Пятница, 19.04.2024, 12:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

«Гонимый миром странник…». Байрон и его романтический герой.
Конспект урока литературы в 9 классе
«Гонимый миром странник…». Байрон и его романтический герой.


План урока:

1. Вступительное слово учителя.
2. Байрон и его эпоха.
3. Литературные направления. Романтизм. Романтический герой.
4. Автор и его герой.
5. Показ презентации. Комментарии учителя.
6. Заключение. Проблемный вопрос: «Почему Байрон стал «властителем дум» целого поколения?»


1. Д.Г. Байрон – один из выдающихся представителей западноевропейского романтизма. Это удивительно яркая личность, человек-легенда, образ его противоречив и загадочен. Байрон оказал огромное влияние как на литературный процесс, так и на свою эпоху и судьбы современников. Но и эпоха отразилась в Байроне и определила основные черты его творческой личности. В.Г.Белинский писал: «Чтобы разгадать загадку мрачной поэзии такого необъятного колоссального поэта, как Байрон, должно сперва разгадать тайну эпохи, им выраженной».

2. Байрон родился незадолго до Великой французской революции 1789 – 1794г.г., которая изменила судьбы всего мира. Прогрессивным итогом революции было освобождение от феодальных оков. Но буржуазный строй быстро разочаровал сторонников перемен. Перед властью золота померкли все духовные человеческие ценности. Если переломная эпоха породила идею свободы личности, то послереволюционная действительность ясно показала беззащитность человека в обществе, где победили денежные интересы. Идея неприятия, отрицания окружающего мира привела к целому ряду освободительных войн и революций по всей Европе, а также к появлению нового направления в искусстве – романтизма.
Байрон был сыном своей эпохи, и в своём творчестве он отразил её противоречивые черты и устремления современников:
- нестабильность общественных отношений
- кровопролитные войны
- борьбу за становление наций в Европе
- крупные политические и экономические сдвиги
- подъём и крушение империи Наполеона.
Многие черты личности Байрона нельзя объяснить только врождёнными качествами. Они являются порождением противоречивой эпохи, несовершенных общественных отношений.
Но Байрон был не только отражением эпохи, он сам активно формировал своё мировоззрение и боролся за формирование новых отношений в мире. Будучи потомком старинного шотландского дворянского рода, он в то же время сочувствовал обездоленным и угнетённым, провозглашал гуманистические идеалы. Поэт всегда стремился помочь тем, кто боролся за правое дело: в Италии он встал на сторону карбонариев, в Греции – снаряжал корабли повстанцев, вооружал людей, принимал участие в разработке плана кампании, в Греции, такой близкой и дорогой его сердцу, ему суждено было и умереть.

3. Байрон – признанный вождь европейского романтизма. Романтизм пришёл на смену классицизму, который господствовал в литературе и искусстве вплоть до начала XIX века Для классицизма были характерны высокая гражданственность, культ античности, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил. В основе конфликта многих произведений классицизма лежит столкновение личных интересов и гражданского долга, и положительные герои, преодолевая душевную борьбу, целиком подчиняют себя служению государственным интересам.
В XVIII веке классицизм, пронизанный идеями Просвещения, проникнут страстной критикой феодальных порядков, защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами. Но, несмотря на эти прогрессивные тенденции, в конце XVIII – начале XIX века классицизм во всей Европе переживает кризис. Он всё более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу условностей. В это время классицизм подвергается острой критике, особенно со стороны недавно появившихся на арене литературной борьбы романтиков.
Романтики подняли на щит идею свободы личности, и это привело их к отрицанию окружающего мира. Но взгляды романтиков на общество, их отношение к борьбе своего времени были очень несхожими, от бунтарских до консервативных.
Своеобразие художественного метода романтизма определяется особым интересом к личности, к характеру её отношения к окружающей действительности, противопоставление реальному миру идеального.
Романтическая литература выдвинула своего героя, который обычно выражает авторское отношение к действительности. Наделённый сильными чувствами, герой очень остро реагирует на несправедливость окружающего мира и отвергает законы, принимаемые пассивной частью общества. Он всегда поставлен автором выше окружающих и осознаёт своё особое положение. Но именно это делает героя одиноким, и тема одиночества
так или иначе варьируется всеми писателями-романтиками, в том числе и Байроном.
Романтические герои – это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Они страстны и неукротимы, несут в себе бунтарство и отрицание.
Именно таким предстаёт перед нами герой поэмы Байрона «Паломничество Чайльд -Гарольда».

4. В это произведение Байрон вложил очень много личного, в частности, свои впечатления от поездки по Европе в 1812 году. Чайльд-Гарольд – представитель поколения, заставшего только закат героической эпохи революционных потрясений и освободительных войн. Отсутствие высоких целей и идеалов развращает героя, приводит его, по меткому замечанию Пушкина, к « преждевременной старости души». Чайльд-Гарольд ощущает себя родившимся под «бесславной звездой». Он оставил надежду отыскать цель, достойную дремлющих в нём сил, и в 19 лет мечтает лишь о забвении и бегстве от самого себя. Светлых воспоминаний нет и в прошлом: «болезнь ума и сердца роковая», единственная любовь, так и не ставшая судьбой…
Покинув родину, Чайльд становится свидетелем трагедии послереволюционной Европы. Он может наблюдать, как освободительный порыв завершился воцарением тирании, как начался процесс порабощения народов.
Но дух свободы не угас до конца. Байрон и его герой восхищаются испанскими крестьянами, непокорными албанцами, сожалеют о том, что в Греции свободна лишь природа. Если в начале поэмы автор противопоставлял себя герою, то потом их образы начинают сливаться, а уже в III части автору Гарольд почти не нужен, он узок, тесен для универсального, всеобщего знания поэта. В последней части «Чайльд-Гарольда» личные чувства автора сливаются с надеждами и чаяниями всего человечества, он ставит острейшие вопросы и говорит о самых насущных проблемах современности.

5. Предложенная презентация поможет вам увидеть истоки романтического мировоззрения, бунтарской и противоречивой натуры великого английского поэта. Мы попытаемся также проследить неразрывную связь автора и его героя, мучительно стремящегося преодолеть «болезнь века.

6. Основной проблемный вопрос, который мы предлагаем для завершения урока, звучит так: «Почему Байрон стал «властителем дум» целого поколения?» На этот вопрос предлагается ответить ученикам письменно (в форме тезисов). Затем ответы заслушиваются и обсуждаются. Возможные варианты:
-Байрон писал о наиболее острых проблемах современности;
-в его произведениях «отразился век и современный человек изображен довольно верно»;
-Байроном названа «болезнь века» - «преждевременная старость души»- и предложены пути её преодоления;
-сама личность Байрона и его судьба вызывали восхищение современников и желание ему подражать.

Приложение http://mm-festival.letitbit.net/download/066f205b17933a2342678cc45a9245a58/SevostyanovaNV.ppt.html
Категория: Литература | Добавил: SevostyanovaNV (05.04.2012) | Автор: Севостьянова Наталья Владимировна E
Просмотров: 1866 | Теги: Чайльд-Гарольд, Романтизм, Байрон, романтический герой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]