Среда, 08.05.2024, 05:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

разработка открытого урока по теме "Коллективизация в СССР"
ЧАСТЬ 1

Тема: «Коллективизация в СССР».

Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: интегрированный (история России + литература).
Цель: Дать учащимся общее представление о Коллективизации в СССР, начавшейся в 1928г.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-развивающие:
Развивать умения анализировать исторические события; осуществлять работу по формированию умений составлять рассказ по вопросам.

Цели урока.
Образовательная:
1. Сказать о кризисах, возникших накануне коллективизации.
2. Объяснить учащимся смысл понятия коллективизация, крестьяне-середняки, раскулачивание, кулаки, подкулачники.
3. Определить цели и причины принятия коллективизации.
4. Выявить социальные и экономические итоги и последствия коллективизации.
5. Интегрировать тему урока «Коллективизация в СССР» с литературой (роман Михаила Шолохова «Поднятая целина».

Развивающая:
продолжить формирование умения анализировать реальные исторические события, делать выводы, воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы

Воспитательная:
продолжить формирование у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.

Основные знания.
Коллективизация – создание коллективных хозяйств в СССР, раскулачивание.

Понятийный аппарат: Коллективизация, крестьяне-середняки, раскулачивание, кулаки

Оборудование и материалы.
Презентационный материал по теме «Коллективизация в СССР», мультимедийная система, рефлексии, раздаточный материал в форме таблицы «Хроника коллективизации с 1928-1937гг.», документы: Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», статья Сталина «Головокружение от успехов», отрывки из художественного фильма по роману М.Шолохова «Поднятая целина».

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Готовы ли вы сегодня работать в полном объеме? Тогда я предлагаю начать урок.
Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке?
Учащиеся: «Развертывание форсированной индустриализации. Итоги первых пятилеток».
Учитель: Отлично, в связи с этим мы с вами закрепим материал прошлого урока и приступим к изучению нового.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
1)Индивидуальный опрос:
А) Работа у доски по карточке № 1.
Написать причины индустриализации (ответ: 1. Достижение экономической независимости. 2. Создание мощной оборонной промышленности. 3.Формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации)– 1 человек.
Б) Работа по карточке № 2.
Перечислить источники осуществления индустриализации (ответ: 1. Монополии внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота за границу). 2. Внутренних денежных займов у населения (в 1925-1930-хгг. занято было у населения более 2 млрд. руб, в 1933-1937гг. – более 4 млрд.руб.). 3. Увеличения подоходного налога и розничных цен на товары. 4. Трудового энтузиазма народа. 5. Использование внеэкономического принуждения (труд заключенных и репрессированных в системе ГУЛАГА) – 1 человек.
2) Фронтальный опрос. Рефлексии (работа по презентационному материалу)
СЛАЙД 1. Рефлексия-1. Выбрать верный термин определению. Процесс создания крупного машинного производства в промышленности:
А) Коллективизация
Б) Индустриализация
В) Мобилизация
Г) Социализация
СЛАЙД 2. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ – ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

СЛАЙД 3. Рефлексия-2. Назвать год, когда был взят курс на индустриализацию:
А) декабрь, 1925
Б) декабрь, 1926
В) декабрь, 1927
Г) декабрь, 1928
СЛАЙД 4. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ – ДЕКАБРЬ, 1925

СЛАЙД 5. Рефлексия-3. На каком съезде был определен курс на индустриализацию? Выбрать верный ответ.
А) XIV съезд
Б) XV съезд
В) XVI съезд
Г) XVII съезд
СЛАЙД 6. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ - XIV съезд

СЛАЙД 7. Рефлексия-4. Чем на самом деле оправдывалось осуществление индустриализации? Выбрать верный ответ.
А) внешней опасностью извне
Б) созданием рабочего класса
В) технико-экономической отсталостью народного хозяйства
Г) догнать и перегнать капиталистические страны
СЛАЙД 8. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ - ВНЕШНЕЙ ОПАСНОСТЬЮ ИЗВНЕ

СЛАЙД 9. Рефлексия-5. В каком году началось Стахановское движение?
А) 1927
Б) 1928
В) 1934
Г) 1935
СЛАЙД 10. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ – 1935.

Объявление учителем темы, цели и плана урока. Постановка проблемного вопроса.
Вводное слово учителя.
СЛАЙД 11. (запись в тетради). Сегодня мы с вами начинаем новую тему «Коллективизация в СССР».

