Четверг, 25.04.2024, 01:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Интерпретация литературного произведения средствами кинематографа как методическая проблема
Традиции российского общества предполагают интерес к чтению. Поэтому родители, сами давно забывшие, когда они держали в руках подлинно художественный текст, часто восклицают: « Современные дети совсем не читают!» Спорить с этим бессмысленно. Действительно, существует масса причин, по которым современные дети перестали читать так, как они читали приблизительно 25 лет назад.
В чем же заключается причина происходящего?
Правильно. Читали в те времена, когда не было ни Интернета, ни телевидения, ни компьютерных игр, ни других забав, потеснивших чтение. Стали ли современные дети от этого хуже? Не думаю. Как решить данную проблему, как «возродить интерес к чтению» и вообще к художественной классической литературе?..
Вопрос назрел. И его предстоит решать нам - учителям русского языка и литературы.
Можно говорить о том, что сегодня школа находится в состоянии активного поиска не просто форм, путей, но и идей организации всей системы обучения и воспитания. Развернувшийся реформационный процесс имеет импульсивный характер, процесс обучения литературе не является исключением. Глубокий и обстоятельный анализ состояния российского образования в целом делает Алиса Петровна Валицкая в монографии «Образование в России: стратегия выбора». Называя три компонента, составляющих парадигму образования, - «ребенок, учитель, процесс обучения», автор, в зависимости от главенствующего положения одного из них, выделяет «типы образования как социокультурные системы - гуманистический, если главный ориентир - ребенок, догматический, если в центре учитель, главное - сумма знаний, тоталитарно-социальный, если государство диктует содержание обучения и характер отношений между учителем и ребенком». Решение проблемы ученые видят в культурологической гуманитарной модели, где и учитель, и ученик, и содержание учебных дисциплин как целостный культурный «текст» выступают суверенными субъектами, а отношения между ними носят характер общения «на равных», характер диалога.
В наибольшей степени это относится к литературному образованию, так как диалогична сама природа изучаемого предмета. Являясь частью художественной культуры, литература находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства.
Восприятие художественного произведения также имеет диалогический характер. Выявление закономерностей этого процесса, управление им - важнейшая задача методики преподавания литературы. Идея диалога может оказаться весьма плодотворной в ее решении. Диалог искусств может стать основой системы литературного образования, ее содержанием и формой на всех этапах и уровнях.
Мы знаем, что претворение идей и образов одного искусства средствами другого издавна имело широкое распространение в истории искусств. Интенсивный обмен эстетическими ценностями, взаимопроникновение разных видов искусств происходит на всех этапах художественного развития человечества. Синтетическим и многоплановым искусством является и художественная литература. Замечательные литературные творения продолжают свою жизнь в других видах искусства - музыке, живописи, скульптуре, графике, театре и кино.
Все виды искусства, являясь выражением духовной жизни автора, приобретают самостоятельность и вместе с нею только одну возможную форму жизни – жизнь в восприятии читателя, зрителя, слушателя. Эта жизнь есть непосредственный диалог художника и реципиента.
Между искусствами диалог может идти на двух уровнях.
