разработка открытого урока по теме "Коллективизация в СССР"
ЧАСТЬ 1
Тема: «Коллективизация в СССР».
Тип урока: Комбинированный. Вид урока: интегрированный (история России + литература). Цель: Дать учащимся общее представление о Коллективизации в СССР, начавшейся в 1928г.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-развивающие: Развивать умения анализировать исторические события; осуществлять работу по формированию умений составлять рассказ по вопросам.
Цели урока. Образовательная: 1. Сказать о кризисах, возникших накануне коллективизации. 2. Объяснить учащимся смысл понятия коллективизация, крестьяне-середняки, раскулачивание, кулаки, подкулачники. 3. Определить цели и причины принятия коллективизации. 4. Выявить социальные и экономические итоги и последствия коллективизации. 5. Интегрировать тему урока «Коллективизация в СССР» с литературой (роман Михаила Шолохова «Поднятая целина».
Развивающая: продолжить формирование умения анализировать реальные исторические события, делать выводы, воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы
Воспитательная: продолжить формирование у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.
Основные знания. Коллективизация – создание коллективных хозяйств в СССР, раскулачивание.
Оборудование и материалы. Презентационный материал по теме «Коллективизация в СССР», мультимедийная система, рефлексии, раздаточный материал в форме таблицы «Хроника коллективизации с 1928-1937гг.», документы: Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», статья Сталина «Головокружение от успехов», отрывки из художественного фильма по роману М.Шолохова «Поднятая целина».
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Готовы ли вы сегодня работать в полном объеме? Тогда я предлагаю начать урок. Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? Учащиеся: «Развертывание форсированной индустриализации. Итоги первых пятилеток». Учитель: Отлично, в связи с этим мы с вами закрепим материал прошлого урока и приступим к изучению нового. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 1)Индивидуальный опрос: А) Работа у доски по карточке № 1. Написать причины индустриализации (ответ: 1. Достижение экономической независимости. 2. Создание мощной оборонной промышленности. 3.Формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации)– 1 человек. Б) Работа по карточке № 2. Перечислить источники осуществления индустриализации (ответ: 1. Монополии внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота за границу). 2. Внутренних денежных займов у населения (в 1925-1930-хгг. занято было у населения более 2 млрд. руб, в 1933-1937гг. – более 4 млрд.руб.). 3. Увеличения подоходного налога и розничных цен на товары. 4. Трудового энтузиазма народа. 5. Использование внеэкономического принуждения (труд заключенных и репрессированных в системе ГУЛАГА) – 1 человек. 2) Фронтальный опрос. Рефлексии (работа по презентационному материалу) СЛАЙД 1. Рефлексия-1. Выбрать верный термин определению. Процесс создания крупного машинного производства в промышленности: А) Коллективизация Б) Индустриализация В) Мобилизация Г) Социализация СЛАЙД 2. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ – ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
СЛАЙД 3. Рефлексия-2. Назвать год, когда был взят курс на индустриализацию: А) декабрь, 1925 Б) декабрь, 1926 В) декабрь, 1927 Г) декабрь, 1928 СЛАЙД 4. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ – ДЕКАБРЬ, 1925
СЛАЙД 5. Рефлексия-3. На каком съезде был определен курс на индустриализацию? Выбрать верный ответ. А) XIV съезд Б) XV съезд В) XVI съезд Г) XVII съезд СЛАЙД 6. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ - XIV съезд
СЛАЙД 7. Рефлексия-4. Чем на самом деле оправдывалось осуществление индустриализации? Выбрать верный ответ. А) внешней опасностью извне Б) созданием рабочего класса В) технико-экономической отсталостью народного хозяйства Г) догнать и перегнать капиталистические страны СЛАЙД 8. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ - ВНЕШНЕЙ ОПАСНОСТЬЮ ИЗВНЕ
СЛАЙД 9. Рефлексия-5. В каком году началось Стахановское движение? А) 1927 Б) 1928 В) 1934 Г) 1935 СЛАЙД 10. ВЕРНЫЙ ОТВЕТ – 1935.
Объявление учителем темы, цели и плана урока. Постановка проблемного вопроса. Вводное слово учителя. СЛАЙД 11. (запись в тетради). Сегодня мы с вами начинаем новую тему «Коллективизация в СССР».
