Пятница, 19.04.2024, 14:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Литературная игра "За семью печатями" о М. Ломоносове,7-8 кл.
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»
2. Предмет в направлении: литература
3. Класс:7-8
4. Автор статьи: Павлова Людмила Ивановна
5. Должность: учитель русского языка и литературы.
6. Образовательное учреждение: МКОУ "СОШ № 18".
7. Республика/край: Ставропольский край
8. Город/поселение: х. Дёмино, Шпаковский район
9. Краткая аннотация статьи: Разработка внеклассного мероприятия в форме игры "За семью печатями" с использованием ИКТ. Цель: систематизировать информацию о жизни и творчестве М. Ломоносова.

Историко-литературная игра «За семью печатями»
(по материалам жизни и творчества Михаила Васильевича Ломоносова.)

(7-8 классы)

(По аналогии с телевизионной игрой «За семью печатями»)

Цели:
1. Показать многообразие интересов М. В. Ломоносова.
2. Систематизировать информацию о жизни и творчестве М. В. Ломоносова; вызвать интерес к литературному творчеству ученого и другим направлениям его деятельности.
3. Воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова

Участие в игре: Победители мини-викторины по теории литературы.
(4 вопроса-4 участника)

Оборудование:
Проектор, экран, компьютер.
Листы для ответов, фломастеры.

СЛАЙД 2.«… «Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей» так сказал о нашем герое Александр Сергеевич Пушкин.

Нынешнему поколению наш герой малоизвестен. Этот человек из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются, чтобы показать соотечественникам, что кроется в каждом из них, но и подавляется чуть ли не каждым из них. Судьба этого человека вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после.

СЛАЙД 3. Нашу историко-литературную игру мы посвятим известному деятелю, гражданину России.

СЛАЙД 4 (звучит славянская музыка)
О первых годах жизни нашего героя имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим. Официальным местом рождения считают деревню Мишанинская, что слилась потом с деревней Денисовкой Холмогорского уезда Архангельской губернии.
Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан, добирались до самого Груманта (Шпицбергена). Своеобразные черты русского Севера положили свой отпечаток на интересы и стремления мальчика.
Впоследствии в своих учёных и поэтических сочинениях он вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был помощником отца на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка».
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния безгрозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар.
СЛАЙД 5
Отрок рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. С большим интересом он читал славянскую грамматику Мелетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
СЛАЙД 6 Время первой печати.
Назовите век, в котором родился, жил и творил наш герой.
СЛАЙД 7 Ответ: 18 ВЕК

СЛАЙД 8
«Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей»,- сказал об этом человеке впоследствии А.С. Пушкин.
«Отрок» А.С. Пушкин
Невод рыбак расстилал на берегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Иные тебя ожидают заботы:
Будешь умы умолять, будешь помощник царя!

СЛАЙД 9
В январе 1731 г. юноша, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение.
Позднее он вспоминал: «Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать приехал латыни учиться…. Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил пять лет и наук не оставил».
СЛАЙД 10 видеофрагмент из х/ф «Михайло Ломоносов»

СЛАЙД 11 [b]Время второй печати -
В каком городе наш герой получил первое образование?

СЛАЙД 12 Ответ: В Москве

СЛАЙД 13
В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников академии его отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, где в течение 8-ми месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения.
В сентябре 1736 года он с Виноградовым и Райзером направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. У известного немецкого учёного Христиана Вольфа отрок узнаёт о корпускулярной теории и живо интересуется ею. Одновременно с сочинением по физической химии молодой человек пишет свою первое торжественное произведение «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства».
…Шумит с ручьями бор и дол:
Победа, росская победа!
Но враг, что от меня ушёл,
Боится собственного следа.
Тогда, увидев бег своих,
Луна стыдилась сраму их,
И в мрак лицо, зардевшись, скрыла.
По-русски ещё никто не писал такими стихами.
«На взятие Хотина»

СЛАЙД 14 Время третьей печати - Определите размер стихотворного отрывка из произведения «На взятие Хотина»

