Воскресенье, 19.11.2017, 06:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

Роль мультимедиа при изучении культуры на примере занятия "Культура Древней Руси"
Тема занятия: Культура Древней Руси (X – XIII вв.)
Цели занятия:
1) способствовать формированию системы знаний об особенностях и основных памятниках древнерусской культуры
2) способствовать формированию уважительного и толерантного отношения к древнерусской культуре и христианству
3) способствовать развитию рефлексивных способностей
Тип занятия: комбинированное
КМО:
1) Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2005.
2) репродукции памятников культуры
3) древнерусская азбука
4) Повесть временных лет
5) Поучение Владимира Мономаха
6) Слово о полку Игореве
7) кроссворд
8) Презентация Power Point «Культура Древней Руси»
9) компьютер, проектор
Методы: словесный, наглядный, практический
План занятия:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний, умений, постановка цели занятия
III. Формирование знаний, умений, навыков
IV. Совершенствование знаний, умений, навыков
V. Домашнее задание
VI. Подведение итогов
Ход занятия:
Занятие строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point.
В ходе занятия новый материал будет представлен на слайдах с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ преподавателя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, умений: беседа по вопросу «что такое культура?», постановка цели занятия.
Для начала нам с вами необходимо определиться с тем, что такое «культура». Как вы понимаете это слово?
Выслушиваются ответы обучающихся.
Таким образом, культура – это все ценное, созданное обществом. Все, что создано умом, талантом и руками народа. И сегодня наша цель познакомиться с тем, что же ценного создали наши предки в те далекие времена, познакомиться с величайшими произведениями литературы, архитектуры, живописи. Нам представилась возможность “заглянуть” в древнерусский храм, полюбоваться древнерусскими иконами, узнать как жили наши предки.
III. Формирование знаний, умений, навыков.
Объяснение нового материала преподавателем по плану:
1) особенности древнерусской культуры
2) направления культуры:
- литература
- архитектура (зодчество)
- скульптура
- живопись
- быт
Для начала отметим особенности древнерусской культуры:
1) господство религиозного мировоззрения (обучающиеся объясняют данную особенность)
2) сочетание языческих и христианских элементов (обучающиеся приводят примеры, знакомые им с темы «Принятие христианства на Руси)
3) большое влияние Византии (обучающиеся объясняют, почему именно Византия оказала большое влияние на становление и развитие древнерусской культуры)
4) символизм (количество куполов в храме, цвета на иконах и др. несут в себе определенный смысл)
5) безымянность многих памятников культуры (обучающиеся объясняют данную особенность)
6) многие памятники культуры не сохранились до наших дней (обучающиеся называют 4 важнейших события Отечественной истории, которые оказали влияние на разрушение памятников культуры)

Далее рассмотрим каждое из направлений культуры более подробно.
ЛИТЕРАТУРА
Перед изучением конкретных литературных произведений преподаватель уделяет внимание проблеме письменности:
- кто создал славянскую азбуку?
- как называется наша азбука?
- почему «азбука»?
- какие виды письма помимо кириллицы существовали на Руси?
- как в Древней Руси обозначали цифры?
- напишите с помощью древнерусского алфавита свое имя и возраст
Задание (фронтальная работа). Древнерусский язык отличается от современного. Но мы с вами должны знать язык своих предков. Определите значение древнерусских слов: аз, брань, водомёт, геенна, глагол, гривна, живот, зеница, кощей, красный, ланиты, лето, льзя, отрок, очеса, перлы, перст, подсолнечная, пращур, рухлядь, седмица, стезя, тать, татьба, толмач, тюфяк, хоругвь, чело, ябеда, язва, язвити.

От домонгольского периода до нас дошло около 150 книг.
Поговорим о наиболее известных литературных произведениях.
1) «Повесть временных лет» (XII век, Нестор).
В первых строках летописи Нестор поставил вопрос: «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда русская земля стала есть».
Именно благодаря «Повести временных лет» мы знаем о мести княгини Ольги древлянам, о выборе новой веры князем Владимиром и других важных событиях, о которых мы говорили на предыдущих занятиях.
Преподаватель может зачитать какой-либо яркий момент летописи.