СЛАЙД 12. Цели урока: 1. Напомнить учащимся о кризисах, возникших накануне коллективизации. 2. Объяснить учащимся смысл понятий коллективизация, крестьяне-середняки, раскулачивание, кулаки, подкулачники. 3. Определить цели и причины принятия коллективизации. 4. Выявить социальные и экономические итоги и последствия коллективизации. 5. Интегрировать тему урока «Коллективизация в СССР» с литературой (роман Михаила Шолохова «Поднятая целина».
СЛАЙД 13. План урока: 1. Коллективизация, ее причины и цели. 2. Год великого перелома. 3. Раскулачивание. 4. «Головокружение от успехов». 5. Итоги и последствия коллективизации.
СЛАЙД 15. Сегодня в центре нашего внимания стоит проблемный вопрос, на который в конце урока вам необходимо будет ответить: Вопрос: Как коллективизация в нашей стране повлияла на личность крестьянина с юридической точки зрения?
Объяснение нового материала. I. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ. Учитель: К середине 20-х годов нарду с индустриализацией стал вопрос о подъеме сельскохозяйственного производства. Перед тем, как записать понятие коллективизация, я предлагаю вам обратить внимание
СЛАЙД 16. на слайд презентации «Соотношение социальных групп крестьянства в 1928 году». Учитель задает вопрос учащимся: Итак, кто представляет основную массу населения в аграрном секторе? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя: Кулаки. Учитель: верно. Вторая категория? Учащиеся: середняки. Учитель: Середняки были умные и расчетливые хозяева, сумевшие в голодные годы Гражданской войны прокормить страну. Учитель: Третья категория крестьян - это бедные крестьяне, которые не платили налогов и нанимались на работу к более зажиточным крестьянам. Вот такой процент населения составлял в 1928 году. Я акцентировала ваше внимание на этом слайде потому как именно об этой категории людей пойдет сегодня речь. А кто такие середняки и кулаки мы запишем немного позже.
Учитель предлагает учащимся записать нижеуказанный термин. А сейчас записываем определение. Внимание на экран.
СЛАЙД 17. Коллективизация - это насильственный процесс создания крупных коллективных хозяйств на селе. Коллективизация имеет свои четко выраженные хронологические рамки, в соответствии с которыми мы с вами сегодня будем разбирать данную тему. (Запись в тетрадях) Решение о создании колхозов было принято на XV съезде ВКП(б) в декабре месяце 1927г. Но говорить, о том, что коллективизация началась именно в этом году нельзя, так как курс на сплошную коллективизацию был взят лишь 1929 года.
СЛАЙД 18. Причины коллективизации (запись в тетрадь). 1. Перекачка средств из аграрного сектора в промышленный для осуществления индустриализации. 2. Обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни. 3. Кризис, возникший в стране в годы НЭПа, связанный с хлебозаготовительным кризисом. Учитель: Давайте вспомним, что же это за кризис, возникший в годы НЭПа, и в какие годы он возник? (выслушивание ответов учащихся).
СЛАЙД 19. Цели коллективизации (запись в тетрадь): 1. Создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств для обеспечения хлебозаготовок. 2. Ликвидация кулачества как класса.
Исходя из вышеперечисленных причин, обратите внимание, данный процесс был связан с процессом индустриализации. И сегодня многие историки предлагают не разделять эти два процесса, так как именно аграрный сектор должен был сыграть важную роль в создании крупного машинного производства в стране (индустриализации).
II. ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА. Учитель продолжает объяснять учебный материал и предлагает учащимся воспользоваться раздаточным материалом (таблицей «Хронология коллективизации») (без записи в тетрадях). Учитель: давайте обратимся к таблице раздаточного материала. Таб.№ 1. В 1928 году начинается форсированное (ускоренное) создание колхозов.
Но отправной точкой «сплошной насильственной коллективизации» считается 1929 год, так как Таб.№2. СЛАЙД 20. 6 ноября 1929г. в газете «Правда» № 259 была опубликована статья Сталина «Год великого перелома», в которой 1929 год был объявлен годом «коренного перелома». В статье Сталин призывал население страны к сплошной коллективизации, и вместе с тем утверждал, что в колхозы в массовом порядке пошли крестьяне-середняки.
Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь понятие: СЛАЙД 21. Крестьяне-середняки – это крестьяне, которые владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба и не использовали наёмный труд односельчан. Для оказания помощи местным властям в деревню для создания колхозов было направлено 25 тысяч городских рабочих-коммунистов так называемых «двадцатипятитысячники». Учитель предлагает учащимся просмотреть отрывок из художественного фильма «Поднятая целина» М. Шолохова (приложение № 1). - Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма по произведению Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина», повествующий о прибытии в донской хутор Гремячий Лог коммуниста Семена Давыдова, являющийся посланцем партии и рабочего класса (двадцатипятитысячником), и который, впоследствии, возглавил борьбу за новую жизнь в казачьем хуторе.
СЛАЙД 22. Просмотр отрывка.
III. РАСКУЛАЧИВАНИЕ. Коллективные хозяйства на селе создавались тяжело. При этом на сельских собраниях местные власти пользовались противоречиями, существовавшими между зажиточными крестьянами и бедняками, так как на собраниях именно односельчане определяли, кто в их деревне подлежит раскулачиванию. Учитель предлагает учащимся просмотреть отрывок из художественного фильма «Поднятая целина» по произведению Михаила Шолохова (см. приложение № 2). - Сейчас я предлагаю вам просмотреть следующий отрывок из фильма «Поднятая целина». Здесь ярко показано как решался вопрос о создании колхоза в донском хуторе Гремячий Лог в начале 30-х годов. Кто и как из крестьян относился к данному процессу и как власти относились к зажиточным крестьянам-кулакам. А после просмотра мы с вами запишем понятие «раскулачивание». Пожалуйста, все внимание на экран. СЛАЙД 23. Просмотр отрывка.
Учитель предлагает учащимся записать понятие «раскулачивание». СЛАЙД 24. Раскулачивание – это ликвидация в СССР хозяйств кулаков и высылка их в отдаленные малопригодные для жизни районы в середине 1930-х годов.
Дело в том, что власти не дали точного определения, кого считать кулаками. Но в общепринятом смысле кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, кто имел 2-ух коров, или 2-ух лошадей, или хороший дом.
Таб№3. СЛАЙД 25. 30 января 1930г. советским правительством было принято Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». В соответствии с этим документом начинается процесс раскулачивания. Учитель: Выдержку из данного документа нам зачитает КОНДРАТЬЕВА ВЕРА (документ прилагается). (Учащаяся зачитывает отрывок из документа) Хочу к документу добавить один момент: наиболее активные кулаки, которые протестовали против политики партии, подлежали расстрелу, и сегодняшняя статистика расстрельных крестьян насчитывает 1млн. человек. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми и стариками. Всего к 1932 году в специальных поселениях насчитывалось около 5 млн. человек.
IV. «ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ» Во многих районах (особенно на Украине, Кавказе и Средней Азии) крестьяне оказывали сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления волнений были привлечены регулярные войска Красной армии. Крестьяне, отказываясь вступать в колхозы, уничтожали свой скот и орудия труда, чтобы не достались большевикам. Совершались террористические акты против двадцатипятитысячников и местных властей. В стране нарастало массовое крестьянское недовольство. Все эти действия дезорганизовали работу колхозов.
Таб.№4. СЛАЙД 26. Сталин, опасаясь недовольства со стороны крестьянства, 2 марта 1930г. опубликовал статью «Головокружение от успехов», в которой он признал «перегибы на местах» и возложил вину на местное руководство. Учитель: Выдержку из этого документа нам зачитает ШАЛИНА ЕКАТЕРИНА (документ прилагается). Следует отметить, что вместе с тем правительство разрешило крестьянам выйти из колхозов. После этой статьи Сталин стал восприниматься крестьянами как народный заступник. Начался массовый выход крестьян из колхозов. В них осталось лишь только 29% крестьян, которые добровольно вступили в коллективные хозяйства. Таб.№5. Однако уже в сентябре 1930 года руководство страны направило местным партийным организациям письмо, в котором вновь потребовало мощного подъема колхозного движения. К числу кулаков уже приписывались и середняки (ведь необходимо было выполнить “план по раскулачиванию”), которые из страха опять возвращались в колхоз.
Таб.№6. СЛАЙД 27. В 1932-1933 годах в стране возник страшный голод, который охватил ряд районов (Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал и Казахстан), и в ходе которого погибло от 3 млн. до 8 млн. человек. Руководство страны не оказало никакой помощи голодающим и более того, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать об этом в газетах. Правительство вынуждено было приостановить коллективизацию.
Таб.№7.СЛАЙД 28. 7 августа 1932 вышел Закон «О пяти колосках», суть которого сводилась к тому, что за расхищение колхозной собственности виновные наказывались длительными сроками лишения свободы. Закон предусматривал даже расстрел. Миллионы людей были привлечены к уголовной ответственности по этому закону.