На семантическом (т.е. содержательном) уровне. Это не только общность сюжета, тем, образов, но даже диалог идей. Сейчас кино, как вид искусства, занимает особое место в жизни школьников, многие предпочитают его всем другим видам. Следствием этого является преобладание визуального восприятия, которое очень часто носит пассивный характер, формируя «всеядность», то есть восприятие кинофильмов неглубоко и неполно. В особенности это касается фильмов, представляющих собой экранизацию литературных произведений. Многие зрители, и не только юные, не могут в полной мере осознать задумку автора, сопоставить книгу и экранизацию, выделить их сильные и слабые стороны. А некоторые даже не могут сравнить книгу и фильм, так как предпочитают просмотр чтению. Фильм не требует того труда души, которого требует книга. Чтение будоражит сердце, заставляет работать мысли, выводит из состояния внутреннего комфорта, требует напряжённых душевных усилий. Кинофильмы также могут вызвать сильные эмоции, но визуальное восприятие легче, оно отличается пассивностью, а отсюда его поверхностность, не пускающая зрителя в сущность художественного мира кино. В условиях резкого ослабления авторитета литературы в мире в целом визуальные искусства выходят на первый план. И надо использовать эту визуальность на уроках литературы, так как часто чтение литературного текста подменяется просмотром кинофильма, который может быть удачной попыткой режиссёра передать суть литературного произведения, а может иметь к литературному тексту весьма сомнительное отношение. Продолжая почти героическую борьбу за звучащее слово классики на уроке, нужно помнить, что пути к сознанию человека могут быть разными. Некоторые дети испытывают затруднения при мысленном переводе словесного текста в образный, и здесь кинематограф может оказать посильную помощь. Дети с более выраженным образным мышлением при просмотре киноинтерпретаций способны соотнести их с текстом и самостоятельно решить, соответствует ли данное изображение их представлению о том или ином фрагменте текста.
Кроме того, фильм – это видение книги одним человеком, режиссёром, и часто это видение может не совпадать с вашим собственным. Действительно, книга и фильм воспринимаются по-разному. Книга требует индивидуальной работы,- у читателя нет другого выхода, как самому представить описания, составить заключения о характере героев, построить логические цепочки. Смотря экранизацию, мы как бы оцениваем работу режиссёра, если знакомы с содержанием книги. Если нет – воспринимаем уже готовые образы и идеи. И если идёт несовпадение взглядов собственного и режиссёрского, то наступает разочарование, отторжение фильма. Книги создают особую атмосферу, дают возможность полёту фантазии, с ними отвлекаешься от всего прочего и наслаждаешься слогом, языком автора, поворотами сюжета.
Но, тем не менее, нельзя забывать об индивидуальных психологических особенностях восприятия, а, следовательно, использовать на уроке разные виды искусств для активизации внимания всех учащихся, в том числе и кинематограф.
На семиотическом уровне (т.е. на уровне языка, на уровне формы – течения, направления, виды и жанры). В каждом виде искусств - свой язык, свои способы выражения и передачи художественного содержания. Процесс заимствования и взаимного обогащения средствами создания образа и составляют суть диалога искусств на семиотическом уровне.
Современный выпускник школы на своём счету имеет несколько тысяч просмотренных фильмов, и качество многих из них оставляет желать лучшего. Никто не считал, сколько к этому моменту прочитанных книг. Вероятно куда меньше.
Язык кинематографа очень индивидуален. В кино – всё как на пиру. Просторно, людно, объёмно. И вдруг необычайно наглядно, крупно, даже сверхкрупно мы можем разглядеть мельчайшие детали, например морщины у глаз человека, разбившиеся о парапет лестницы очки, прозрачные капли дождя. И всё это в движении, в изменении, в превращении, в трёхмерном звучании… Крупные планы, временные сдвиги, наплывы, панорамирование и съёмка с движения - все эти приёмы уже давно стали общепризнанным достоянием. Кроме того, с помощью таких средств, как монтаж, свет, цвет, движение, пространство в кадре, ракурс, субтитр, музыка, талантливая актерская игра, кинематограф дает возможность увидеть и услышать выразительное слово писателя, т.е. переводит слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия. В этом и состоит специфическая выразительность кино: именно в искусстве прямого действия, прямых обобщений, прямого вторжения в жизнь. Поэтому экранный образ в силу своих звукозрительных черт, не застывших, а непосредственно развивающихся на глазах у зрителя во времени, обладает величайшей силой непосредственного воздействия.
И, действительно, невозможно представить себе современную жизнь без кинематографа, который оказывает огромное влияние на умы и души современного нам человека, являясь возможно, одним из определяющих факторов формирования его мировоззрения, эмоционального и интеллектуального развития.
Однако, искусству кино в современном образовании почти не уделяется внимания. В результате личностный опыт общения молодого человека с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов. Обилие посредственной кинопродукции, как отечественной, так и зарубежной, широко представленной в кинопрокате и на телевидении, порой активно навязываемой рекламой, отрицательно сказывается на становлении интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта.
