Четверг, 25.04.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Рассказ И.С. Тургенева "Муму". Герасим и барыня.
ГБОУ СОШ №348 Невского района СПб
Открытый урок по литературе в 5 «В» классе
Учитель - Липнина Е.М.

Тема: «Рассказ И. С. Тургенева «Муму»
Герасим и барыня.
«Славный он был мужик»
Цели:
образовательные:
1) познакомить с детством Тургенева, развить интерес к личности писателя и его творчеству.
2) проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).
Показать симпатию автора к своему герою, направить читательское восприятие

развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы.

воспитательные:
1) показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий
2) учить уважать иное мнение, слышать друг друга

Словарная работа: прототип, сравнение, гипербола.

Предварительная работа: на классном часе или на уроке истории (договориться с учителем истории) провести беседу о крепостном праве.

Предварительное домашнее задание:
Прочитать рассказ. Повторить термины (сравнение, гипербола, интерьер).

Дополнительное задание (по желанию)– посмотреть видеоэкскурсию (Спасское-Лутовиново)

Оборудование:
• мультимедийная презентация
• видеофрагменты из мультфильма (№1, №2)
• текст рассказа (учебник)
• листочки для выявления уровня восприятия текста: «Мне понравилось, мне было страшно, я смеялся, самый грустный момент, самый несправедливый…у меня возник вопрос»;

Формы работы на уроке: аналитическое перечитывание 1-й главы

Центральная проблема рассказа – самодурство и произвол – основное отношение помещиков-крепостников к своим крепостным крестьянам, находящимся в полной зависимости от них. Но не только… Это ещё и протест против угнетения слабого сильным, против насилия над человеком. Это поединок между добром и злом, между душевным богатством и щедростью и нравственной опустошённостью, чёрствостью. Важнее не сила власти, а сила человеческого духа.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова

• Мотивация. Сообщение ученика (под музыку) 2мин.

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…

— Ребята, кого напоминают герои этой истории?
/Напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил/

— Вы правы, действительно, это герои рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. А мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник – прототипы героев – барыни и Герасима.

Прототип - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Тема нашего урока – рассказ И.С. Тургенева «Муму». Герасим и барыня.

• Обмен впечатлениями 3 мин.
Актуализация.

—Какое впечатление произвело на вас это произведение?
У каждого на столе листочки для выявления уровня восприятия текста: «Мне понравилось, мне было страшно, я смеялся, самый грустный момент, самый несправедливый…». Ребята продолжают
предложение. Высказывают свои мысли.

—Какие вопросы у вас возникли после прочтения текста?
В течение нескольких уроков мы постараемся ответить на ваши вопросы. Мы будем внимательно читать, постараемся прочувствовать, понять мотивы поступков героев. Понять авторское отношение к героям и событиям.

• Целеполагание 1 мин.

Работаем мы сегодня по плану (план не зачитываем, на слайде):

1 Проверка Д/З
-И. С. Тургенев - биографическая справка. Сообщения + дополнения с места (информация из учебника)
2 История создания рассказа
3 Барыня. Мультфильм (эпизоды) Стилистический анализ.
4 Герасим. Задание по рядам. Работа в парах. Словарная работа. Ключевые слова. Сравнения
5 Итог.
6 Д/З

—Как вы считаете, какова цель нашего урока? (ответы)
Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева. Понять, почему Тургенев выделяет Герасима, явно симпатизирует ему. Понять, как автор относится к барыне.

—А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?(активно участвовать в уррокек, понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с…)

3. Осмысление содержания.

• Знакомство с писателем 3 мин.

Рассказ о писателе (сообщения учеников).

Учащиеся дополняют сообщения (из статьи в учебнике, которую прочитали дома)
Для того чтобы понять писателя, его мировоззрение и его произведения, важно знать, какие впечатления он вынес из детских лет. Впечатления детства — самые яркие, они накладывают отпечаток на всю жизнь... Родился Тургенев в Орловской губернии.