СЛАЙД 12. Цели урока:
1. Напомнить учащимся о кризисах, возникших накануне коллективизации.
2. Объяснить учащимся смысл понятий коллективизация, крестьяне-середняки, раскулачивание, кулаки, подкулачники.
3. Определить цели и причины принятия коллективизации.
4. Выявить социальные и экономические итоги и последствия коллективизации.
5. Интегрировать тему урока «Коллективизация в СССР» с литературой (роман Михаила Шолохова «Поднятая целина».

СЛАЙД 13. План урока:
1. Коллективизация, ее причины и цели.
2. Год великого перелома.
3. Раскулачивание.
4. «Головокружение от успехов».
5. Итоги и последствия коллективизации.

СЛАЙД 14. Понятийный аппарат:
Коллективизация, крестьяне-середняки, раскулачивание, кулаки.

СЛАЙД 15. Сегодня в центре нашего внимания стоит проблемный вопрос, на который в конце урока вам необходимо будет ответить:
Вопрос: Как коллективизация в нашей стране повлияла на личность крестьянина с юридической точки зрения?

Объяснение нового материала.
I. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ.
Учитель: К середине 20-х годов нарду с индустриализацией стал вопрос о подъеме сельскохозяйственного производства.
Перед тем, как записать понятие коллективизация, я предлагаю вам обратить внимание

СЛАЙД 16. на слайд презентации «Соотношение социальных групп крестьянства в 1928 году».
Учитель задает вопрос учащимся: Итак, кто представляет основную массу населения в аграрном секторе?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя: Кулаки.
Учитель: верно. Вторая категория?
Учащиеся: середняки.
Учитель: Середняки были умные и расчетливые хозяева, сумевшие в голодные годы Гражданской войны прокормить страну.
Учитель: Третья категория крестьян - это бедные крестьяне, которые не платили налогов и нанимались на работу к более зажиточным крестьянам.
Вот такой процент населения составлял в 1928 году.
Я акцентировала ваше внимание на этом слайде потому как именно об этой категории людей пойдет сегодня речь. А кто такие середняки и кулаки мы запишем немного позже.

Учитель предлагает учащимся записать нижеуказанный термин.
А сейчас записываем определение. Внимание на экран.

СЛАЙД 17. Коллективизация - это насильственный процесс создания крупных коллективных хозяйств на селе.
Коллективизация имеет свои четко выраженные хронологические рамки, в соответствии с которыми мы с вами сегодня будем разбирать данную тему.
(Запись в тетрадях) Решение о создании колхозов было принято на XV съезде ВКП(б) в декабре месяце 1927г.
Но говорить, о том, что коллективизация началась именно в этом году нельзя, так как курс на сплошную коллективизацию был взят лишь 1929 года.

СЛАЙД 18. Причины коллективизации (запись в тетрадь).
1. Перекачка средств из аграрного сектора в промышленный для осуществления индустриализации.
2. Обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни.
3. Кризис, возникший в стране в годы НЭПа, связанный с хлебозаготовительным кризисом.
Учитель: Давайте вспомним, что же это за кризис, возникший в годы НЭПа, и в какие годы он возник?
(выслушивание ответов учащихся).

СЛАЙД 19. Цели коллективизации (запись в тетрадь):
1. Создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств для обеспечения хлебозаготовок.
2. Ликвидация кулачества как класса.

Исходя из вышеперечисленных причин, обратите внимание, данный процесс был связан с процессом индустриализации. И сегодня многие историки предлагают не разделять эти два процесса, так как именно аграрный сектор должен был сыграть важную роль в создании крупного машинного производства в стране (индустриализации).

II. ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА.
Учитель продолжает объяснять учебный материал и предлагает учащимся воспользоваться раздаточным материалом (таблицей «Хронология коллективизации») (без записи в тетрадях).
Учитель: давайте обратимся к таблице раздаточного материала.
Таб.№ 1. В 1928 году начинается форсированное (ускоренное) создание колхозов.

Но отправной точкой «сплошной насильственной коллективизации» считается 1929 год, так как
Таб.№2. СЛАЙД 20. 6 ноября 1929г. в газете «Правда» № 259 была опубликована статья Сталина «Год великого перелома», в которой 1929 год был объявлен годом «коренного перелома». В статье Сталин призывал население страны к сплошной коллективизации, и вместе с тем утверждал, что в колхозы в массовом порядке пошли крестьяне-середняки.

Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь понятие:
СЛАЙД 21. Крестьяне-середняки – это крестьяне, которые владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба и не использовали наёмный труд односельчан.
Для оказания помощи местным властям в деревню для создания колхозов было направлено 25 тысяч городских рабочих-коммунистов так называемых «двадцатипятитысячники».
Учитель предлагает учащимся просмотреть отрывок из художественного фильма «Поднятая целина» М. Шолохова (приложение № 1).
- Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма по произведению Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина», повествующий о прибытии в донской хутор Гремячий Лог коммуниста Семена Давыдова, являющийся посланцем партии и рабочего класса (двадцатипятитысячником), и который, впоследствии, возглавил борьбу за новую жизнь в казачьем хуторе.

