Среда, 28.02.2024, 05:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Мультимедийные средства обучения на уроках литературы.
ЦЕЛЬ СТАТЬИ:
Предоставить учителю и ученику самую разнообразную информацию, связанную с творческой деятельностью и жизнью литературного произведения, облегчить их поисковую работу и обеспечить школьникам эффективное усвоение предлагаемого материала. Данное средство обучения позволяет рассматривать художественное произведение в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусств.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ:
Использование информационных технологий осуществляет речевое развитие старшеклассников комплексно, с учётом подготовки выпускников школы к общению в разных сферах, к овладению различными речевыми стилями.

НОВИЗНА ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИДЕЙ:
Уроки, проводимые с использованием мультимедиа-проектора, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.

20 век вошёл в историю как век «информационного взрыва», как век формирования мировой информационной структуры.
21 век требует внедрения в школьное образование новых подходов к обучению, современных методик. Система образования в мире постоянно эволюционирует, хотя и не терпит революционных взрывов.
В античные времена существовала педагогика индивидуального, личностно ориентированного обучения.
С развитием потребности в образовании в Средние века появились школы с большим количеством учащихся. В них не было дифференциации ни школьников, ни обучения. В одном помещении собирались дети различного возраста, разного уровня обученности, не говоря уже о способностях и интереса к учёбе.
В юго-западной Руси сформировалась важнейшая система дифференциации школьного обучения. Затем чешский педагог Я. А. Каменский, разработав новую дидактическую систему, предложил важнейшую форму обучения – классический урок.
Такая форма обучения прошла через столетия. Оснащённых средствами обучения учебных комнат сначала не было. Математик приносил на урок циркули, линейки, за географом шёл ассистент или избранный ученик с картами и глобусом, разрезами структуры Земли и т.д. УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ нёс с собой портфель, набитый книжками, иллюстрациями к художественному тексту.
Школьное сообщество постепенно приходит к убеждению, что необязательно носить все детали оснащения урока вслед за учителем. Простое сведение средств обучения в единое целое позволяло реализовать золотое правило Я. А. Каменского: «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – осязанием». Если можно, то пусть предметы «сразу схватываются несколькими чувствами», зарисовываются, чтобы запечатлеться через зрение и действие руки, а также воспринятое произносят вслух и выражают деятельностью рук. Всеми средствами нужно «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению».
В 19 веке К. Д. Ушинский высказал суждение: «…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».
Моя мечта, как педагога, - создать в школе специализированные кабинеты русского языка и литературы. Они стали бы своего рода методическими центрами, творческими лабораториями словесников, помогающими учителю совершенствовать процесс обучения, разнообразить методы, приёмы и организационные формы работы. В таких учебных кабинетах русского языка и литературы были бы созданы условия для проведения уроков с комплексным использованием средств обучения, интегративных уроков по различным предметам: живопись, театр, кино, а также для проведения внеклассной работы (факультативных занятий, кружков).
Применение научно обоснованного сочетания средств обучения возможно с наибольшей эффективностью в условиях учебного кабинета. Средоточие всех необходимых средств определённым образом влияет на структуру урока, на формы самостоятельной и творческой работы учителя и учащихся. В учебном кабинете будут условия для постоянного применения не только текстов и иллюстраций, но аудио- и видеозаписей, телевидения, современных компьютерных технологий. Усилится образное воздействие на учащихся, создадутся предпосылки для изучения разных видов искусства (театра, кино, музыки, живописи, архитектуры).
В кабинете литературы будет возможность на материале книг, постеров, слайдов, видеофильмов шире знакомить учащихся с методами литературоведения как науки, раскрывать особенности современной поэтики. С помощью современных компьютерных технологий появится возможность проникнуть в творческую лабораторию писателя, поэта, проследить процесс создания произведения, процесс творчества. Наблюдение за ходом мысли автора учит внимательному, вдумчивому отношению к слову, к писательскому труду.
Цель современного урока – формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Достичь этой цели можно с помощью современной школьной проекционной техники. В современной школе используется следующее проекционное оборудование: слайд-проектор, оверхед-проектор, мультимедиа-проектор, эпископ.
На своих уроках литературы я использую мультимедиа-проектор. Мультимедиа-проектор – это школьное проекционное оборудование, предназначенное для воспроизведения информации на большом экране. Источником подобного рода информации могут служить компьютер, видеомагнитофон, телевизор, видеокамера, цифровой фотоаппарат, сканер и т.п. Особенно удобны проекторы при проведении учебных занятий, требующих большого количества наглядных пособий. Обучение с использованием проекционного оборудования – это прежде всего качественная подача учебного материала, которая так важна для восприятия школьников. Уроки, проводимые с использованием мультимедиа-проектора, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
Обеспечить высокий уровень преподавания литературы в современной школе при наличии многочисленных линий учебников, по существу, невозможно. Неоднократно писалось в специальных и общих средствах массовой информации о субъективности подходов авторов, о попытке заменить идейно-художественный анализ индивидуальной интерпретацией произведения. Вот почему современные средства, связанные с кинематографом и информационными технологиями, в 21 веке незаменимы. Словеснику легче всего показать на практике связь кино, телевидения с искусством слова, организовать углублённое знакомство с фильмами, теле- и видеопередачами в свете изучения литературных первоисточников.