СЛАЙД 15 Ответ: ямб

СЛАЙД 16 Время четвертой печати.
Назовите любимый литературный жанр нашего героя.
СЛАЙД 17 Ответ: ода
СЛАЙД 18 Время пятой печати.
Этот человек имел разносторонние интересы.
«Спас Нерукотворный» – первая работа нашего героя, Всего он изготовил 40 картин, создав новое направление в русском искусстве. Это направление деятельности ученого, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле - прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия - варке, так называемого глухого стекла, смальт - удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, - создания разнообразных произведений - основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей - от утилитарных объектов (бисера, аксессуаров, элементов интерьера) до самостоятельных произведений изобразительного искусства и монументальных панно
Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская создания картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками - художниками- Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам наш герой был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать эту технику создания работ. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, Примечательно, что в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных картин в этой технике, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.
Этот господин - …"Профессор химии и советник Академии начал изготовлять удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены, в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения Ея императорского величества и большое вознаграждение. А Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах." - писал Якоб Штелин. (Об изящных искусствах в России. В 2-х томах).
Время пятой печати.
Вопрос: Как называется этот вид искусства?
СЛАЙД 19 Ответ: техника мозаичного набора.

СЛАЙД 20 Немного истории и языкознания
Наш герой писал:
«Открой мне бывшие, о древность, времена;
Ты разности вещей и чудных дел полна»

Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», он составляет «Краткий российский летописец с родословием». Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при его жизни «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.

СЛАЙД 21 Время шестой печати
Вопрос: что излагалось в «Кратком российском летописце с родословием»?
СЛАЙД 22 Ответ: Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725

СЛАЙД 23
Наш герой, занимая высокий пост при дворе, теперь уже ученый, выступал за самобытность и оригинальность отечественной науки. В то время, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств было ещё мало русских учёных, он неустанно доказывал, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать".

Строки из его произведения:
«Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут...»

В 1743 году он сочиняет две лучшие оды « Вечернее размышление» и «Утреннее размышление». Эти произведения – своеобразное сочетание научного и художественного творчества. Н. Гоголь сказал, что «…чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта». Впоследствии занятия стихами побудили нашего героя заинтересоваться самим русским языком и 1747 году он пишет «Краткое руководство». Итак, время седьмой печати.
Вопрос: Какому предмету, изучаемому в гимназии, был посвящен этот труд?

СЛАЙД 24
Ответ: «Краткое руководство к красноречию», которое чаще всего называли просто «Риторика )

СЛАЙД 25
Итак подошло время назвать имя нашего героя, просветителя, деятеля науки и искусства, гражданина России.
Имя нашего героя - Михаил Васильевич Ломоносов.

СЛАЙД 26.
Подошла к концу наша игра из цикла «Писатели и поэты России»
Нашему герою - славному сыну своего Отечества Ломоносову Михаилу Васильевичу посвятил стихотворение Н. Рыжов: «М. Ломоносов»

Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайла Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И смёткою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошел, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайла Ломоносов
Родившейся под северной звездой.

Подведение итогов игры,

Список литературы

1. Ломоносов М.В. Избранное.-М: Детская литература, 1981 г.-(Поэтическая библиотечка школьника)
2. Андреев-Кривич С.А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов: Повесть. - М.: Просвещение, 1960 г.
3. «Ломоносов М.В.» -М: Школьная библиотека, 2006 г.
4. Муратов М. Юность Ломоносова- М: Детгиз, 1955 г.
5. Равич Н.А. Повесть о великом поморе. - М: Детская литература, 1969 г.
6. Сизова М. Михайло Ломоносов -М: Молодая Гвардия, 1954 г.
7. Шапира Н. Ломоносовский турнир //Литература- Первое сентября, 2006 г. № 11.
8. http://www.lomonosow.org.ru
9. http://www.narfu.ru/lomonosov/
10. http://www.echo.msk.ru
11.http://museum-old.lomic.ru/science.html
12. http://mozaiki-halimon.narod2.ru
13 материалы ресурсов интернет

Приложение к статье:
http://mm-festival.letitbit.net/download/081cce61e0f64d63e9b4e46926ccec5ac/PavlovaLI.rar.html
Категория: Литература | Добавил: Pavlova (26.06.2012) | Автор: Павлова Людмила Ивановна E
Просмотров: 2100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]