СЛАЙД 22. Просмотр отрывка.

III. РАСКУЛАЧИВАНИЕ.
Коллективные хозяйства на селе создавались тяжело. При этом на сельских собраниях местные власти пользовались противоречиями, существовавшими между зажиточными крестьянами и бедняками, так как на собраниях именно односельчане определяли, кто в их деревне подлежит раскулачиванию.
Учитель предлагает учащимся просмотреть отрывок из художественного фильма «Поднятая целина» по произведению Михаила Шолохова (см. приложение № 2).
- Сейчас я предлагаю вам просмотреть следующий отрывок из фильма «Поднятая целина». Здесь ярко показано как решался вопрос о создании колхоза в донском хуторе Гремячий Лог в начале 30-х годов. Кто и как из крестьян относился к данному процессу и как власти относились к зажиточным крестьянам-кулакам. А после просмотра мы с вами запишем понятие «раскулачивание». Пожалуйста, все внимание на экран.
СЛАЙД 23. Просмотр отрывка.

Учитель предлагает учащимся записать понятие «раскулачивание».
СЛАЙД 24. Раскулачивание – это ликвидация в СССР хозяйств кулаков и высылка их в отдаленные малопригодные для жизни районы в середине 1930-х годов.

Дело в том, что власти не дали точного определения, кого считать кулаками. Но в общепринятом смысле кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, кто имел 2-ух коров, или 2-ух лошадей, или хороший дом.

Таб№3. СЛАЙД 25. 30 января 1930г. советским правительством было принято Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». В соответствии с этим документом начинается процесс раскулачивания.
Учитель: Выдержку из данного документа нам зачитает КОНДРАТЬЕВА ВЕРА (документ прилагается).
(Учащаяся зачитывает отрывок из документа)
Хочу к документу добавить один момент: наиболее активные кулаки, которые протестовали против политики партии, подлежали расстрелу, и сегодняшняя статистика расстрельных крестьян насчитывает 1млн. человек.
Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми и стариками. Всего к 1932 году в специальных поселениях насчитывалось около 5 млн. человек.

IV. «ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ»
Во многих районах (особенно на Украине, Кавказе и Средней Азии) крестьяне оказывали сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления волнений были привлечены регулярные войска Красной армии. Крестьяне, отказываясь вступать в колхозы, уничтожали свой скот и орудия труда, чтобы не достались большевикам. Совершались террористические акты против двадцатипятитысячников и местных властей. В стране нарастало массовое крестьянское недовольство. Все эти действия дезорганизовали работу колхозов.

Таб.№4. СЛАЙД 26. Сталин, опасаясь недовольства со стороны крестьянства, 2 марта 1930г. опубликовал статью «Головокружение от успехов», в которой он признал «перегибы на местах» и возложил вину на местное руководство.
Учитель: Выдержку из этого документа нам зачитает ШАЛИНА ЕКАТЕРИНА (документ прилагается).
Следует отметить, что вместе с тем правительство разрешило крестьянам выйти из колхозов. После этой статьи Сталин стал восприниматься крестьянами как народный заступник. Начался массовый выход крестьян из колхозов. В них осталось лишь только 29% крестьян, которые добровольно вступили в коллективные хозяйства.
Таб.№5. Однако уже в сентябре 1930 года руководство страны направило местным партийным организациям письмо, в котором вновь потребовало мощного подъема колхозного движения. К числу кулаков уже приписывались и середняки (ведь необходимо было выполнить “план по раскулачиванию”), которые из страха опять возвращались в колхоз.

Таб.№6. СЛАЙД 27. В 1932-1933 годах в стране возник страшный голод, который охватил ряд районов (Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал и Казахстан), и в ходе которого погибло от 3 млн. до 8 млн. человек. Руководство страны не оказало никакой помощи голодающим и более того, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать об этом в газетах. Правительство вынуждено было приостановить коллективизацию.

Таб.№7.СЛАЙД 28. 7 августа 1932 вышел Закон «О пяти колосках», суть которого сводилась к тому, что за расхищение колхозной собственности виновные наказывались длительными сроками лишения свободы. Закон предусматривал даже расстрел. Миллионы людей были привлечены к уголовной ответственности по этому закону.

