Литературная игра "За семью печатями" о М. Ломоносове,7-8 кл.
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании» 2. Предмет в направлении: литература 3. Класс:7-8 4. Автор статьи: Павлова Людмила Ивановна 5. Должность: учитель русского языка и литературы. 6. Образовательное учреждение: МКОУ "СОШ № 18". 7. Республика/край: Ставропольский край 8. Город/поселение: х. Дёмино, Шпаковский район 9. Краткая аннотация статьи: Разработка внеклассного мероприятия в форме игры "За семью печатями" с использованием ИКТ. Цель: систематизировать информацию о жизни и творчестве М. Ломоносова.
Историко-литературная игра «За семью печатями» (по материалам жизни и творчества Михаила Васильевича Ломоносова.)
(7-8 классы)
(По аналогии с телевизионной игрой «За семью печатями»)
Цели: 1. Показать многообразие интересов М. В. Ломоносова. 2. Систематизировать информацию о жизни и творчестве М. В. Ломоносова; вызвать интерес к литературному творчеству ученого и другим направлениям его деятельности. 3. Воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова
Участие в игре: Победители мини-викторины по теории литературы. (4 вопроса-4 участника)
Оборудование: Проектор, экран, компьютер. Листы для ответов, фломастеры.
СЛАЙД 2.«… «Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей» так сказал о нашем герое Александр Сергеевич Пушкин.
Нынешнему поколению наш герой малоизвестен. Этот человек из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются, чтобы показать соотечественникам, что кроется в каждом из них, но и подавляется чуть ли не каждым из них. Судьба этого человека вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после.
СЛАЙД 3. Нашу историко-литературную игру мы посвятим известному деятелю, гражданину России.
СЛАЙД 4 (звучит славянская музыка) О первых годах жизни нашего героя имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим. Официальным местом рождения считают деревню Мишанинская, что слилась потом с деревней Денисовкой Холмогорского уезда Архангельской губернии. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан, добирались до самого Груманта (Шпицбергена). Своеобразные черты русского Севера положили свой отпечаток на интересы и стремления мальчика. Впоследствии в своих учёных и поэтических сочинениях он вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был помощником отца на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка». Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния безгрозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мёрзлый пар Среди зимы рождал пожар. СЛАЙД 5 Отрок рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. С большим интересом он читал славянскую грамматику Мелетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого. СЛАЙД 6 Время первой печати. Назовите век, в котором родился, жил и творил наш герой. СЛАЙД 7 Ответ: 18 ВЕК
СЛАЙД 8 «Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей»,- сказал об этом человеке впоследствии А.С. Пушкин. «Отрок» А.С. Пушкин Невод рыбак расстилал на берегу студёного моря; Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака! Иные тебя ожидают заботы: Будешь умы умолять, будешь помощник царя!
СЛАЙД 9 В январе 1731 г. юноша, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение. Позднее он вспоминал: «Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать приехал латыни учиться…. Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил пять лет и наук не оставил». СЛАЙД 10 видеофрагмент из х/ф «Михайло Ломоносов»
СЛАЙД 11 [b]Время второй печати - В каком городе наш герой получил первое образование?
СЛАЙД 12 Ответ: В Москве
СЛАЙД 13 В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников академии его отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, где в течение 8-ми месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения. В сентябре 1736 года он с Виноградовым и Райзером направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. У известного немецкого учёного Христиана Вольфа отрок узнаёт о корпускулярной теории и живо интересуется ею. Одновременно с сочинением по физической химии молодой человек пишет свою первое торжественное произведение «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства». …Шумит с ручьями бор и дол: Победа, росская победа! Но враг, что от меня ушёл, Боится собственного следа. Тогда, увидев бег своих, Луна стыдилась сраму их, И в мрак лицо, зардевшись, скрыла. По-русски ещё никто не писал такими стихами. «На взятие Хотина»
СЛАЙД 14 Время третьей печати - Определите размер стихотворного отрывка из произведения «На взятие Хотина»
СЛАЙД 15 Ответ: ямб
СЛАЙД 16 Время четвертой печати. Назовите любимый литературный жанр нашего героя. СЛАЙД 17 Ответ: ода СЛАЙД 18 Время пятой печати. Этот человек имел разносторонние интересы. «Спас Нерукотворный» – первая работа нашего героя, Всего он изготовил 40 картин, создав новое направление в русском искусстве. Это направление деятельности ученого, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле - прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия - варке, так называемого глухого стекла, смальт - удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, - создания разнообразных произведений - основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей - от утилитарных объектов (бисера, аксессуаров, элементов интерьера) до самостоятельных произведений изобразительного искусства и монументальных панно Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская создания картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками - художниками- Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам наш герой был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать эту технику создания работ. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, Примечательно, что в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных картин в этой технике, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями. Этот господин - …"Профессор химии и советник Академии начал изготовлять удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены, в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения Ея императорского величества и большое вознаграждение. А Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах." - писал Якоб Штелин. (Об изящных искусствах в России. В 2-х томах). Время пятой печати. Вопрос: Как называется этот вид искусства? СЛАЙД 19 Ответ: техника мозаичного набора.
