Нравственный выбор героя в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"
Урок «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В. Распутина «Уроки французского»
Учитель русского языка и литературы Липнина Е.М. ГБОУ СОШ №348 Невского района СПб
Заключительный урок по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».
Следующий урок – подготовка к сочинению.
Цели:
• Раскрыть идейное содержание произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные проблемы, поднимаемые автором, а именно ответственности человека за свой выбор • Развивать навык анализа художественной прозы. • Способствовать воспитанию нравственных качеств, формированию художественного восприятия мира.
Оборудование:
• презентация • отрывок из фильма «Уроки французского» • рисунки учащихся • таблички с литературными терминами, названиями произведений, в которых герои стоят перед выбором • посылка с макаронами и гематогеном
«Нравственный выбор в литературе и жизни» Герой – близкие Герой – учитель Герой – сверстники (инсценируют мимику, жесты взгляд компании Вадика) Внимательные читатели (готовят вопросы по тексту; иллюстрации, и к ним вопросы) Задание проверяется в течение 2-х недель. Нужно создать «поле» для изучения темы. Выступают учащиеся с сообщениями, в которые включают лишь необходимую для урока информацию.
Тип урока – проектное обучение
Работа над проектом: • определение проблемы, вытекающих задач • гипотеза, обсуждение методов исследования • оформление конечных результатов • анализ полученных данных, подведение итогов • корректировка, выводы • использование метода отчетов, просмотров
Ход урока: До урока 2-3 человека проверяют знание текста у желающих Разминка (АКТУАЛИЗАЦИЯ) Узнай героя по описанию
Группа №4
«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)
«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам» (Вадик)
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне» (Лидия Михайловна)
«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» (герой)
Иллюстраторы. Рисунок, к нему – 3 вопроса Задание: • Монетки «Чем продавщицы на базаре, где герой покупал молоко, были недовольны? Что они предполагали, глядя на гнутые монетки? //Монетки были гнутые. Продавщицы думали, что мальчик стоит на паперти – попрошайнисает// • Молоко «Почему герой покупал молоко?» // Ему нужно было пить молоко – у него было малокровие// • Сапоги «Как вы помните, герой ходил в школу в самодельных башмаках – ни у кого в классе не было такой чудной обувки. Когда появились сапоги? Откуда мама героя взяла деньги на столь дорогую покупку?» //через год мама купила ему сапоги, продав самую дорогую ценность – швейную машинку// • Топор «Расскажите, когда в тексте появляется топор?» //мальчик открывает им посылку, которую прислала Л.М.// • Пластинка «Где мы встречаем эту пластинку?» //у Л.М., она ставит герою французские песни»//
Ещё до урока начинает звучать музыка. Урок начинается под музыку (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ) 1 мин
Виктор Берковский Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты. Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе.
Слово учителя (МОТИВАЦИЯ) 2 мин
Вы услышали слова песни «каждый выбирает…». Это эпиграф к нашему уроку. Мы собрались здесь для беседы. Напоминаю вам, что главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад собирал великий мыслитель Сократ своих учеников, чтобы вместе обсудить различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому, что эти Мысли с большой буквы – честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа.
Перед вами правила сократовской беседы (не зачитывать, на слайде):
• Не могу молчать. • Уважай ближнего своего. • Платон мне друг, но истина дороже. • Заговори, чтоб я тебя увидел.
Тему сегодняшнего разговора подсказал сам Сократ. Много веков тому назад он записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”.
Что же такое нравственный выбор? Посмотрите на слайд. Какие слова из определений вы считаете ключевыми? //нравственный выбор - совесть, свобода выбора, ответственность за поступки//запись в тетрадь
Группа №5 3 мин
Литературоведы (выступают два человека от команды) Нравственный выбор в произведениях Виктора Петровича Астафьева, Юрия Яковлева, Николая Семёновича Лескова
1 Человек часто оказывается перед выбором. Нашёл деньги, смотришь – никого вокруг нет. Уже думаешь, на что потратить. Вдруг видишь – первоклашка плачет. Отдать деньги? Оставить себе? Это и есть выбор. Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.
