Понедельник, 29.04.2024, 07:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

«Отговорила роща золотая...»
Тема урока: «Отговорила роща золотая...»
(Краткий очерк жизни и творчества С.А.Есенина)
Цель урока:
- обеспечить усвоение материала о жизни и творчестве поэта, своеобразие его стихов, обратив внимание на лиричность, музыкальность, напевность текстов;
- совершенствовать умение выразительно исполнять стихи или отрывки из них; ярко, эмоционально вести монологическую речь; анализировать стихотворные тексты;
- воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: на стене декорации – березовая роща, село вдалеке; пианино, аудиозаписи, магнитофон; на столе, покрытом скатертью, портрет писателя, томик его стихов, букет цветов; раздаточный материал с портретом С.Есенина, фотографией с матерью, отрывки из стихов; презентация.
Ход урока:
(Слайд 1) На стене декорации: березовая роща, село вдалеке. Звучит музыка.
Ведущий:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

(Музыка замолкает.)

(Слайд 2) Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир стихотворений известного русского поэта Сергея Есенина. Постараемся понять душу поэта, обращаясь к его литературному наследию.
(Слайд 3) Широкой прямой улицей вдоль крутого, холмистого правого берега Оки пролегло село Константиново. В Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику архитектуры.

1 чтец:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Ведущий: На противоположной стороне села выстроились в ряд ничем не примечательные, обыкновенные крестьянские избы, за дворами которых тянулись узкие длинные полоски приусадебных огородов и садов. В числе этих домов против церкви стоял и дом Есениных. Всюду бескрайние широкие поля. Всюду, куда ни глянь, граничат поля с горизонтом, и, кажется, не обойти, не измерить их, не счесть богатств, которые соберутся с них.

1 чтец
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звоном плачут глухари.
Плачет где –то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется — на душе светло.

(Слайд 4) Ведущий: Сергей Есенин... Это имя еще при жизни поэта стало легендой. Обратите внимание на его портрет. В памяти тех, кому довелось видеть поэта хоть однажды, запечатлелся образ человека яркого, обаятельного, с печальными задумчивыми глазами, обладавшего удивительной способностью покорять человеческие сердца. «Огромная сила чувства», «душа русская, раздольная» жила в нем и щедро питала его творчество. Давайте послушаем, как о себе рассказывал Есенин в июне 1924 года.
(Слайд 5) 2 чтец: Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии, Рязанского уезда. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдорона.
Детство провёл у деда и бабки по матери в другой части села, которое наз. Матово. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь, который от нас вёрстах в 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст».
Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого.
Нянька - старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.
Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озёрах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.
После, когда я возвращался, мне частенько влетало.
(Слайд 6) В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки.
Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при такой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.
(Слайд 7) Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтобы из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.
Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.
Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учёбы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковно-славянского языка. Это всё, что я вынес.
Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чём бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешёл к Пушкину.

(Слайд 8) 3 чтец:
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым, и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый, и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений. - они в моих стихах.

(Слайд 9) 4 чтец: Поэт писал:
Спокойно расскажите
Про жизнь мою...
Стихи мои.
Его поэзия — это чудесный, прекрасный, неповторимый мир!
И рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», и золотая роща, и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная синь, и голубая гладь озера, затерявшегося в камышовых зарослях, вся красота родного края отразилась в словах, полных любви к русской земле
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

5 чтец: Именно здесь поэт увидел, как ломаются, отражаясь в пруду, березы, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как «выткался, на озере алый свет зари».
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(Слайд 10) В этих строках перед нами предстает Есенин простым, нежным, сумевшим передать чувства, охватившие его. Можно сказать, что его поэзия живет, дышит, согревает слушателя, поэтому он страстно восклицает
Буду петь, буду петь, буду петь!
И Есенин, действительно, поет. Стихи его похожи на песни, звонкие и певучие, радостные и грустные. Звучит песня на стихи Есенина «Клен ты мой опавший...»
Клен ты мой опавший, клен заледенелый.
Что стоишь нагнувшись над метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

1 чтец:
Его поэзия — его душа. Мягкая, ранимая, страдающая, сочувствующая. Его поэтические произведения обращены и к современникам, их сердцам, душам, к их разуму, и к нам, живущим сегодня.
Красота поэтического мира Есенина, мне кажется, в том, что поэт не отделяет себя от природы, земли, на которой он вырос. Он сам частица природы, которую восхваляет:
Эти волосы взял я у ржи...
(Слайд11) А какие образы создает он!
Словно белою косынкой
Повязалася сосна...
Ивы кроткие монашки...
... глаз осенняя усталость.
И душа моя — поле безбрежное...
Покоряет единение чувства и слова, мысли и образа. Поэт писал в 1924 году: «В стихах моих читатель должен ... обращать внимание на лирическое чувствование и ... образность. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первым развил его и положил основным камнем в своих стихах».

(Слайд 12) 6 чтец: Есенин, подобно художнику, словом изобразил «зеленокосую» березку, старый клен «на одной ноге». Он дал читателю почувствовать красоту родной страны. Черемуха у него спит в белой накидке, вербы — плачут, «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», месяц, словно ягненочек, «гуляет» в голубой траве. Так мог написать только С. Есенин, неповторимый поэт по интонации, душевной чуткости, находящий редкие рифмы, создающий удивительные образы.
Природа у поэта многоцветна. Школьный товарищ рассказывал: «Очень уж Есенин любил цветы. Весной до покоса наши луга — разноцветный ковер. Каких только цветов в них нет! Когда мы, бывало, идем с лугов к дому, Есенин нарвет целую охапку цветов, сам едва тащит ее да и нас нагрузит». Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза»), создают атмосферу радости бытия («вечером синим, вечером лунным», выражают чувство нежности и любви(«голубая кофта, синие глаза», «заметался пожар голубой»).

