Открытый урок по литературе Васениной Наталии Александровны «МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА» 1. Дисциплина – Русская литература 2. Тема – «Мастерство Чехова-рассказчика» 3. Тип урока – урок изучения нового материала 4. Цель – выявить основные характерные черты творчества А.П. Чехова 5. Задачи: 5.1. Образовательные: 5.1.1. Познакомить учащихся с рассказами А.П. Чехова 5.1.2. Выявить характерные особенности на примере рассказа «Смерть чиновника» 5.1.3. Определить значение творчества Чехова для современности 5.2. Развивающие: 5.2.1. Развивать навыки выразительного чтения прозаических произведений 5.2.2. Развивать умение анализировать и обобщать 5.2.3. Способствовать развитию всех видов памяти 5.3. Воспитывающие: 5.3.1. Прививать любовь к литературному творчеству русских писателей 5.3.2. Формировать личностные качества учащихся 5.3.3. Воспитывать высшие ценностные ориентиры у учащихся 6. Основной дидактический метод – проблемно-поисковый 7. Частные методы – беседа, подводящий и побуждающий диалог, работа с текстом, прослушивание аудиозаписи, написание сочинения 8. Дидактические средства – портрет писателя, презентация, аудиозапись художественного чтения, оформление доски, раздаточный материал 9. Оборудование – проектор, ноутбук, экран 10. Примечание – заранее подготовить раздаточный материал на каждую парту – разделенный (разрезанный) на небольшие части рассказ А.П. Чехова Краткий план урока 1. Организационный момент 2. Актуализация 3. Постановка целей и задач 4. Введение новых знаний: 4.1. Составление рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» 4.2. Выявление характерных черт творчества Чехова 5. Первичное закрепление: прослушивание и анализ рассказа Чехова «Предложение» 6. Подведение итогов: 6.1.1. Подведение итогов 6.1.2. Рефлексия: написание мини-сочинения 6.1.3. Выставление оценок Домашнее задание План урока 1. Организационный момент (слайд 1). 2. Актуализация (слайд 2): - Можно много и долго говорить о том, как актуален в наше время Чехов. Мне сегодня в начале нашего занятия хочется лишь сказать вот что. Никто до наших дней не выразил лучше Чехова идеал человека. Вспомните его известное: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но он не просто вывел эту формулу, он ещё нашёл путь к изменению человека в лучшую сторону: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». 3. Постановка целей и задач (слайд 3): - И сегодня мы с вами должны увидеть, что сам Чехов всегда следовал этому принципу и пытался сделать людей лучше с помощью своего творчества. Наша тема - «Мастерство Чехова-рассказчика». Запишите её себе в тетрадях. И наши задачи – познакомиться с рассказами Чехова, проанализировать их, выявить основные черты творчества и подтвердить актуальность его в наши дни. 4. Введение новых знаний (слайд 4): - Мы с вами уже успели познакомиться с некоторыми произведениями Чехова. Назовите их. Но именно в ранних юмористических рассказах основные принципы творчества выражены более ярко. Поэтому мы обратимся к одному из самых известных рассказов – «Смерть чиновника». У вас на столах лежат листочки с текстом. Это отрывки рассказа. Нам нужно составить из них рассказ в той последовательности, в которой они у автора. Вы выбираете кусочек рассказа и объясняете свой выбор, почему будет именно он, а не какой-нибудь ещё. Рассказ разделен на следующие части: 1. «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…» 2. «Чихать никому и нигде не возбраняется…» 3. «Он увидел, что старичок, сидевший впереди…» 4. «Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал…» 5. «В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него…» 6. «Придя домой, Червяков рассказал жене…» 7. «На другой день Червяков надел новый вицмундир…» 8. «Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея…» 9. «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков…» 10. «Так думал Червяков, идя домой…» 11. «— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал…» Учащийся делает предположение, выразительно читает свой отрывок и объясняет выбор. Каждый отрывок проверяется выводом его на экране (слайды 5 – 15). - Молодцы. Рассказ вы составили верно. Теперь перечислим те характерные особенности, которые вы смогли выявить. (Что сразу бросается в глаза при чтении? Как автор описывает происходящие явления? С каким чувством? Что при этом испытывает? Что является предметом изображения? Как описывает поведение героя? Какой смысл вкладывает? Какова идея произведения? Актуальна ли эта идея? Всё ли события кажутся вполне реальными? И т.д.) Вывести все характерные черты на экран. Записать в тетрадях (слайд 16). 5. Первичное закрепление (слайд 17): - Мне бы хотелось, чтобы вы прослушали ещё один рассказ Чехова. Слушайте внимательно и сразу определяйте для себя, какие из перечисленных признаков в нём присутствуют. Прослушать рассказ А.П. Чехова «Предложение». Учащиеся перечисляют черты с примерами. 6. Подведение итогов (слайд 18): - Вы сегодня замечательно поработали. И мне, подводя итог, осталось сказать лишь о том, что рассказы Чехова наполнены осмеянием мира «чиновников», «человеков в футляре», «толстых и тонких», «ионычей» и устремленностью к новым формам жизни, человеческих отношений, к любви, к искусству, к счастью. Юмор Чехова глубоко содержателен: писатель сочувствует «маленьким людям», высмеивает тупость, бескультурье, низость, хамство, самоунижение, бездушие, пошлость обывательской жизни. М. Горький охарактеризовал творчество Чехова так: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь с ней боролся». Запишите вывод в тетрадь. - А вот определить, насколько Чехов актуален сегодня, я поручаю вам. И предлагаю написать мини-сочинение (буквально 5-6 предложений), в котором вы должны ответить на один из следующих вопросов (слайд 19): 1. - Чем рассказы А.П. Чехова понравились именно вам? 2. - Чем может быть полезно чтение творчества А.П.Чехова лично для вас? 3. - Чему может научить вас творчество А.П. Чехова? - И закончить занятие мне хочется словами самого Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» (слайд 20). Оценки за занятие. 7. Домашнее задание (слайд 21): - Прочитать 10 ранних юмористических рассказов Чехова. Подготовиться к обобщающему зачёту по теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова» http://yadi.sk/d/PuiDZJZ6LjeQB