2 В литературных произведениях мы также часто видим, кто герой стоит перед выбором. Например, герой В.П. Астафьева выбирает обман – он обманывает бабушку. Этот выбор приносит ему лишь страдания – ему стыдно, он боится потерять уважение бабушки, ему стыдно перед односельчанами. Герой рассказа «Рыцарь Вася» стоит перед выбором – спасать малыша-первоклашку, рискуя жизнью или, как его одноклассник Димка, подождать помощи.
1 На мой взгляд, Вася не выбирает. Выбор у него один. Он даже не раздумывает – просто идёт на помощь слабому, как истинный рыцарь.
2 Герой рассказа «Человек на часах» - Постников – стоит на посту – охраняет дворец. Он слышит, как недалеко провалился под лёд и тонет человек. Постников понимает, что ему запрещено покидать пост, его за это накажут. Но он всё же спасает человека. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.
Тема урока (на слайде) запись в тетради Работаем мы сегодня по плану (план проецируется, но не зачитывается)
• Как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока? //узнать, что же помогает герою сделать правильный выбор, что хотел нам сказать В.Г. Распутин своим рассказом?//
• Существует мнение, что нравственный выбор – самый выгодный. Мнение спорное. На слайде вы видите определение этого слова. Мы сегодня либо докажем, либо опровергнем эту мысль.
ВЫГОДА выгоды, ж. Прибыль, польза, извлекаемая из чего-н., преимущество, интерес (чаще материальный).
Герой рассказа В. Распутина тоже не раз стоит перед выбором. Он оказывается далеко от дома, в чужом городе, живёт он у чужих людей.
Группа №1
На новом месте 4 мин
Задание - Подумайте, какая информация очень важна в этом тексте?
1) Почему его решили отправить в город?
Герой жил в деревне. Отец его, видимо, погиб на фронте. Учился он хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше добавляя от себя. Но особенно в него верили, когда дело касалось облигаций. Считалось, что у него счастливый глаз. Его выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали. И мать, наперекор всем несчастьям, собрала сына в город, хотя до того никто из деревни в районе не учился.
2) Голод в городе. Чем голод в деревне отличался от голода в городе? Как пейзажные зарисовки помогают понять состояние героя?
Голод в городе совсем не походил на голод в деревне. В деревне, особенно осенью, всегда можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. В городе для героя все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. Он как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков. Больше не ходил – бесполезное занятие. В словосочетании «небольшая речушка» видно отношение героя, привыкшего к простору, лугам, Ангаре, к городу. Речушка похожа то ли на ручеёк, то ли на лужу. Повторение слова «чужие» помогает понять состояние героя – он словно в тюрьме. Нет ощущения простора, свободы
Работа с текстом. Что для героя было самым страшным? Читаем. 3 мин.
Задание: Найдите выразительные средства. Как они помогают понять состояние мальчика?
Самое страшное начиналось, когда герой приходил из школы. В школе он невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там его тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. Но как только он оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Ведь никогда раньше он даже на день не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так ему было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. И он мог бы уехать…
Выбор 1 – фильм «Мальчик бежит за уезжающей мамой» 5 мин
Перед мальчиком выбор – поехать домой или остаться в городе.
• В самом начале эпизода мальчик груб с мамой: не обнимет её, сидит и хмурится. В чём причина?// При ней я крепился, не жаловался и не плакал.//
• Почему мама, как только садится в машину, сразу отворачивается, не смотрит на сына, а смотрит вперёд? //ей очень тяжело, возможно, она тоже плачет//
• Что она испытывает?
• Почему герой всё же не уезжает в деревню? //Он чувствует ответственность – перед мамой, братом, сестрой, односельчанами, перед погибшим на войне отцом. Он старший в семье. Понимает, что трудно маме учить его, помогать ему продуктами, а тем более деньгами. Он понимает, что способен чего-то достичь. Он хочет учиться. // Перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, вашего ровесника. Герой выбирает и - остаётся в городе.