Сообщение ученика

Орловская губерния живописна: поля, леса, деревушки по косогорам. Поля к июлю залиты пшеницей и рожью, по ржам ветер идёт ровно. Васильки, жаворонки...
Великие поэты и писатели: Тургенев, Толстой, Фет, Тютчев, Лесков — родились в этом крае.
Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в берёзовой роще, с усадьбой, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными служебными постройками, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького царства, с правительством, чиновниками, подданными.

Слово учителя 3 мин.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им Варвара Петровна, мать будущего писателя.
Варвара Петровна была богатой наследницей, она владела крепостными крестьянами.
Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами.
Часто крестьян наказывали, и Тургенев, видя страдания и унижения крепостных, чувствовал негодование и стыд. Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву (а что это за клятва? — см. словарик): «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва». «Муму» (1852г.) — одно из первых произведений, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
Аннибалова клятва - твёрдая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо или чего-либо до конца

Рассказ начинается словами «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом»

—А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни?

— Ну что ж, у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма. Ваша задача - ощутить атмосферу барского дома.

• Мультфильм (1 кадр — о барыне) 1 мин.
БАРЫНЯ 4 мин.

— Итак, как выглядит дом барыни? //В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.//

— Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? /Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи//

— Давайте пристальнее вглядимся в текст рассказа. Почему балкон «покривившийся», ведь барыня богата? /скупа она и позабыта-позаброшена/

… она выезжала редко и уединенно доживала (Какой оттенок имеет это слово?) последние годы своей скупой и скучающей старости. (Почему автор говорит о её старости именно так?) День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. (Найдите развёрнутую метафору. Что означает эта метафора?) //Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.//

День - это зрелые годы, весна-юность, ночь – старость. Скажите, когда день для нас нерадостный и ненастный /когда нет солнца/. А что в жизни может греть так же, как солнце? Что способно осветить нашу жизнь? /дружба, любовь/. Не было в жизни барыни ни дружбы, ни любви. Почему же? Ведь у неё были дети, рядом были слуги /была она чёрствая, капризная и злая/

Мы внимательно вслушивались и вглядывались в слово писателя, пытались понять авторское отношение к герою. Давайте посмотрим, какой увидел барыню режиссёр..

(этот видеофрагмент можно опустить. На мой взгляд, он развивает критическое мышление. Барыня не просто вредная старуха, она глубоко несчастный человек. Каждый, кто разучился любить, заслуживает, прежде всего, жалости).

Видеофрагмент 2 3 мин
Мечты барыни.

—Почему барыня играет на фортепиано ночью? /она плохо спит, видимо, у неё бессонница; когда она играет, то вспоминает молодость, ей становится легче/

—Как вы думаете, что означают её видения? /видимо, она когда-то в юности была влюблена, но её мечты были разбиты/.
Видимо, когда-то она пережила разочарование. Что с нею произошло, мы не знаем. Однако из текста узнаём, что барыня очерствела, разучилась любить. Она глубоко несчастна. Она вела пустую жизнь, и теперь «доживает свой век».

—Зачем барыня взяла Герасима из деревни?
/забавно ей было – такой огромный дворник/

—Как выглядел Герасим? В чём было несчастье Герасима?

— Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?

/Барыня считала, что повысила Герасима, а он же в этом не разбирался, ему лучше было в родной деревне/

Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди....Почему? И ещё говорит о нём «славный он был мужик». Сегодня мы начинаем работать над характеристикой Герасима вот по такому кластеру. И сейчас задания по рядам, задания выполняются в парах. Мы читаем отрывки из 1 главы, а вы выполняете задание (читают ребята по очереди – по 1 предложению) первую главу, ваша задача – выполнить задание. Отвечает один от пары.

• Кластер. Образ Герасима 15 мин.