Таким образом, «Повесть временных лет» - не только литературное произведение, но и важный исторический источник. Но к этому источники нужно относится критически: например, принятие христианства на Руси изображено ненасильственно, но мы с вами знаем, как было на самом деле и другие примеры.
Интересный момент: в летописи записи велись следующим образом: «в год 6387 умер Рюрик и передал княжение своему родичу Олегу, так как сын был еще мал». Как вы думаете, почему указал такой год? Выслушать ответы обучающихся. Объяснить им о системах летоисчисления «от сотворения мира», «от рождества Христова».
2) Поучение Владимира Мономаха (около 1117 г.).
Обучающиеся вспоминают факты, связанные с этим князем, изученные на прошлых занятиях.
Преподаватель зачитывает отрывки из данного произведения.
3) Слово о полку Игореве (XII век, автор неизвестен).
Повествует о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году.
Зачитать отрывок из произведения, после которого обучающиеся отвечают на вопрос: почему поход оказался неудачным? «Вот уже, братья, невеселое время настало, уже пустыня войско прикрыла. Поднялась Обида в силах Даждьбожьих внуков, вступила девою на землю Троянову, всплескала лебедиными крылами на синем море у Дона, плеском вспугнула времена обилия. Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
Главная мысль произведения: спасение Руси – в единстве действий ее правителей.
4) Сказание о Борисе и Глебе.
Спросить у обучающихся, что они помнят об этих личностях с прошлых занятий.

Далее можно поговорить с обучающимися об устном народном творчестве:
- что относится к фольклору?
- какие вы знаете былины?
- чему посвящены былины?
- каких вы знаете богатырей?
- что из описанного в былинах могло быть в реальности, а что является вымыслом?
и другие вопросы.
АРХИТЕКТУРА
Изначально архитектура Древней Руси была деревянной. С принятием христианства архитектура становится каменной. До наших дней сохранилось около 150 памятников. Поговорим о наиболее известных храмах.
1) Софийский собор в Киеве.
София – Премудрость Божия.
Один из самых величественных и знаменитых храмов был сооружён в правление Ярослава Мудрого на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников.
Строительством этого собора Киев бросал вызов Византии, где в Константинополе также находился Софийский собор.
Именно здесь происходили церемонии «посажения» великих князей, собиралось вече, велось летописание, размещалась первая библиотека, была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронен Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.
Символизм: Софийский собор был тринадцатикупольным. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о четырёх евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне.
Собор выглядел величественно и богато не только снаружи, но и внутри (см. раздел ЖИВОПИСЬ).
2) Софийский собор в Новгороде.
Гордо возносит ввысь свои пять глав знаменитая новгородская София. Храм Святой Софии, главный купол которого золотой, остальные серебряные, чем-то напоминает ладонь с собранными в щепоть пальцами. Никогда не подумаешь, что эта святыня была сооружена в середине XI века. На вид она такая новенькая и нарядная, словно построена только что.
Сооружен собор в 1045-1050 гг. по повелению сына Ярослава Мудрого — новгородского князя Владимира. Новгород, претендовавший на независимость от Киева, самим фактом строительства Софийского собора стремился показать свое равенство с южной столицей.
Но в новгородской Софии отсутствуют мозаики и мрамор, характерные для киевского Софийского собора, что делает новгородский интерьер более аскетичным и суровым.
Это был спор двух центров государства и двух стилей. Несмотря на то, что основные архитектурные элементы двух Софий совпадают, они производят совершенно различное впечатление.
Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен. Не довольствуясь ограблением и разрушением собора, фашисты из позолоченной обшивки маковицы центральной главы делали пепельницы и портсигары. После войны храм отреставрировали, но, к сожалению, многие фрески погибли безвозвратно.
3) Успенский собор во Владимире.
Успение – прекращение земной жизни Богородицы.
При Андрее Боголюбском был возведён красивейший храм, посвящённый Успению Богородицы.
Строительство собора связано со стремлением князя превратить Владимир в главный политический и религиозный центр Руси и противопоставить его Киеву.
Для строительства собора князь пригласил «мастеров со всей земли».