• Как он учится? (текст) //Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки. С французским у меня не ладилось из-за произношения.//
Найдите фразеологизм. Как он помогает понять характер героя? Какой он человек? Ученик?
Герой и сверстники 3 мин
• Есть ли у него друзья? Скажите, почему у героя нет друзей? (текст)
//От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один — потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много//. Какой эпитет помогает понять, насколько сильно герой скучал по дому? У героя нет друзей, но появились знакомые. Вадик и его компания играли на деньги.
Выбор 2 • Из-за чего герой решился играть на деньги? (текст) //Герой считал, что это хорошая возможность самому решить свои проблемы. Продукты у него воровал, скорее всего, Федька. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.» // Играть на деньги – плохо. С этим не поспоришь.
• Можно ли считать этот выбор героя нравственным? Почему? //Герой берёт на себя ответственность. И это – поступок. Часто мы надеемся на кого-то, немногие решаются на конкретные действия, за которые им придётся отвечать//.
• Конечно, связываться с Вадиком и его компанией герою не стоило. Объясните почему? //Вадик нехороший человек, не нужно окружать себя такими людьми//
Физкультминутка 2 мин.
Сейчас мы проведём эксперимент. Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело. Какой же Вадик? Представьте, как стоит Вадик. Каковы его движения? Выражение лица? Как отбрасывает волосы со лба? //Правда, и играл он хорошо. Подходя к камню, чуть приседал, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся — шайба выскальзывала из его руки и летела туда, куда он метил. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.. «зло прищурившись».//
Попробуем повторить (чёлка, руки в карманах, походка, взгляд)? Ребята готовились. Сейчас они покажут свои заготовки. Попробуйте повторить. Что чувствуете? //презрение к окружающим, смотрю свысока, злость, неискренность//. Давайте примем позу открытого, уверенного в себе человека, доброжелательно настроенного к окружающим. Плечи расправлены, спина выпрямлена, открытая улыбка, взгляд – внимательный и доброжелательный. Присаживайтесь
Наверно, так же доброжелательно и уважительно смотрела на свой класс Л.М.
Герой и Учитель 4 мин
1) История Лидии Михайловны. Откуда она приехала? Какая она была в детстве (по её же собственным словам) 2) Какою её видят дети? Чем она отличается от других учителей? 3) Мальчик глазами Лидии Михайловны 4) Как себя чувствует Л.М. в городе?
Л.М. узнала, что её ученик играет на деньги. (зачитываем)
• Чему она так удивляется? (молоко?!) ТЕКСТ — Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много? — Нет, не много. Я только рубль выигрываю. — И больше не играешь? — Нет. — А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь? — Покупаю молоко. — Молоко?
• Почему Л.М. не повела его к директору? //Лидия Михайловна видит, что перед ней мальчик, которому нужна помощь – живёт далеко от дома, у чужих людей, недоедает. //
• Как она пытается ему помочь?
Посылка /ставим на стол посылку, открываем/ 6 мин
Выбор 3
• Почему герой не принял посылку? (читаем по цепочке по 1 предложению) Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны. Вот это да! Длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало. Теперь понятно, почему мать собрала ящик: чтобы макароны не поломались, не покрошились, прибыли ко мне в целости и сохранности. Я осторожно вынул одну трубочку, глянул, дунул в нее, и, не в состоянии больше сдерживаться, стал жадно хрумкать. Потом таким же образом взялся за вторую, за третью, размышляя, куда бы мне спрятать ящик, чтобы макароны не достались чересчур прожорливым мышам в кладовке моей хозяйки. Не для того мать их покупала, тратила последние деньги. Нет, макаронами я так просто не попущусь. Это вам не какая-нибудь картошка. И вдруг я поперхнулся. Макароны… Действительно, где мать взяла макароны? Сроду их у нас в деревне не бывало, ни за какие шиши их там купить нельзя. Это что же тогда получается? Торопливо, в отчаянии и надежде, я разгреб макароны и нашел на дне ящичка несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена. Гематоген подтвердил: посылку отправляла не мать. Кто же в таком случае, кто? Я еще раз взглянул на крышку: мой класс, моя фамилия — мне. Интересно, очень интересно.