Кино – самое массовое из искусств, школа – самая массовая форма обучения и воспитания, и часто они существуют в двух непересекающихся областях, как пишет Лев Соломонович Айзерман. Сказанное в полной мере относится и к школьным урокам литературы. Им сегодня принадлежит ведущая роль в эстетическом воспитании школьников. Литература – единственное из искусств, которое постигается в школе систематически, на протяжении всех лет обучения, да и жизни тоже. И именно уроки литературы обязаны сделать шаг навстречу кинематографу, научить учеников правильно понимать и оценивать киноискусство, видеть сущность ожившего на экране художественного мира, уметь взять лучшее и от книги и от экранизации, обогатить свой внутренний мир за счёт синтеза искусств в своём сознании. Урок литературы должен и может научить школьников видеть и понимать диалог двух великих искусств, делая их самих участниками этого диалога. Нужно, чтобы кино работало на литературу, и обогащало знания учеников, давало возможность понять всю многогранность литературного произведения, а не являлось её соперником в борьбе за души и разум подрастающего поколения; чтобы книга и экранизация взаимно дополняли друг друга, заставляли обращаться к данной теме снова и снова, каждый раз видя новые стороны и грани поднятой темы.
Сегодня в массовой школе отсутствует целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями учащихся в области экранных искусств, нет установки на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Не разработаны теория и методика использования кино, телевидения, видео в эстетическом восприятии и художественном развитии подрастающего поколения.
Педагоги часто просто не знают о богатейших возможностях экранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно решать проблему эстетического восприятия и художественного развития. Восприятие киноповествования способно, одновременно совершенствовать и навыки восприятия традиционных искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства, театра.
В итоге самые популярные, широкодоступные экранные искусства, оказавшись из-за неготовности педагогов к их использованию за пределами учебно-воспитательного процесса массовой школы, превратились для значительной части школьников в основную форму досуговой деятельности, прежде всего, ориентированную на развлечение. Это может повлечь за собой негативные последствия: педагогически неконтролируемый поток информации, направленный через киноискусство, может нанести неоспоримый ущерб детской психике и сказаться на развитии юного зрителя. Через киноповествование можно пропагандировать различные негативные идеи: низкопробные стереотипы, насилие, антисемитизм, расизм, аморализм.
Задача школы и литературы избежать подобного исхода и направить киноискусство на положительное развитие личности, то есть целенаправленное воспитание художественного вкуса, развитого интереса к экранному качественному искусству у школьников всех возрастных групп.
Современному школьнику необходимо кинообразование, освоение языковых особенностей кино, введение в эстетику кино, развитие киномышления, изучение истории кино, искусствоведения, формирование ценностного отношения к кино, организация художественного опыта для того, чтобы в полной мере оценить глубину взаимодействия и взаимообогащения искусств – литературы и кино. Если ввести кинообразование в школьную программу, то можно привлечь внимание школьников к проблеме экранизации литературных произведений, а, следовательно, и к самой литературе.
Список литературы:
1. Айзерман Л.С. На уроке литературы и в зале кинотеатра. М.: Бюро пропаганды киноискусства, 1987. – 65с.
2. Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования. Курск, 1999. – 91с.
3. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998.-127с.
4. Взаимосвязь и синтез искусств. - Л., 1978. - 247с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. – 480с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону, 1998. – 479с.
7. Гутов А. О словесном и визуальном в обучении // Литература в школе. - 2007. -№ 9.– С. 25-27.
8. Колокольцев Е.Н. Составление киносценария как приём школьного анализа литературного произведения // Литература в школе. - 2010. -№ 4.–С.39-41.
Категория: Литература | Добавил: schpakowa-e (17.09.2013) | Автор: Полянская Татьяна Игоревна E
Просмотров: 3724 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 1
1 ssn1957  
Работа допущена.
С уважением, Серебряков С.Н., тех.эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]