Пятница, 20.04.2018, 21:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

Разработка урока истории России по теме: "Культура и быт XV- XVI вв." (10 кл.)
Тема: Культура и быт XV- XVI вв.
Цель урока: охарактеризовать основные тенденции развития культуры данного периода; ознакомить учащихся с основными произведениями культуры и дать общее представление о быте и нравах.
План урока: 1.Грамотность, образование, просвещение. 2.Литература.3. Архитектура.
4. Живопись.
Основные понятия: «Домострой», шатровая архитектура.
Важнейшие даты: 1532 г.- строительство храма Вознесения в Коломенском, 1555 -1556 гг. – Покровский собор в Москве( Храм Василия Блаженного), 60-70-е гг. XVI в. Переписка И.Грозного с Курбским, 1564 г. – первая печатная книга на славянском языке Ивана Федорова.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Тема урока: Культура и быт XV- XVI вв.(слайд №1). Проблемный вопрос: Какие основные идеи внутренней политики Ивана Грозного нашли отражение в развитии культуры данного периода? (слайд №2). План урока (слайд №3).
1. Кратко характеризуется обычное образование в 16 веке: по прежнему центрами образования служат монастыри(слайд №4); однако появляются своеобразные школы и в простых деревнях, городах. Отметить, что светские (приказные) чиновничьи дела требуют большого количества грамотных людей (дьяков, писцов), что повышает их общее число.
Работа с текстом учебника: П.28(п.2) Задание: Какие предметы изучались учениками в школе? По каким учебникам шел процесс обучения?
Огромное значение для развития просвещения имело появление книгопечатания. Еще при Иване III делались попытки организовать печатание книг в России Варфоломей Готан, первопечатник из немецкого города Любека. Но это не удалось. Именно Ивану Грозному принадлежит инициатива создания типографии. 1 марта 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую книгу «Апостол», а через год «Часослов» (слайд №5). Вопрос: Почему именно царю принадлежит инициатива создания типографии?
Некоторые знатные люди собирали у себя дома библиотеки рукописных книг. Большое собрание книг имел и Иван Грозный, но до нашего времени она не сохранилась.
2. Заметный подъем происходит в литературе. В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи величия великокняжеской власти, мировой роли России. Работа со схемой жанры литературы(слайд №6).
Религиозный жанр: митрополит Макарий создает сборник житий святых, расписанных по месяцам –«Великие Четьи –Минеи», полемика «нестяжателей»( Нил Сорский) и иосифлян(Иосиф Волоцкий), «ереси жидовствующих»,Часословы и т.д.
«Жития» - «Жития» митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана Пермского.
Героический жанр – «Повесть о Молодинском сражении»1572 г., «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков»(1581 г.).
Исторический жанр - « Хронограф» из них читатели узнавали и о Троянской войне, и о походах Ал.Македонского, «Сказание о князьях Владимирских» (работа а текстом параграфа стр.193.Вопрос: Какая важная идея пронизывает данный документ?). По инициативе Ивана Грозного составляется не имеющий аналогов в мире Лицевой свод –Никоновская летопись( 16 тыс. миниатюр).В нем история России ведется с древнейших времен до середины 50-гг. XVI в. «Казанские истории».
Новые жанры: «хождения» - «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Вопрос: в какую страну стремились попасть путешественники? Почему? В Индии А.Никитин провел 3 года, полюбил эту страну. Но Индия не оказалась раем на земле. Описывал нищету народа.И пишет своим потомкам: «Русскую землю Бог да сохранит!..На этом свете нет страны подобной ей, хотя вельможи русские несправедливы. Но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость!»
Публицистический жанр (род литературы, который рассматривает актуальные проблемы политической, экономической и духовной жизни с целью повлиять на общественное мнение, изменить нравственные идеалы) . Челобитная Ивана Пересветова (документ), переписка А.Курбского с Иваном Грозным.Приложение 1.http://mm-festival.letitbit.net/download/5757976ad4b5401dbafb57bee6ccba6b5/Kachinskay_R._N.rar.html
Вопросы: 1.Что понимал И.Пересветов под правдой? Каково отношение автора к царю? 2.Каково отношение А.Курбского к деятельности И.Грозного? Как вы думаете чем могут быть вызваны столь противоречивые оценки?