Таб.№8. 27 декабря 1932 году в СССР была введена паспортная система. Ее особенность состояла в том, что колхозники были лишены гражданских прав и паспортов, в отличие от горожан, в связи, с чем они не имели возможности передвигаться по стране.
Таб.№9. В 1934г. осуществление коллективизации возобновилось. На этом этапе началось наступление на крестьян-единоличников (крестьянин, имеющий отдельное самостоятельное хозяйство), для которых был установлен непосильный административный налог. В результате этого происходило разорение личных хозяйств крестьян и им ничего не оставалось делать, как уходить в город на стройки пятилеток, либо вступать в колхозы. Таб.№10. К 1937г. коллективизация завершилась. Деревня смирилась с колхозным строем. По статистическим данным 93% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы.
СЛАЙД 29. V. ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ. 1. Ликвидация слоя зажиточных крестьян. 2. Отчуждение крестьян от собственности и земли, в связи, с чем сократилась урожайность, поголовье скота и потребление продовольствия на душу населения. 3. Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве. 4. С 1928-1935гг. в стране действовала карточная система распределения продуктов среди населения. ВЫВОД: Таким образом, коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями в отношении не только кулаков, но и среднего крестьянства. Они были лишены гражданских прав, в отличие от горожан не получили паспорта и были отчуждены от земли.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СЛАЙД 30. Рефлексия - 1 Насильственный процесс создания крупных коллективных хозяйств на селе в короткий срок называется 1) социализацией 2) коллективизацией 3) национализацией 4) индустриализацией СЛАЙД 31. Верный ответ - коллективизация.
СЛАЙД 32. Рефлексия - 2 В каком году началась сплошная коллективизация 1) 1928 2) 1929 3) 1930 4) 1931 СЛАЙД 33. Верный ответ – 1929г.
СЛАЙД 34. Рефлексия – 3 Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства предусматривал: 1) передачу всей земли совхозам 2) создание агрогородов на селе 3) переселение в деревню рабочих 4) объединение единоличников в колхозы СЛАЙД 35. Верный ответ – объединение единоличников в колхозы.
СЛАЙД 36. Рефлексия- 4 Как назывался процесс ликвидации в СССР хозяйств кулаков и высылка их в отдаленные малопригодные для жизни районы в середине 1930-х годов: 1) национализация 2) социализация 3) денационализация 4) раскулачивание СЛАЙД 37. Верный ответ – раскулачивание.
СЛАЙД 38. Рефлексия- 5 Годы 1932-1933. Что произошло в стране в этот период? 1) год великого перелома 2) головокружение от успехов 3) голод 4) раскулачивание СЛАЙД 39. Верный ответ – голод.
Учитель: Переходим к проблемным заданиям. Внимание на экран.
СЛАЙД 40. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ: Определите, насколько соответствовали в действительности нижеуказанные лозунги О коллективизации в ее целях в 30-е гг говорили, что 1. это «революция сверху при поддержке снизу» 2.через нее будет осуществлен переход к социализму 3.она решит классовые проблемы 4. через нее идет мобилизация ресурсов для подъема промышленности 5.она сделает крестьян зажиточными людьми 6.она решит продовольственные проблемы страны
СЛАЙД 41. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как коллективизация в нашей стране повлияла на личность крестьянина с юридической точки зрения? (Ответ: Началось разрушение крестьянства как социального слоя. С юридической точки зрения крестьяне были лишены гражданских прав и в отличие от горожан не имели паспортов, не могли менять место жительства, уходить из колхоза без веских причин, оказались «прикрепленными» к земле).
Урок наш подходит к концу, и закончить я его хотела бы словами человека, которого называют совестью ХХ века. И автор этих слов Александр Исаевич Солженицын: СЛАЙД 42. В период коллективизации “… искореняли сотни самых трудолюбивых, распорядливых, смышлёных крестьян, тех, кто и несли в себе остойчивость русской нации”.
СЛАЙД 43. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать § 48 учебника на стр. 206. В тетрадях подготовить эссе «Когда и как вступали в колхоз ваши родственники (знакомые)?»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ЧАСТЬ 2. ПРИЛОЖЕНИЯ: презентация к уроку, сообщения, документы, видеофрагменты: http://mm-festival.letitbit.net/download/773da7ec1c204f25c556afaa7871eeb0d/LukinovaEI.rar.html