Воскресенье, 23.06.2024, 20:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

Применение интерактивной доски на уроках истории и обществознания в школе.
Применение интерактивной доски на уроках
истории и обществознания в школе.

Кулакова Кристина Викторовна, п.г.т. Волжский,
МОУ Волжская СОШ, учитель, ykimovakv@mail.ru

В условиях современного, быстро изменяющегося российского общества и модернизации образования традиционные методы преподавания истории и обществознания активно расширяются.
Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить учащегося анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда. На современном этапе развития образования многие из существующих подходов, равно как и новые, могут быть воплощены в учебных программах, предполагающих использование электронных интерактивных досок. При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения, моделирования, конструирования, эксперимента.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
На уроке истории в качестве фона можно вызвать карту любого периода истории страны или без названий (контурная карта). Прикосновением к любой области можно задать ее увеличение для более детального рассмотрения. Более того, поскольку на самом деле работает комплект - доска, проектор, компьютер, - то учитель, не отходя от интерактивной доски, может выйти в Интернет и через сеть запросить и отобразить нужную информацию.
Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает". Сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике, виртуально изменит ход истории. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.
С появлением интерактивной доски у меня на уроках снят "вечный вопрос": а кто пойдет отвечать к доске - желающие - все! Наши ученики живут в информационной среде, для них интерактивная доска - это монитор, рядом с ним они чувствуют себя более уверенно, чем у традиционной доски, снимается психологическое напряжение.
Предлагаю рассмотреть на конкретных примерах, как работает интерактивная доска, а именно:
1. Урок по курсу «История России XVII-XVIII вв». (Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина). 7 класс. Тема: «Повторительно-обобщающий урок Россия при Петре I »;
2. Урок из курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» (Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина) 6 класс по теме «Куликовская битва»;
3. Урок по курсу «Обществознание» (Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова). 11 класс профильный уровень. Тема «Глобализация и ее последствия».
Целью первой темы является обобщение, закрепление и систематизация всех знаний учащихся полученных на уроках истории за период царствования Петра I. На этом уроке были использованы такие методы как:
1. Работа с картой. На интерактивной доске карта и обозначения. С помощью этих обозначений нужно было составить схему Полтавской битвы на карте. Этот метод лучше всего позволил запомнить материал, "потрогать", передвинуть положения и указать действия русской и шведской армии;
2. Работа с терминами. Их нужно было не просто записать или рассказать, а поработать со словами на интерактивной доске и переставить их так, чтоб получились правильные определения;
3. Работа с датами. «Исторические пятнашки». Задача восстановить даты в восходящем хронологическом порядке и назвать событие, связанное с этой датой. Этот метод хорош тем, что учащиеся могли проверить свои знания, щелкнув на ссылку рядом с датой, после чего открывался слайд, на котором изображалась картина, гравюра или портрет связанная с этой датой.
«Четвертый лишний». Из представленного ряда дат нужно выбрать и убрать лишнюю и объяснить свой выбор.
4. Работа с текстом. Учащиеся должны были найти исторические ошибки в представленном тексте.
Второй урок должен был дать представление учащимся о подготовке, ходе и итоге сражения «Куликовская битва». На этом уроке интерактивная доска используется как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного материала. О подготовке и итогах сражения учащиеся узнают из рассказа учителя и работая с учебником, а вот ход сражения живо, увлекательнее и запоминающе лучше объяснить с помощью интерактивной доски, на которой можно передвигать и устанавливать на карте обозначения расположения русских войск. Затем попросить выйти к доске ученика и восстановить схему сражения так как он запомнил.
Третий урок обществознания в 11 классе на тему «Глобализация и ее последствия». Здесь интерактивная доска используется как сенсорный монитор, с помощью которого можно переходить по Интернет ссылкам и работать в Интернет пространстве с данными социологических опросов по данной теме, составлять диаграммы, находить определения, в частности в свободной интернет энциклопедии ВикипедиЯ, вести дискуссии, высказывать свое мнение и с помощью Интернета находить подтверждения или опровержения своей точки зрения.
Результаты проведенных уроков в рамках интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности.
Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.
Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.
Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.
Используемая литература
1. Бондарева О. А. Применение интерактивной доски и мультимедиа на уроках истории и обществознания в школе, http://ooc-school.ru/kop2.html
2. Маркин Василий Владимирович Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г. Семикаракорска» Ростовской области (МОУ «СОШ №1им.Б.Н.Куликова» г.Семикаракорска) http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/4/II-4-22.html
3. Синкина И.А., учитель истории, обществознания, музыки
ГОУ ЦО № 1862 г. Москва http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-359
Категория: История | Добавил: Kulakovakv (05.12.2011) | Автор: Кристина E
Просмотров: 3848 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]