Вторник, 06.12.2016, 22:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Лариса

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

Мультимедиа технологии в преподавании истории и обществознания как средство успешной социализации личности (из опыта работы).
Компетентностный подход к обучению в среднем профессиональном образовании предполагает, что будущий специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
• организовывать собственную деятельность,
• определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,
• оценивать риски и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,
• осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,
• использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности,
• работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами,
• брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий,
• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации,
• развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
Задачи перед преподавателями поставлены обширные и достаточно сложные. Не секрет, что современные дети читают мало и неохотно, учеба кажется им скучной, они часто задают вопросы: «А зачем мы это изучаем?», «Нам это пригодится в жизни?» Зато они много времени проводят за компьютером. Многим из них комфортнее общение в виртуальном мире, а в общении с реальными людьми они испытывают затруднения. Мы живем в век информационных технологий, и сегодня уже никто не сомневается в том, что их использование в образовательном процессе помогает решить многие проблемы. Цель своей педагогической деятельности в рамках изучения истории и обществознания я вижу в создании условий для более успешной социализации личности в современном мире через использование мультимедиа технологий. Применение мультимедиа технологий хорошо сочетается с другими технологиями: развивающегося обучения, проблемного обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, технологией проектов.
Эффективность процесса обучения зависит не от материала, а от того, каким образом этот материал подается. По всем темам курса истории и обществознания мной разработаны презентации. Однако, лекция, даже с использованием презентации, требует разнообразия деятельности: работы с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и активности обучающихся на занятии, снижает утомляемость. И здесь большие возможности открывает использование открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС), которые представляют собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. Это очень удобно, так как ОМС включает в себя один или несколько электронных учебных модулей (ЭУМ) - мультимедиа продуктов, решающих определенную учебную задачу. Я использую их на различных этапах учебного занятия: актуализации знаний, введения нового материала, закрепления, контроля. Мои студенты очень любят работать с ЭУМ при закреплении и самоконтроле изученного материала. Многие задания требуют от обучающегося интерпретации или применения полученной по теме информации, а не просто ее извлечения из памяти, некоторые задания даны в игровой форме. Активизации познавательной деятельности обучающихся способствует использование видеоматериалов. Анимационный сериал «История государства российского»— проект ТВЦ, созданный на основе труда Н.М. Карамзина. 4-минутные серии, выполненные в технике трехмерной компьютерной анимации в сочетании с документальной хроникой, рассказывают о большом историческом периоде — от призвания варягов до правления Екатерины II. Использую анимированные карты, фрагменты сражений и другой материал из этого цикла при создании своих презентаций. Достойное место на занятиях по истории занял зрелищный и при этом очень информативный сериал «Романовы», в котором умело сочетаются элементы документального и игрового кино, анимации и информационной графики. 24-минутные серии позволяют организовать аналитическую работу после просмотра серии по заранее озвученным вопросам, поставить проблему, которую обучающиеся решают в ходе изучения темы, а так же служат своеобразными «мостами» к изучению других тем, относящихся к данному правлению. Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в моей педагогической деятельности. Ежегодно для студентов 1 курса в колледже проводятся внеурочные мероприятия, посвященные Дню Победы. Занятия, посвященные Великой Отечественной войне, невозможно представить без видеоматериалов. При изучении данной темы использую созданные мной на основе документального сериала «Великая война» видеоролики по всем крупным сражениям периода войны. Один из них, «Битва за Москву», представлен в приложении. Также предлагаю студентам участвовать в проекте «Моя семья в годы войны». В рамках данного проекта в программах PowerPoint и Movie Maker студенты создают либо презентацию, либо видеоролик с использованием фотографий, документов военной поры, воспоминаний, сохранившихся в их семьях. Представление этих проектов всегда вызывает живой отклик у слушателей. Участвуют студенты и в другом проекте - "История моей семьи в истории России" (одна из работ данного проекта представлена в приложении). Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, в ходе реализации проекта на практическом уровне обучающиеся овладевают умением выбирать соответствующие стоящей задаче средства, принимать решения, получают возможность развить способность к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Большие возможности по формированию общих компетенций предоставляет обществознание – учебный предмет, который отвечает за включение каждого обучающегося в современный мир, то есть способствует социализации. Максимальная приближенность учебного материала к реальной жизни дает возможность обучающимся получить огромный личный социальный опыт, а применение мультимедиа технологий – сделать этот процесс занимательным, интересным и полезным. Так, при изучении темы «Избирательная кампания в Российской Федерации» провожу ролевую игру «Выбираем мэра»: одни студенты выступают в роли избирателей, другие – в роли кандидатов в мэры и их доверенных лиц, третьи – в роли членов избирательной комиссии. «Кандидаты в мэры» получают задание снять или создать из имеющихся в Интернете материалов видеоролик, рассказывающий о какой-либо проблеме нашего города и предложить ее решение. Представление роликов во время встреч с «избирателями» часто вызывает острые дискуссии.
В процессе обучения считаю важным дать студентам возможность побыть преподавателем. Студенты с внутренней мотивацией, конечно, много учатся сами, но они получат еще больше пользы, если поделятся своими знаниями. Поэтому изучение некоторых тем, особенно связанных с изучением культуры, я поручаю подготовить отдельным студентам, курируя, конечно, их подготовку. Они подбирают группу студентов, с которыми будут готовить данную тему, определяют задачи, распределяют задания, готовят презентации и защищают их на занятии. Некоторые презентации я размещаю на сайте www.uchportal.ru. Для авторов очень важно, что их презентации смотрят, скачивают и благодарят за качественно выполненную работу. Это повышает их самооценку.
Стоит сказать и о том, что Интернет предоставляет широкие возможности для участия обучающихся в различных телекоммуникационных и дистанционных проектах, олимпиадах. Так, мои студенты участвуют в Международной олимпиаде по основам наук, в областной виртуальной игре «Люби и знай свой край», в областной интернет-олимпиаде по информационным технологиям «Город Омск в фактах и событиях».
Меня, как преподавателя, всегда волновал вопрос: «Как сделать обучение интересным?» Образование должно быть занимательным, это относится и к школьникам, и к студентам. Человек получит знание только в том случае, если захочет его получить. Можно, конечно, заставить его, только это вряд ли поможет. Он может выучить, ответить на занятии, зачете, экзамене, но вскоре все равно забудет. Ему либо интересно на занятии, либо нет - и тогда он будет «сидеть» в телефоне или найдет, чем еще заняться. Мультимедиа технологии – один из вариантов, как сделать обучение интересным и полезным. Здесь главное – не навредить, как писал У.Шекспир, «лишь в чувстве меры истинное благо».
Использованные литература и источники:
1. Салман Хан: «Использовать видео, чтобы изменить образование» - http://mel.fm/2015/11/10/ted
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
3. ФГОС СПО - http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm256-1.pdf
4. http://statehistory.ru/968/N-M-Karamzin--Istoriya-gosudarstva-Rossiyskogo-online/
5. http://www.ivi.ru/watch/romanovyi
6. Великая Война. 4 Серия. Битва за Москву - https://www.youtube.com/watch?v=08Mzal-kaBk
7. 20 советов, как сделать обучение нескучным и эффективным. Пособие Джули Дирксен по новым методикам в образовании - htpp://mel.fm/2015/11/17dirksen
Приложение к статье:
https://yadi.sk/d/e0OCSwx0ntoiY
Категория: История | Добавил: Cliomuza62 (28.01.2016) | Автор: Бровко Зоя Ивановна E
Просмотров: 207 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо.

1  
Уважаемая Зоя Ивановна!
Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в коференции.
Тех. эксперт Н.Л. Мельникова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]