СЛАЙД 20 Немного истории и языкознания Наш герой писал: «Открой мне бывшие, о древность, времена; Ты разности вещей и чудных дел полна»
Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», он составляет «Краткий российский летописец с родословием». Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при его жизни «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.
СЛАЙД 21 Время шестой печати Вопрос: что излагалось в «Кратком российском летописце с родословием»? СЛАЙД 22 Ответ: Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725
СЛАЙД 23 Наш герой, занимая высокий пост при дворе, теперь уже ученый, выступал за самобытность и оригинальность отечественной науки. В то время, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств было ещё мало русских учёных, он неустанно доказывал, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать".
Строки из его произведения: «Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...»
В 1743 году он сочиняет две лучшие оды « Вечернее размышление» и «Утреннее размышление». Эти произведения – своеобразное сочетание научного и художественного творчества. Н. Гоголь сказал, что «…чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта». Впоследствии занятия стихами побудили нашего героя заинтересоваться самим русским языком и 1747 году он пишет «Краткое руководство». Итак, время седьмой печати. Вопрос: Какому предмету, изучаемому в гимназии, был посвящен этот труд?
СЛАЙД 24 Ответ: «Краткое руководство к красноречию», которое чаще всего называли просто «Риторика )
СЛАЙД 25 Итак подошло время назвать имя нашего героя, просветителя, деятеля науки и искусства, гражданина России. Имя нашего героя - Михаил Васильевич Ломоносов.
СЛАЙД 26. Подошла к концу наша игра из цикла «Писатели и поэты России» Нашему герою - славному сыну своего Отечества Ломоносову Михаилу Васильевичу посвятил стихотворение Н. Рыжов: «М. Ломоносов»
Куда бежать от сплетен и доносов! В просторных залах смрадно, как в аду! И вот опять Михайла Ломоносов Шумит в академическом саду. Строптивый сын архангельских поморов, Прямой, как ветер северной реки, Он сохранил неукротимый норов И песни, что певали рыбаки. Не он ли в школе Заиконоспасской Одной латынью голод утолял, Молокососов укрощал указкой И смёткою монахов удивлял? Поднявшись вне параграфов и правил, Везде дыханьем родины храним, Не он ли в старом Марбурге заставил Немецких буршей трепетать пред ним? Не он ли дал российской музе крылья, Нашёл слова, звучащие, как медь! Доколе ж иноземное засилье Придётся в Академии терпеть? В неё вошел, достойный славы россов, Как беломорский ветер молодой, Крестьянский сын Михайла Ломоносов Родившейся под северной звездой.
Подведение итогов игры,
Список литературы
1. Ломоносов М.В. Избранное.-М: Детская литература, 1981 г.-(Поэтическая библиотечка школьника) 2. Андреев-Кривич С.А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов: Повесть. - М.: Просвещение, 1960 г. 3. «Ломоносов М.В.» -М: Школьная библиотека, 2006 г. 4. Муратов М. Юность Ломоносова- М: Детгиз, 1955 г. 5. Равич Н.А. Повесть о великом поморе. - М: Детская литература, 1969 г. 6. Сизова М. Михайло Ломоносов -М: Молодая Гвардия, 1954 г. 7. Шапира Н. Ломоносовский турнир //Литература- Первое сентября, 2006 г. № 11. 8. http://www.lomonosow.org.ru 9. http://www.narfu.ru/lomonosov/ 10. http://www.echo.msk.ru 11.http://museum-old.lomic.ru/science.html 12. http://mozaiki-halimon.narod2.ru 13 материалы ресурсов интернет
Приложение к статье: http://mm-festival.letitbit.net/download/081cce61e0f64d63e9b4e46926ccec5ac/PavlovaLI.rar.html