Пятница, 26.04.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

ОТКРЫТЫЙ УРОК "МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА"
Открытый урок по литературе
Васениной Наталии Александровны
«МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА»
1. Дисциплина – Русская литература
2. Тема – «Мастерство Чехова-рассказчика»
3. Тип урока – урок изучения нового материала
4. Цель – выявить основные характерные черты творчества А.П. Чехова
5. Задачи:
5.1. Образовательные:
5.1.1. Познакомить учащихся с рассказами А.П. Чехова
5.1.2. Выявить характерные особенности на примере рассказа «Смерть чиновника»
5.1.3. Определить значение творчества Чехова для современности
5.2. Развивающие:
5.2.1. Развивать навыки выразительного чтения прозаических произведений
5.2.2. Развивать умение анализировать и обобщать
5.2.3. Способствовать развитию всех видов памяти
5.3. Воспитывающие:
5.3.1. Прививать любовь к литературному творчеству русских писателей
5.3.2. Формировать личностные качества учащихся
5.3.3. Воспитывать высшие ценностные ориентиры у учащихся
6. Основной дидактический метод – проблемно-поисковый
7. Частные методы – беседа, подводящий и побуждающий диалог, работа с текстом, прослушивание аудиозаписи, написание сочинения
8. Дидактические средства – портрет писателя, презентация, аудиозапись художественного чтения, оформление доски, раздаточный материал
9. Оборудование – проектор, ноутбук, экран
10. Примечание – заранее подготовить раздаточный материал на каждую парту – разделенный (разрезанный) на небольшие части рассказ А.П. Чехова
Краткий план урока
1. Организационный момент
2. Актуализация
3. Постановка целей и задач
4. Введение новых знаний:
4.1. Составление рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»
4.2. Выявление характерных черт творчества Чехова
5. Первичное закрепление: прослушивание и анализ рассказа Чехова «Предложение»
6. Подведение итогов:
6.1.1. Подведение итогов
6.1.2. Рефлексия: написание мини-сочинения
6.1.3. Выставление оценок
Домашнее задание
План урока
1. Организационный момент (слайд 1).
2. Актуализация (слайд 2):
- Можно много и долго говорить о том, как актуален в наше время Чехов. Мне сегодня в начале нашего занятия хочется лишь сказать вот что. Никто до наших дней не выразил лучше Чехова идеал человека. Вспомните его известное: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но он не просто вывел эту формулу, он ещё нашёл путь к изменению человека в лучшую сторону: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».
3. Постановка целей и задач (слайд 3):
- И сегодня мы с вами должны увидеть, что сам Чехов всегда следовал этому принципу и пытался сделать людей лучше с помощью своего творчества. Наша тема - «Мастерство Чехова-рассказчика». Запишите её себе в тетрадях. И наши задачи – познакомиться с рассказами Чехова, проанализировать их, выявить основные черты творчества и подтвердить актуальность его в наши дни.
4. Введение новых знаний (слайд 4):
- Мы с вами уже успели познакомиться с некоторыми произведениями Чехова. Назовите их. Но именно в ранних юмористических рассказах основные принципы творчества выражены более ярко. Поэтому мы обратимся к одному из самых известных рассказов – «Смерть чиновника». У вас на столах лежат листочки с текстом. Это отрывки рассказа. Нам нужно составить из них рассказ в той последовательности, в которой они у автора.
Вы выбираете кусочек рассказа и объясняете свой выбор, почему будет именно он, а не какой-нибудь ещё.
Рассказ разделен на следующие части:
1. «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…»
2. «Чихать никому и нигде не возбраняется…»
3. «Он увидел, что старичок, сидевший впереди…»
4. «Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал…»
5. «В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него…»
6. «Придя домой, Червяков рассказал жене…»
7. «На другой день Червяков надел новый вицмундир…»
8. «Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея…»
9. «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков…»
10. «Так думал Червяков, идя домой…»
11. «— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал…»
Учащийся делает предположение, выразительно читает свой отрывок и объясняет выбор. Каждый отрывок проверяется выводом его на экране (слайды 5 – 15).
- Молодцы. Рассказ вы составили верно. Теперь перечислим те характерные особенности, которые вы смогли выявить.
(Что сразу бросается в глаза при чтении? Как автор описывает происходящие явления? С каким чувством? Что при этом испытывает? Что является предметом изображения? Как описывает поведение героя? Какой смысл вкладывает? Какова идея произведения? Актуальна ли эта идея? Всё ли события кажутся вполне реальными? И т.д.)
Вывести все характерные черты на экран. Записать в тетрадях (слайд 16).
5. Первичное закрепление (слайд 17):
- Мне бы хотелось, чтобы вы прослушали ещё один рассказ Чехова. Слушайте внимательно и сразу определяйте для себя, какие из перечисленных признаков в нём присутствуют.
Прослушать рассказ А.П. Чехова «Предложение». Учащиеся перечисляют черты с примерами.
6. Подведение итогов (слайд 18):
- Вы сегодня замечательно поработали. И мне, подводя итог, осталось сказать лишь о том, что рассказы Чехова наполнены осмеянием мира «чиновников», «человеков в футляре», «толстых и тонких», «ионычей» и устремленностью к новым формам жизни, человеческих отношений, к любви, к искусству, к счастью. Юмор Чехова глубоко содержателен: писатель сочувствует «маленьким людям», высмеивает тупость, бескультурье, низость, хамство, самоунижение, бездушие, пошлость обывательской жизни.
М. Горький охарактеризовал творчество Чехова так: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь с ней боролся». Запишите вывод в тетрадь.
- А вот определить, насколько Чехов актуален сегодня, я поручаю вам. И предлагаю написать мини-сочинение (буквально 5-6 предложений), в котором вы должны ответить на один из следующих вопросов (слайд 19):
1. - Чем рассказы А.П. Чехова понравились именно вам?
2. - Чем может быть полезно чтение творчества А.П.Чехова лично для вас?
3. - Чему может научить вас творчество А.П. Чехова?
- И закончить занятие мне хочется словами самого Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» (слайд 20).
Оценки за занятие.
7. Домашнее задание (слайд 21):
- Прочитать 10 ранних юмористических рассказов Чехова. Подготовиться к обобщающему зачёту по теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова»
http://yadi.sk/d/PuiDZJZ6LjeQB
Категория: Литература | Добавил: РОДНАЯ (03.04.2014) | Автор: ВАСЕНИНА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА E
Просмотров: 2226 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 РОДНАЯ  
СПАСИБО))

1 natdvzori  
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
 допущена к участию в конференции! 

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]