Методическая разработка урока для 5-го класса по теме: «Зарождение буддизма»
Бережной Ольги Николаевны, учителя истории и обществознания БОУ «СОШ № 135» г. Омска Тип урока: усвоение новых знаний. Форма урока: фронтальная работа с классом. Цель урока: рассмотреть процесс зарождения буддизма в Древней Индии и его влияние на изменение ментальности населения. Задачи: 1. Познакомиться с религиозными верованиями Древней Индии; 2. Рассмотреть влияние религии на социальный строй Древней Индии; 3. Изучить легенду о царевиче Гаутаме. Рассмотреть процесс зарождения буддизма и его влияние на изменение отношения к низшим слоям населения. Формирование ОУУН: - формировать навык работы с учебной литературой, пересказ текста учебника; - формировать навык работы с историческим документом, вырабатывать умение правильного понимания текста документа, поиска нужной информации в документе. - формировать умение работать с дополнительными источниками, в том числе с мультимедийными презентациями и иллюстративным материалом. Оборудование урока: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация. Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.- М.: Просвещение, 2009. Тетради, цветные карандаши, линейки.
Планируемые результаты обучения: Предметные: • Формирование навыков работы с историческим источником, текстом, исторической схемой, дополнительными источниками; • Анализирование исторических мифов и легенд, умение делать выводы на основе исторического анализа; Метапредметные: • Формирование целеполагания; • Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности; • Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели, схемы; • Умение адекватно использовать речевые средства; • Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Личностные: • Формирование ответственного отношения к учению; • Формирование целостного мировоззрения; • Формирование толерантности; • Освоение социальных норм; • Развитие эстетического сознания.
Ход урока: 1-й этап: организационный. Учитель называет тему урока, а затем обращается к классу: - Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Что мы сегодня должны изучить? Выслушав ответы, учитель называет цель урока, исходя из поставленных задач. ( Слайд № 2. ) Затем снова обращается к классу: - Посмотрите внимательно на свои учебные принадлежности и на то, что вы видите в кабинете. Скажите, с помощью чего мы сегодня будем изучать нашу тему? Учитель слушает и корректирует ответы обучающихся. После этого учитель поясняет, какие практические умения и навыки будут отрабатываться на уроке.
2-й этап: изучение древнеиндийских верований. Работа с учебником с.94, слайд № 3. - Внимательно рассмотрите иллюстрации в учебнике и на слайде. В виде кого изображали своих богов жители Древней Индии? Далее учитель поясняет, какие это боги и почему они так изображались. - В какой стране мы уже встречались с подобными верованиями? - Что общего между богами Древней Индии и богами Древнего Египта? Слайд № 4. - А теперь внимательно посмотрите на доску и прочтите название? - Кого мы видим на этих иллюстрациях? - Каких животных и за какие их качества почитали в Древней Индии? Далее работаем с учебником, С.95, п.5, П.20. - Какие еще верования существовали в Древней Индии? - Что общего и в чем различия между этими верованиями и верованиями Древнего Египта?
После ответов учитель подводит итоги обсуждения на данном этапе урока.
3-й этап: изучение кастового строя Древней Индии. Работа с учебником, С.95-96, п.1, П.21. - Читаем вслух материал п.1 учебника. (Обучающиеся по очереди, по назначению учителя читают материал учебника) Слайд № 5. Иллюстрация учебника С.96. - Что рассказала нам легенда? (Обучающиеся пересказывают легенду. Учитель корректирует и показывает на иллюстрации слайда). Затем работа в тетради: простым карандашом обучающиеся схематично в виде пирамиды изображают бога Брахму. Затем цветными карандашами делят пирамиду на сектора и закрашивают каждый сектор разным цветом. После чего с правой стороны от пирамиды подписывают каждый сектор, как показано на схеме слайда № 6. После этого учитель объясняет различия в положении каст и отношение к этому людей.
4-й этап: изучение зарождения буддизма. Работа с учебником. С.97, документ. Слайды № 7-8. Обучающиеся вслух читают легенду, описанную в документе. После этого учитель задает вопросы: - Как царевич Гаутама узнал, что в мире есть болезни, старость и смерть? - Что означает имя Будда? -Как царевич обрел мудрость? - Как относились к низшим слоям населения в Древней Индии? Как призывал к ним относиться Будда? - Какие изменения произошли в Индии под влиянием буддизма? Далее учитель подводит краткие итоги обсуждения на данном этапе урока.
5-й этап: заключительный. Учитель обращается к классу: - Давайте подведем итоги. Что мы сегодня нового узнали на уроке? Затем дается домашнее задание. Дома: 1. Прочитать материал учебника П.20, п.4-5, П.21. 2. Заполнить в тетрадях таблицу «Касты Древней Индии». (Образцы таблицы распечатываются и раздаются заранее). Слайд № 9, где размещено домашнее задание и образец таблицы. Учитель объясняет, как заполнять таблицу. После этого выставляются оценки за работу на уроке. Рефлексия: Перед каждым обучающимся лежит три «смайлика» разных цветов. На слайде № 10 размещены все три «смайлика» и расписано, что означает каждый из них. Учитель просит поднять каждого обучающегося «смайлик» такого цвета, который соответствует его результату урока.