Сейчас мы перечитаем начало рассказа. Задания по рядам

1 ряд (у окна)
Обязанности Герасима /в деревне /
Найти эпитеты, объяснить значение эпитетов

2 ряд
Обязанности Герасима /в городе/
—Найти сравнение, объяснить значение

3 ряд
Интерьер /описание каморки Герасима/
—Ключевые слова – ассоциации. Гипербола

Задание ребятам (когда отвечает не их ряд): помогайте!

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.

Словарная работа (на слайде):

Неистомный – не знающий усталости, утомления.
Тягловый мужик- тягло – сколько должны обработать земли с семьи. В данном случае «который выполняет самую трудную работу в поле»
Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный
Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.

—Значение эпитетов (можно остановиться на нескольких – на усмотрение учителя)

—Как относится автор к своему герою?

—Автор пишет, что на работу Герасима «весело было смотреть». Скажите тот, кто так работает, что на него весело смотреть, получает сам удовольствие от работы?

—Почему Герасим так усердно и много работал?
/По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии/.

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом-и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья…

— Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?

—Значение сравнения /сила, ловкость, удаль, любовь к работе, к труду – вот что мы видим в этом сравнении «как стекло»)

КАМОРКА ГЕРАСИМА
Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках,, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

—Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?
/Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения.
Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы»/
—Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате?
/Богатырь/

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Он не сдался, когда оказался в городе. Герасима отличает стойкость характера, сила духа и оптимизм.

4. Стадия рефлексии. 5 мин.

Трудно было Герасиму на новом месте. Автор пишет:

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется,- скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат-бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; а полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.

—Почему Герасим «швыряет метлу и лопату», а не ставит их или бросает?

—Почему не ложился, а «бросался на землю»?

—Какое чувство хотел подчеркнуть писатель?

Герасиму было тоскливо, одиноко в городе. У него не было напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение. Но…

—Изменился ли Герасим?
—Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь?

//Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.//
//Герасим, которого взяли в город в качестве «представительной фигуры» и только, остался таким же собранным, аккуратным, трудолюбивым и прямым, каким был в деревне. Он сумел сохранить чувство собственного достоинства//
Именно поэтому автор называет Герасима «славным мужиком»

***Если есть время, можно написать эту работу в классе, затем прочитать одну-две работы.
Если времени нет, можно не отвечать на вопросы в классе, лишь задать на дом.

5. Домашнее задание: 1 мин

Перечитать 2 главу - всем

О чём думал Герасим, что представлял, лёжа целые часы на земле? (сочинение-миниатюра или иллюстрация)

Инд. задания. Выписать имена всех домочадцев (слуг барыни). Имя – чем занимается (должность).

Инд. задания. Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, дворецкого, кастелянши

6. Оценки 1 мин

7. Рефлексия 2 мин

«Сегодня я понял…», «Мне особенно понравилась мысль…», «Я хотел бы отметить работу…»

Интернет-ресурсы:
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/3.html
Маранцман В.Г., доктор фил.наук, член-корр. РАО, проф., зав. каф. метод. препод. рус. яз. и лит-ры РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/t1.html
Впечатления от рассказа http://www.livelib.ru/book/1000098273
Поиски И.С. Тургеневым "новой" манеры в повестях 50-х годов. Повесть "Муму": её идейный смысл, образы, язык, композиция
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=453966
Мультфильм «Муму» с сайта http://teramult.org.ua/mult/1987_su_mumu

Приложение к статье:

http://mm-festival.letitbit.net/download/8630cce4ab9e2d3e6d3207c411b837f7e/LipninaEM.zip.html

Источник: http://narod.ru/disk/54699244001.0ec054a6b043ceab7afff934acc84fd3/LipninaEM.zip.html
Категория: Литература | Добавил: Artenis (29.06.2012) | Автор: Липнина Екатерина Михайловна E
Просмотров: 38777 | Комментарии: 1 | Теги: бырыня, Герасим, литература, Тургенев, рассказ Муму | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]