Таб.№8. 27 декабря 1932 году в СССР была введена паспортная система. Ее особенность состояла в том, что колхозники были лишены гражданских прав и паспортов, в отличие от горожан, в связи, с чем они не имели возможности передвигаться по стране.

Таб.№9. В 1934г. осуществление коллективизации возобновилось. На этом этапе началось наступление на крестьян-единоличников (крестьянин, имеющий отдельное самостоятельное хозяйство), для которых был установлен непосильный административный налог. В результате этого происходило разорение личных хозяйств крестьян и им ничего не оставалось делать, как уходить в город на стройки пятилеток, либо вступать в колхозы.
Таб.№10. К 1937г. коллективизация завершилась. Деревня смирилась с колхозным строем. По статистическим данным 93% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы.

СЛАЙД 29. V. ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ.
1. Ликвидация слоя зажиточных крестьян.
2. Отчуждение крестьян от собственности и земли, в связи, с чем сократилась урожайность, поголовье скота и потребление продовольствия на душу населения.
3. Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве.
4. С 1928-1935гг. в стране действовала карточная система распределения продуктов среди населения.
ВЫВОД: Таким образом, коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями в отношении не только кулаков, но и среднего крестьянства. Они были лишены гражданских прав, в отличие от горожан не получили паспорта и были отчуждены от земли.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
СЛАЙД 30. Рефлексия - 1
Насильственный процесс создания крупных коллективных хозяйств на селе в короткий срок называется
1) социализацией
2) коллективизацией
3) национализацией
4) индустриализацией
СЛАЙД 31. Верный ответ - коллективизация.

СЛАЙД 32. Рефлексия - 2
В каком году началась сплошная коллективизация
1) 1928
2) 1929
3) 1930
4) 1931
СЛАЙД 33. Верный ответ – 1929г.

СЛАЙД 34. Рефлексия – 3
Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства предусматривал:
1) передачу всей земли совхозам
2) создание агрогородов на селе
3) переселение в деревню рабочих
4) объединение единоличников в колхозы
СЛАЙД 35. Верный ответ – объединение единоличников в колхозы.

СЛАЙД 36. Рефлексия- 4
Как назывался процесс ликвидации в СССР хозяйств кулаков и высылка их в отдаленные малопригодные для жизни районы в середине 1930-х годов:
1) национализация
2) социализация
3) денационализация
4) раскулачивание
СЛАЙД 37. Верный ответ – раскулачивание.

СЛАЙД 38. Рефлексия- 5
Годы 1932-1933. Что произошло в стране в этот период?
1) год великого перелома
2) головокружение от успехов
3) голод
4) раскулачивание
СЛАЙД 39. Верный ответ – голод.

Учитель: Переходим к проблемным заданиям. Внимание на экран.

СЛАЙД 40. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ: Определите, насколько соответствовали в действительности нижеуказанные лозунги
О коллективизации в ее целях в 30-е гг говорили, что
1. это «революция сверху при поддержке снизу»
2.через нее будет осуществлен переход к социализму
3.она решит классовые проблемы
4. через нее идет мобилизация ресурсов для подъема промышленности
5.она сделает крестьян зажиточными людьми
6.она решит продовольственные проблемы страны

СЛАЙД 41. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Как коллективизация в нашей стране повлияла на личность крестьянина с юридической точки зрения?
(Ответ: Началось разрушение крестьянства как социального слоя. С юридической точки зрения крестьяне были лишены гражданских прав и в отличие от горожан не имели паспортов, не могли менять место жительства, уходить из колхоза без веских причин, оказались «прикрепленными» к земле).

Урок наш подходит к концу, и закончить я его хотела бы словами человека, которого называют совестью ХХ века. И автор этих слов Александр Исаевич Солженицын:
СЛАЙД 42. В период коллективизации “… искореняли сотни самых трудолюбивых, распорядливых, смышлёных крестьян, тех, кто и несли в себе остойчивость русской нации”.

СЛАЙД 43. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать § 48 учебника на стр. 206. В тетрадях подготовить эссе «Когда и как вступали в колхоз ваши родственники (знакомые)?»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЧАСТЬ 2. ПРИЛОЖЕНИЯ: презентация к уроку, сообщения, документы, видеофрагменты:
http://mm-festival.letitbit.net/download/773da7ec1c204f25c556afaa7871eeb0d/LukinovaEI.rar.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/773da7ec1c204f25c556afaa7871eeb0d/LukinovaEI.rar.html
Категория: История | Добавил: Lukinova_Lena_11 (25.06.2012) | Автор: Лукинова Елена Ивановна E
Просмотров: 5983 | Теги: урок истории, коллективизация в СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]