2 чтец:
Цвет у Есенина — это тема, чувство и состояние. Золотое, желтое, осеннее соотносится в его стихах не только с темой увядания, но и с предчувствием неизбежного страдания:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(Слайд13) Поэт, ощущая себя частицей природы, и в животных видит«братьев наших меньших». Интересна его «Песнь о собаке»:
Ведущий:
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в след,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

3 чтец: О чтении Есениным этого стихотворения в Берлине в 1922 году рассказывает М. Горький:
«Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят.
— Если вы не устали...
— Я не устаю от стихов,— сказал он и недоверчиво спросил: — А вам нравится о собаке?
Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.
— Да, я очень люблю всякое зверье,— молвил Есенин задум¬чиво и тихо... пощупал голову обеими руками и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние строки:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег...—
на его глазах тоже сверкнули слезы.
После этих слов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

(Слайд 14) 4 чтец: Радость, горе, скорбь, печаль, счастье – все чувства находят отражение в его поэзии:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Для поэта достаточно несколько выразительных строк, чтобы создать законченную и яркую картину:
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Читатель ясно видит место действия, чувствует запахи, различает звуки. Поэзия Есенина – чистая, нежная, добрая, как и он сам.
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
(Слайд 15) 5 чтец: Красота мира природы созвучна с духовным миром поэта. Как мягки, лиричны строки поэта, обращенные к любимой:
Руки милой — пара лебедей
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Искренняя и задушевная поэзия Есенина рассказывает о весне и сумерках любви. Поэт с изумительной проникновенностью раскрывает красоту чистых отношений юноши и девушки в первом дуновении любви, восхищения любимой, озарившей сердце поэта.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

6 чтец: Мы найдем в стихах Есенина и иное, чувственное и мимолетное отношение к женщине. Но не это определяет главное в его любовной лирике. Главное - в восхищении красотой и беззаветной отданностью женской любви, светлой, поэтичной атмосферой, создаваемой любящими сердцами. Какие чудесные слова и образы находит поэт для характеристики своей подруги, ее красоты и очарования! Какую дань благородного поклонения и нежности отдает он воспоминаниям о былых, ушедших чувствах, об «оставленной, но дорогой».
И песне внемля в тишине,
Любимая, с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне,
Как о цветке неповторимом.

7 чтец: Песнь любви… Автор рассказывает красоту чувств человека. Приглушая звук стихов, он словно приглашает к разговору лишь себя и читателя:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой.
Да глаза, как яхонты, горят.
Казалось бы, слова простые, но они волнуют душу, заставляют громче биться сердце, сопереживать, сострадать:
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут…

Поступь нежная, легкий стан…
(Слайд 16) Стихотворение С.Есенина «Шагане ты моя, Шагане…» звучит, как родниковая песнь жизни и любви.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

(Слайд 17) 1 чтец: Большое место в лирике Есенина занимает образ матери. Она сопутствует ему и в радости и в горе, на всем его сложном пути.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Мать — олицетворенная совесть, мерило добра и зла, и как перед своей совестью, он исповедуется перед матерью.
«Письмо к матери», «Письмо от матери» и «Ответ» самые полюбившиеся народу стихи Есенина.
Старушка милая,
Живи, как ты живешь.
Я нежно чувствую
Твою любовь и память...
Родимая!
Ну как заснуть в метель?
В трубе так жалобно
И так протяжно стонет...

2 чтец: Поистине беспредельна и безгранична была любовь Есенина к Родине. Слово «Русь» его любимая рифма. Поэт любил Родину прекрасной, сыновней, неугасимой любовью.
Я более всего
Весну люблю,
Люблю разлив
Стремительным потоком,
Где каждой щепке,
Словно кораблю,
Такой простор,
Что не окинешь оком.
Но ту весну,
Которую люблю,
Я революцией великой
Называю!
И лишь о ней,
Страдаю и скорблю,
Её одну
И жду и призываю…

(Слайд 18) Об одном талантливом поэте Есенин сказал, что его стихи недолговечны – у него нет Родины... «Нет поэта без Родины!» — заключил он.
Поэт всегда стремился быть вместе с народом, служить ему своей вдохновенной песней.
Звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Песня перестает звучать, а музыка продолжается, на фоне музыки звучат слова
Ведущий:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Вывод по теме

(Слайд 19) С.Есенин ушел из жизни в 30 лет, но неповторимое песенное есенинское слово продолжает жить и продолжает волновать каждого из нас.
Кажется, что из далеких двадцатых годов двадцатого века поэт незримо шагнул в наш двадцать первый век и дальше – в будущее.
Звучит песня на стихи С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу».

Выполнение студентами практической работы – анализ одного из стихотворений С.Есенина (по выбору студента).
Выслушать ответы 3-4 студентов.
Вопрос к студентам: А что взволновало вас в поэзии С.Есенина? Что поразило, понравилось? (ответы студентов)

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: выучить 1-2 стихотворения С.Есенина, принести сборники стихов поэта.

Приложение: http://mm-festival.letitbit.net/download/3998f721cacc731b368f85dac85bc5236/NadolskaiaLA_Konferen.ppt.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/3998f721cacc731b368f85dac85bc5236/NadolskaiaLA_Konferen.ppt.html
Категория: Литература | Добавил: nadolskaiala (30.11.2011) | Автор: Надольская Людмила Алексеевна E
Просмотров: 2355 | Теги: Есенин, Родина, Лирика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]