Новый собор высотой превосходил все соборы Святой Софии на Руси — и киевский, и новгородский, и полоцкий, хотя по площади был значительно меньше Софии Киевской и поэтому обладал поразительной лёгкостью и стройностью.
Впервые владимирские горожане смогли полюбоваться резными каменными рельефами. На одном из них грифоны (языческий элемент) возносили на небо Александра Македонского. С другого рельефа смотрели фигурки сорока севастийских мучеников, брошенных в холодное озеро, с третьего — три отрока, ввергнутые вавилонским царём Навуходоносором в горящую печь. А вошедшего в храм поражали яркие росписи, полы из цветных плиток, драгоценные ткани и ковры.
Весь облик собора стал совершенно другим: не суровый воин заказал возвести эту постройку, а рачительный хозяин и утончённый ценитель искусства.
4) Церковь Покрова на Нерли.
Это может быть, самый прекрасный из всех Божьих храмов России. Построен он в XII веке, при князе Андрее Боголюбском, на берегу реки Нерль, под Владимиром, в память о погибшем сыне Изяславе.
Посвящён он большому христианскому празднику, установленному в честь чудесного события, некогда произошедшего в Царьграде. По легенде к городу подошли враги христианской веры, окружили его и грозили уничтожить вместе с жителями. И тогда молившийся в храме христианин по имени Андрей вознёс горячую молитву, обращённую к Богородице. Заступница Богородица откликнулась на мольбу Андрея. Она подняла над городом белое покрывало, сделала его невидимым. Пришлось завоевателям уйти ни с чем. 14 октября – в день, когда свершилось это чудо, славят и благодарят Богородицу.
Стены храма украшены характерной для владимиро-суздальского зодчества белокаменной резьбой. В центре каждого фасада находится фигура знаменитого библейского царя Давида – псалмопевца, который играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны.
Символизм: птица – символ человеческой души, лев – символ Христа.
Всем хороша церковь Покрова на Нерли. От одного её вида спокойно и благостно становится на душе. Не величиной, не размерами славен храм. Ведь церковь-то совсем небольшая. Но до того она прелестна, стройна и легка, что взгляда невозможно от неё отвести.
Это образ одинокой души, грусти, скромности.
СКУЛЬПТУРА
Скульптура на Руси отсутствовала, так как это считалось отголоском язычества и идолопоклонства.
ЖИВОПИСЬ
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи – мозаика, фреска, иконопись.
Мозаика – изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.
1) Мозаики и фрески рассмотрим на примере Софийского собора в Киеве.
Итак, представьте: мы заходим в Софийский собор, поднимаем головы и … В центральном куполе (небесной зоне) Софийского собора в Киеве располагается Христос Вседержитель (греч. Пантократор) с Евангелием в руках, ибо он, как говорится в Священном писании «Царь царствующих и Господь господствующих». Мощная полуфигура его заключена в медальон (круглое обрамление). Суровый Пантократор, Создатель и Властитель мира, словно обозревает землю с небес.
Медальон с изображением Христа окружают архангелы – небесное воинство. Из четырех мозаичных фигур сохранилась лишь одна, три другие написаны гораздо позднее маслом.
В барабане центрального купола собора изображены апостолы – ученики Христа. На столбах, поддерживающих купол, представлены фигуры четырех евангелистов – главных авторов Нового завета, которых именовали также «столпами евангельского учения».
По церковным канонам в небесной иерархии второе место после Христа занимает Богоматерь. Её образ символизирует церковь земную. Это заступница всех людей перед грозным ликом Господним. Одиноко стоящая фигура Богоматери Оранты (от лат. молящаяся), с поднятыми в молитвенном обращении к Спасителю руками, помещена в апсиде храма Святой Софии в Киеве. Монументальность фигуры, высота которой достигает 5 метров, и огромная внутренняя сила образа побудили современников назвать Киевскую Оранту Нерушимой стеной.
По византийской системе росписи рассказ о земной жизни, чудесах и страстях (мучениях) Иисуса Христа в виде отдельных последовательно идущих сцен занимает большую часть стен храма.