Нельзя не учитывать специфическую особенность технических средств – с их помощью можно сообщить такую учебную информацию, такой учебный материал, который учитель не сумеет дать никаким иным способом.
Удивительные возможности технических средств обучения породили у некоторых учителей-энтузиастов убеждение во всесильности видео с педагогической точки зрения, живой рассказ о творческой биографии писателя кое-где стали подменять демонстрацией учебного фильма, чтение и анализ текста и даже чтение учителем текста писателя – просмотром фильма- экранизации.
А между тем ограничение в применении техники на уроке заложено в специфике предмета, в тех целях и задачах, которые стоят перед курсом литературы в школе. Да и сами экранно-звуковые пособия построены так, что могут принести пользу учащимся лишь тогда, когда являются частью рассказа учителя, лекции, беседы.
Технические средства обучения нельзя применять бездумно, автоматически: подлинный педагогический эффект они дают в том случае, если к использованию их словесник подходит творчески, исходя из цели урока и содержания учебного материала и особенностей класса.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам, используя материалы, найденные в Интернете, отсканированные иллюстрации из книг и энциклопедий, а также материалы электронных энциклопедий, или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время уроков литературы, уроков внеклассного чтения, литературно-музыкальных композиций.
Использование информационных технологий осуществляет речевое развитие старшеклассников комплексно, с учётом подготовки выпускников школы к общению в разных сферах, к овладению различными речевыми стилями.
Доклады и сообщения являются широко распространёнными видами устного монолога учащихся старших классов на уроке литературы. Школьники выступают с докладами при изучении обзорных тем, на уроках, посвящённых биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. Выработка умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности изучения литературы, формированию у школьников интеллектуально-речевых умений, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности.
Однако на практике подготовленные учащимися устные доклады и сообщения на литературные темы далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; ученики не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от конспекта, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.
Всего этого можно избежать, если предложить учащимся создать собственный мультимедийный проект (вместо традиционного реферата или доклада) с использованием изученных на уроке информатики (или самостоятельно) способов обработки и представления информации в разных программных средах. Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных о поэте или писателе. Базы данных, их создание и работа с ними изучаются в базовом курсе информатики, так что для учеников не должно составлять труда собрать материалы для небольшой базы данных и создать её. Такое задание будет очень полезно ученикам, поскольку предоставляет возможность поработать с интересной информацией, расширяющей их кругозор, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применять их. На основе широкого интеграционного процесса учителя литературы и информатики оказывают ученику консультационную помощь на этапе сбора и структурирования информации. Под структурированием понимается выделение из всего объёма информации объектов, которые можно описать, используя определённые признаки.
Так, в базе данных собрана информация о произведениях писателя эпохи классицизма. Объектом служит текст одного из его произведений. К описывающим его характеристикам относятся: содержание, название произведения, время написания, история создания, стиль писателя. Можно добавить такие характеристики, как произведения живописи или зодчества, созданные в России во второй половине 18 века, техника, в которой выполнены работы художников данного периода, размеры полотен, в каких музеях или частных коллекциях они сейчас хранятся и т.д.
При создании школьниками историко-культурной и словесно-образной базы данных вся информация заносится в таблицу. В её строках расположены воспроизводимые в базе объекты, а в столбцах – названия характеристик этих объектов. Параллельно для каждого объекта создаётся форма в виде формуляра книги в библиотеке.
При работе над созданием мультимедийных тестов учащимся предоставляется возможность творческого переосмысления и систематизации приобретённых знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей.
Такие уроки, которые дают учащимся навыки работы с информацией, её отбора и анализа, очень важны. Они способствуют приобщению юных читателей не только к литературе, но и к другим видам искусства: живописи, архитектуре, классической музыке.
Таковы некоторые возможности, которые предоставляет современному учителю литературы хорошо организованный, оснащённый современными техническими средствами кабинет литературы.
Сочетание в кабинете традиционных и современных средств обучения – важное условие для успешного выполнения проблемных заданий, требующих активизации творческих способностей учащихся. Благодаря наличию в кабинете справочной литературы, текстов, комментариев, работа учащихся будет иметь научный, максимально обоснованный характер. Эти особенности организации урока в кабинете литературы обеспечивают самостоятельность, активность работы школьников.
При этом создаётся своеобразный союз писателя, учителя, иллюстратора, актёра и учащегося. Совместное переживание моментов соприкосновения с прекрасным, восприятие красоты ведёт к формированию и сплочению коллектива класса. Это чрезвычайно важный аспект воспитания учащихся.
Кабинет литературы, где учитель разумно сочетает новейшие технические средства и методику применения современного комплекса средств обучения, становится настоящей лабораторией творческой деятельности. Именно здесь ученик получает возможность попасть в новый, возвышенный мир книги, искусства слова, экрана, звука.

Источник: http://moi-mummi.ru/publ/predmety_gumanitarnogo_cikla/literatura/multimedijnye_sredstva_obuchenija_na_urokakh_literatury
Категория: Литература | Добавил: magnitmar (22.08.2011) | Автор: Гребенюк Ирина Борисовна E
Просмотров: 4924 | Теги: мультимедийный проект, интегративный урок, мультимедийная презентация, информационные технологии | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]