Известным политиком и писателем был и царь И.Грозный. Какие доводы в защиту своей политики приводит царь? Царь стремился к развитию международных отношений, чему свидетельство его послание английской королеве Елизавете 1.Вопрос: Какие выводы из послания можно сделать? Публицистический жанр был чрезвычайно популярным в обществе. Важным источником о быте и нравах России 16 века является «Домострой» Сильвестра. Это свод норм поведения, традиций и обычаев. Был очень распространен в обществе. Вопросы: Прочитайте отрывки и попробуйте составит картину быта и нравов, царивших в XVI в. в русской семье. С какими установками «Домостроя» Вы согласны, а с какими нет? Почему? Актуальны ли эти правила в наше время?
3. Для этой эпохи характерно значительный подъем строительного искусства. Наряду с крепостными сооружениями начала века (слайд №7), строят в Нижнем Новгороде, Туле. В столице появляется Прекрасный Кремлевский ансамбль – стены и башни, соборы и Грановитая палата. Работают выдающиеся архитекторы Италии и России (слайд №8)
Аристотель Фиораванти – Успенский собор, Алевиз Новый – Архангельский собор. Ансамбль соборной площади. В церковном зодчестве на смену крестово – купольной системе приходит шатровый стиль. (слайд №9 - 10). Особенности шатрового стиля. (слайд №11)Вопрос: Найдите элемент отличия.
Особенности шатрового стиля: Главный отличительный признак шатер, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение. Храм со всех сторон окружен гульбищами (галереи и террасы).
В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани. Другое название Покровский собор «на рву».1555 -1556 гг. архитекторы Барма и Постник (легенда) (слайд №12 - 13 ). Выражал силу и славу России, богатство и красоту. Могущество единой державы. В целом деревянное зодчество преобладает. Создаются здания и светской направленности.
Душа человека верой укрепляется удивительны по красоте соборы и церкви в своем внутреннем убранстве. Вопрос: Как устроено внутреннее пространство храма? Устройство храма: части – алтарь, средняя часть храма и притвор. Алтарь( в переводе с латинского жертвенник) находится в восточной(главной) части храма и символизирует область бытия Бога. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежит Евангелие и крест) место невидимого присутствия бога. В средней части собираются на молитву прихожане. Область небесна. Притвор – пристройка с западной стороны. От остальных частей отделен глухой стеной. Символизирует земное бытие. Трапезная. Внешняя часть притвора называется папертью (крыльцо храма).
4.Удивительные по красоте оставили после себя иконы: А.Рублев, Ф.Грек, Дионисий. (слайд №13,15,16). Вопрос: Сравните стили иконописцев. В чем сходство и различие? Почему иконы сложны для понимания? Идет осмысление Московского государства как избранного Царства Богоматери. Так в иконах нашла воплощение теория «Москва –третий Рим». Живопись становится государственным делом. Церковь усилила контроль за иконописанием (Стоглавый собор 1551 г.). Фрески (слайд № 18). Многие росписи были посвящены историческим событиям.
Ответы на вопросы:
• Как основные идеи внутренней политики Ивана Грозного нашли отражение в развитии культуры данного периода?
• Какие новые тенденции в развитии культуры XV –XVI вв.вы можете назвать?
• Что значит образованный человек XVI в.? Фрески (слайд № 19).
Вывод: основная идея культуры XVI в. состоит в стремлении к укреплению государства, единстве и централизации. Складывание общерусской культуры. Повторим: Архитектурные памятники (слайд № 20 - 22).
И в завершении просмотр ансамбля Соборной площади.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца
XIX века / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. - М.: ВАКО, 2007;
2. Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. За¬харова. - М.: Владос, 2001;
3. Кочетов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс : по¬урочные планы / Н. С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2007;
4. Учебник: авторы А.Н.Сахаров, В.И.Буганов История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Ч. 1 - М.: Русское слово, 2009;

Ссылка на приложение http://mm-festival.letitbit.net/download/5757976ad4b5401dbafb57bee6ccba6b5/Kachinskay_R._N.rar.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/5757976ad4b5401dbafb57bee6ccba6b5/Kachinskay_R._N.rar.html
Категория: История | Добавил: РАИСА (06.01.2012) | Автор: Качинская Раиса Нурисламовна E
Просмотров: 6391 | Теги: культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]