В нижней части стен располагаются многочисленные изображения святых воинов и Отцов церкви, мучеников и праведников. Они находятся на высоте, приблизительно равной человеческому росту, и как бы вместе со всеми возносят молитвы к Богу. Для внимательного зрителя все сцены и композиции ансамбля складываются в стройный рассказ о событиях Священной истории в ярких, красочных образах.
Языческие элементы: в декоре собора есть фрески с изображением семьи Ярослава, охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.
2) Икона «Святой Георгий».
Самая древняя из уцелевших русских икон – это поясное изображение Святого Георгия.
Написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе.
Культ этого воина-великомученика быстро стал популярным на Руси.
В княжеско-дружинной среде Георгий почитался как Победоносец – покровитель ратников и ратного дела, и на дошедшей до нас иконе он именно такой. Во всем облике война сквозят одухотворенность и аристократическое изящество. Линейный силуэт его полуфигуры удивительно пластичен и гармонично заполняет плоскость иконной доски. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лица подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия копье. А в левой он держит перед собой, как бы демонстрируя, меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.
Прекрасный лицом и храбрый в боях юноша Георгий был христианином. Однако он долго скрывал это, так как римский император Диоклетиан, у которого он был военачальником, подвергал христиан гонению. Георгий был любимцем Диоклетиана. Молодого человека ждали почести и слава, богатство и роскошь, но он решил отказаться от всего этого, и открыто объявить о своей вере. Диоклетиан повелел заточить юношу в темницу в надежде, что он образумится. Однако Георгий оставался непреклонен. Не сломили его и жестокие пытки. И вот, когда Георгий ослабел от мучений и впал в беспамятство, небо вдруг потемнело, грянул гром, и сверху раздался голос: - Не бойся, Георгий, я с тобой. Тотчас явился ангел, дотронулся до истерзанного тела, и умирающий юноша встал исцеленный. Взбешенный император приказал возобновить пытки и сбросить тело Георгия в ров. Спустя три дня, когда стражники пришли забрать труп, Георгий предстал перед ними целый и невредимый. И так продолжалось несколько раз: как палачи не усердствовали, великомученик благодаря заступничеству Богоматери оказывался без малейшей царапины после долгих пыток. Все больше людей, видя это, славили Христа и принимали его веру. В конце концов Диоклетиан приказал казнить Георгия. Молодой христианин спокойно подставил под меч палача свою голову, зная, что идёт на смерть во имя Бога. Случилось это 23 апреля 303 года, и с тех пор этого числа христиане отмечают день памяти Святого Георгия.
Особую популярность на Руси получил сюжет, связанный с победой Георгия над чудовищем – змием. Этот сюжет широко распространен в древнерусской литературе и иконописи.
3) Икона «Богоматерь Владимирская».
Есть в России особо почитаемые иконы. Это святыни, которые защищают и отводят несчастье. Оттого их называют чудотворными. Самая древняя из них – Богоматерь Владимирская.
По преданию, она была написана самим Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовали Иисус и Богоматерь.
В XII веке она попала в Киев из Константинополя. Позднее Андрей Боголюбский тайно перевёз её в Суздаль, а потом перенёс в собор Успения во Владимире. Оттого, даже оказавшись в конце XIV века в Москве, она продолжала называться Владимирской.
О чудесах этой иконы сохранилось множество удивительных историй. В тот самый день, когда в Москве встречали святую икону, грозный завоеватель Тамерлан, шедший с огромным войском прямо к столице России, вдруг повернул вспять. Эта икона находилась с русским войском и во время стояния на реке Угре. С тех пор икона Владимирской Богоматери считается покровительницей Москвы и России.
Иконописцу великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой матери: радость материнства, нежное любование своим ребёнком и одновременно предчувствие мук, ожидающих её дитя.
Эта икона оказала влияние на все развитие русской иконописи.
4) Икона «Спас Нерукотворный».
Иисуса Христа в России издавна называют Спасом — Спасителем — и молятся ему со словами «Спаси и сохрани». Ведь некогда, как рассказывается в Библии, Иисус исцелял больных, кормил голодных и даже воскрешал мертвых. Ради спасения людей он отдал жизнь. В том, что русские православные именуют его Спасом, проявилась вера в то, что он устранит с земли все зло и страдание, простит грехи и дарует вечную жизнь.
