Организация учебной деятельности учащихся с помощью технологии веб-квеста Часть 1
Организация учебной деятельности учащихся с помощью технологии веб-квеста (на примере веб-квеста "Перечитывая „Дубровского”") Часть 1
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Данное требование влечет необходимость работы учащихся с информацией, которую они самостоятельно формируют в творческую образовательную продукцию. Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), содержащие систему гиперссылок, позволяют учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Значительно расширяются возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет создавать реальную обстановку деятельности. Следовательно, ИКТ позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Широкие возможности при изучении художественного произведения в этом отношении представляет технология web-qvest. «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. ...Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся ... находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»). Веб-квест "Перечитывая "Дубровского" (http://goo.gl/bpgy9) был создан для учащихся 8-го класса. В результате прохождения веб-квеста предполагалось достичь следующих целей: формировать умение устанавливать логические связи между явлениями; формировать умение собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте; формировать умение грамотно организовывать материал в целях повышения эффективности сообщения вне зависимости от того, устное оно или письменное; совершенствовать навыки работы в компьютерных программах; формировать умение работать в команде, достигать компромисса, воспитывать культуру общения, коммуникативные навыки. Задача веб-квеста - перечитать роман "Дубровский" на качественно ином уровне: ученикам предлагалось задуматься над вопросом, почему роман остался недописанным, обнаружить проблемы, которые затрагивал А.С.Пушкин в романе "Дубровский" и которые не нашли своего разрешения в произведении, и тем самым подготовить учеников к вдумчивому, глубокому изучению романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". С этой целью учащимся предлагалось провести "журналистское расследование", в результате которого (по желанию) будет создан собственный сайт или страница на сайте учителя. Перед началом работы учащимся предлагалось определить свое отношение к творчеству А.С.Пушкина, согласившись с высказываниями писателей XIX - XX веков. или опровергнув их. Прохождение веб – квеста определено тремя уровнями, на каждом из которых восьмиклассникам предстояло разбиться на группы, выбрав роли, от лица которых нужно проходить уровни, выполняя задания. На первом уровне предстояла работа с электронной сетевой библиотекой, где хранится текст романа А.С.Пушкина "Дубровский", на втором уровне ученикам предлагалось путешествие по всемирной сети Интернет в поисках интересной информации о романе, эпохе, которая воссоздается на страницах произведения, об авторе; третий этап - самый сложный, поскольку ученикам предстояло обобщить все полученные на разных этапах игры знания и создать сайт, посвященный одному из героев романа или проведенному журналистскому расследованию. Перед началом работы над каждым уровнем веб-квеста и по окончании работы учащимся предлагалось заполнить входную анкету и анкету-рефлексию, в которых восьмиклассники должны отразить свои ожидания, опасения (если таковые есть) перед началом работы и оценить свое участие в общей работе над каждым из уровней веб-квеста (ссылки на анкеты вынесены на боковую панель сайта). Кроме того, в анкете предлагалось ответить на вопрос, какие трудности испытывал восьмиклассник при работе над данным уровнем веб-квеста. Ответы автоматически собирались в сводную таблицу, что дало возможность учителю скорректировать деятельность учащихся, оказав своевременную помощь, если она требовалась. В результате прохождения первого уровня веб-квеста учащиеся создали отчеты в соответствии с выбранными ролями (психологи, биографы, социологи, конфликтологи, историки, следователи). На основе отчетов формируется сводная таблица, доступ к которой имели все участники веб-квеста. Приложение к статье: http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/6103d921465a571455e4905460c2138a9/KarnovskayaMG.rar.html Продолжение следует...