актуальность данной работы – монумент был воздвигнут в 2009 году, и полного изучения данного вопроса еще нет. Была поставлена задача: систематизировать существующие информацию с момента принятия решения создания памятника до его открытия. Тем самым ограничен период исследования - XXI век. Проведенный социологический опрос доказал необходимость и полезность данного исследования. Систематизация и подборка материала для работы определили направленность текстового и иллюстративного материала. Созданная впоследствии презентация дала возможность в привлекательной форме продемонстрировать результат исследования. В дальнейшем работа была представлена на городской краеведческой конференции, но недостаточной опыт ораторского мастерства не дал результатов. Участие в Международной научно-практической конференции в феврале 2010 и повторное выступление более уверенно и компетентно, что привело к успеху – награждение Дипломом 1 степени.
Таким образом, информационные технологии являются незаменимым средством обучения при изучении курса истории, как в основной школе, так и в старшей. А метод проекта является наиболее продуктивным способом обучением. В его основе лежит отличная от традиционной системы парадигма: «ученик-учебник-учитель». Данный метод развивает актуальные компететности: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно - значимой проблемы, научное исследование.

Литература:
1.Карачев А.А., Каплин Р.Е. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии, 7 с.
2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов.– М.:АРКТИ, 2003.
3.Герасимова Организация проектной деятельности в школе // Преподавание истории в школе. – 2007 г. - №5
4.http://www.school.edu.ru - Российский Общеобразовательный Портал.
Категория: История | Добавил: OLGA7 (16.10.2011) | Автор: Семибратова Ольга Вячеславовна E
Просмотров: 1543 | Теги: планирование проекта, исследовательский проект, медиоресурсы, творческий проект, метод проекта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]