Найдите выразительные средства (эпитеты, метафору), которые помогают понять, что чувствует герой?
• Почему мальчик всё же не взял посылку. Поднимите руку те, кто считает, что посылку нужно было взять? Кто считает, что герой поступил верно? Аргументируйте.
• Л.М. решила играть с учеником на деньги? Текст 3 мин Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство — от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету. — Что вы делаете? — возмутился я. — Я? А что я делаю? — Зачем вы ее подвинули? — Да нет же, она тут и лежала, — самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи. Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.
• Почему мальчик так реагирует? //Ему неприятно, когда обманывают, играют, поступают нечестно//
• Чем заканчивается рассказ?
Итоговые вопросы 6 мин
• Мог ли герой поступить иначе?
• Какие качества характера помогают герою сделать правильный выбор?
• Что и кто влияет на нравственный выбор героя?
• Какой главный урок дала Лидия Михайловна своему ученику? //Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце// Итак герой не раз выбирает. Он слышат свою совесть и своё сердце. Его мама научила его стойко переносить трудности. А учительница дала урок человечности и доброты. Вернёмся к плану. Все ли пункты выполнены? Достигнута ли цель?
Согласны ли вы с тем, что нравственный выбор – самый выгодный? В чём выгода для этого мальчика? //он становится личностью. Этот мальчишка вырос в замечательного писателя – Валентина Распутина. Совестливого, думающего, понимающего// Откройте текст и прочитайте вступление. Как вы понимаете эти слова?
• Как следует понимать слова автора: «Странно, почему так же, как и перед родителями, всякий раз мы чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, а за то, что сталось с нами после».
//Человек сам делает свой нравственный выбор и от того, каким будет этот выбор, зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Герой рассказа выдерживает достойно, с честью испытания, выпавшие на его долю. Он не может подвести маму, односельчан, Лидию Михайловну – они верят в него. Человек, не зависимо от возраста, часто встаёт перед нравственным выбором. Когда он уходит далеко от добра, тогда чувствует свою вину перед людьми, которые видят в нём добро и свет, которые в него верят. //
Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом. Этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек — хозяин своей судьбы.
Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, Поколеньями созидается Век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается – Чтоб светлее стала вселенная. (Э.Б. Межелайтис) В начале урока мы говорили, что существуют мысли с большой буквы. Такими мыслями с нами поделился В.Г. Распутин. Скажите, какая мысль пришла вам в голову, Мысль, навеянная сегодняшним уроком. Чью мысль ты бы хотел услышать?
Разговор, который мы начали сегодня, не заканчивается: он продолжается для каждого из нас. Я желаю, чтобы мы были открыты истине, добру и красоте. И тогда мы сможем сделать единственно правильный для нас нравственный выбор. Помните, самый выгодный выбор – нравственный.
Домашнее задание 1 мин
Написать письмо от имени учителя или героя Выбрать, сколько лет прошло – 1 год или 20-40 лет Здравствуйте, Лидия Михайловна… (рассказать, как мальчик жил после этой истории) Здравствуй, …(рассказать, то произошло потом с учительницей)
Оценка за урок 3 мин складывается из трёх оценок, самооценка по критерию (на слайде, не зачитывается) Критерии: Цель достигнута? Задачи выполнены? 2 б. Материал найден? Интересный, нужный, познавательный? 1 б. Удалось рассказать свободно, выразительно? Слушали внимательно? 2 б.
- Самооценка (записывают оценку на листочках, которые сдают) - Оценка группы (список с этими оценками уже у учителя, туда выставляются оценки за выступление и самооценка) - Выступление
Благодарю за мысли:…..за умение слышать собеседника:…за материал:…