Среди издревле известных и наиболее чтимых икон с ликом Христа есть изображение Спаса Нерукотворного. По легенде, черты Богочеловека чудесным образом отпечатались на убрусе (полотенце), когда Иисус умылся и вытерся им.
На иконе Христос предстаёт как грозный и всё понимающий судья человеческого рода.
5) Икона «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»).
Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Однако очень скоро происходит становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы относят икону «Ангел Златые Власы».
БЫТ
Обучающиеся сами характеризуют быт древнерусских людей, вспоминая виденные раньше фильмы, сказки, мультфильмы и др. Необходимо освятить следующие аспекты: одежда, обувь, жилище, питание, медицина, времяпрепровождение, музыкальные инструменты, житейские проблемы, положение мужчины и женщины, отличие быта низших слоев общества от быта высших слоев, отличие быта городских жителей от быта сельских жителей, примеры сочетания языческих и христианских элементов в быту, устное народное творчество. Преподаватель лишь задает наводящие вопросы.
IV. Совершенствование знаний, умений, навыков:
1) Вопросы для обсуждения (данные вопросы преподаватель может задавать в течение занятия, либо в конце):
1. Что такое культура?
2. Какая страна оказала большое влияние на формирование древнерусской культуры?
3. Приведите примеры, показывающие переплетение языческих и христианских элементов в культуре.
4. Какие события Отечественной истории повлияли на то, что многие памятники древнерусской культуры не сохранились до наших дней?
5. Как история Киевской Руси отразилась в ее культуре?
6. На основе прочитанного отрывка «Слова о полку Игореве» объясните, почему поход русских на половцев оказался неудачным?
7. Что вы знаете о святых Борисе и Глебе?
8. Сначала Софийский собор был построен в Киеве. Как вы думаете, в каком городе чуть позже мог быть воздвигнут ещё один Софийский собор? Почему?
9. Что символизируют 13 куполов Софийского собора в Киеве?
10. В каком княжестве (и в каком городе этого княжества) началось активное церковное строительство в XII веке?
11. Почему на Руси отсутствовала скульптура?
12. Где мы довольно часто можем видеть изображение Святого Георгия?
13. Почему чувства Богоматери на иконе типа Умиление являются противоречивыми?
14. Назовите древнерусские музыкальные инструменты.
15. Как вы представляете себе быт древнерусского человека?
16. Каково ваше отношение к древнерусской культуре?

2) Фронтальная работа. Узнайте имя русского иконописца XIV – XV вв., разгадав кроссворд.
1. Древнегреческий историк, автор слова «история».
2. Славянский бог грома и молнии.
3. Главный храм города.
4. Князь, создатель свода законов «Русская Правда».
5. Религия древних славян.
6. Древнерусский город, соперник Киева.

3) Самостоятельная работа. Эссе по теме «Моё отношение к древнерусской культуре».
Критерии оценивания эссе:
- объём (1 страница)
- аргументированное изложение своей точки зрения
- упоминание конкретных памятников культуры
V. Домашнее задание: «Мое путешествие по Древней Руси» творческая работа в форме рисунков, стихов, поделок, сказок, сочинений и т.д.
VI. Подведение итогов.
Сегодня мы познакомились с особенностями и шедеврами древнерусской культуры. Эти произведения, пережив века, дошли до нас и важны для нас - людей XXI века, ведь идеалы добра, справедливости, любви не имеют временных границ.

Список источников и литературы:
1. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2005.
2. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/Глав. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1997.
3. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. М., 2003.
4. Русская литература XI – XVIII вв./Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др. М., 1988.
http://letitbit.net/download/35923.31d3a36b7e24596cb31b82b24bd1/DamaskinaAB.rar.html

Источник: http://letitbit.net/download/35923.31d3a36b7e24596cb31b82b24bd1/DamaskinaAB.rar.html
Категория: История | Добавил: a-leksa55 (19.05.2012) | Автор: Дамаскина Александра Владимировна E
Просмотров: 819 | Теги: мультимедиа, религия, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]