"Мультимедиа технологии и их использование на уроке"- Часть1
Введение. Мультимедиа технологии и их использование на уроке Мы живем в современном мире, где все стремительно меняется. Эти перемены направлены на модернизацию всех сфер человеческой жизни. Особенно это касается образовательной отрасли. Современному подростку уже давно неинтересны простые карточки, картинки и фотографии. Литература как предмет в настоящее время у многих учащихся не вызывает интереса. Приоритет отдается точным наукам: математике, физике, информатике. Здесь для учителя-словесника достаточно остро встает вопрос: как найти выход из сложившейся ситуации? Как сделать урок более современным? Ответ прост. На помощь придет компьютер и интерактивная доска. Использование мультимедийных средств на уроках литературы крайне необходимо. Разумное сочетание в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. Этим и объясняется актуальность выбранной темы. Цель: показать важность применения мультимедиа технологий на уроках литературы с целью формирования активного познавательного интереса учащихся к предмету. Задачи: - рассмотреть использование различных мультимедийных средств на современном уроке; - показать эффективность применения мультимедиа технологий на различных этапах урока в процессе преподавания литературы; -выявить достоинства и недостатки применения мультимедиа на уроках литературы. Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сочетать инновационные и традиционные приемы обучения. Термин «мультимедиа» –в переводе с английского -«многие среды» (от multi – много и media – среда). Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать на уроке различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью является ее интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль. Развитию ассоциативного мышления обучающихся (создание образа, ассоциирующегося с определенным словом), а также формированию образного восприятия мира, способствует интеграция таких средств эмоционального воздействия, как художественное слово, музыка, живопись. Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов. Их можно применять на уроках в процессе объяснения материала учителем или в докладах учащихся. Учебный материал, представленный с помощью слайд-презентаций, вызывает интерес у школьников, позволяет им более успешно справиться с учебной задачей. При демонстрации презентации учитель должен следить за реакцией учеников для дальнейшей работы по усовершенствованию применения слайд-презентации на уроке. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Не менее важную роль играет и применение интерактивной доски на уроке. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Особенно активно в работу включаются школьники 5-7 классов. С помощью применения игровых технологий достигается наибольший уровень усвоения материала. ЭОР и ЦОР позволяют учителю существенно сэкономить время при подготовке к уроку. Различные энциклопедии, словари и справочники, к которым учащиеся могут обратиться непосредственно на уроке, формируют навыки самостоятельного поиска информации. Достаточно распространены CD-диски, фонохрестоматии, содержащие разнообразные аудио- и видеоматериалы. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что применение мультимедиа технологий на уроке необходимо, поскольку повышает темп урока, позволяет углубить степень отработки практических умений и навыков, включить в работу всех учащихся. Продолжение следует…