Воскресенье, 19.11.2017, 07:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Роль информационных технологий в совершенствовании процесса литературного образования старшеклассников
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Предмет литература не является исключением. Применение в процессе обучения информационных технологий способствует частичному решению данной проблемы.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

Использование ИКТ на уроках литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию учащихся к изучению предмета, развивает их творческую активность. Уроки получаются более интересными, насыщенными, проходят в хорошем темпе, дают положительные результаты.

Информационно- коммуникационные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки. Возможности мультимедиа делает уроки литературы яркими, интересными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и поэтому легко запоминающимися.

Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах.

Презентация помогает вовлекать учащихся в образовательную деятельность, проявлять свое творчество, индивидуальность. Презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, отражением самых интересных моментов темы.

Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала школьников, организации их самостоятельной познавательной деятельности. Например, к уроку литературы в 11 классе на тему «Серебряный век русской поэзии» мои ученики готовят групповые домашние задания – презентации о поэтах: М.Цветаевой, А.Ахматовой, Н.Гумилеве, О.Мандельштаме и других; при изучении творчества Сергея Есенина – «Песни на стихи С.Есенина». В 9 классе при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» выбирают полюбившегося героя (героиню) и создают о нем презентацию.

Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности. Они получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в микрогруппах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе.

Созданное мною учебно-методическое пособие к уроку-лекции для учеников одиннадцатых классов по роману Е.Замятина «Мы» обусловлено необходимостью совершенствования процесса литературного образования школьников, направленного на формирование компетентного читателя. Использование данного продукта предполагается в рамках изучения темы «Литература 20-х годов XX века». Показывая разные идейно-художественные позиции писателей в освещении революции и гражданской войны (в произведениях А.Серафимовича, Вс.Иванова, Д.Фурманова, Б.Пильняка, В.Вересаева, И.Бабеля, «возвращенной» публицистике В.Короленко и М.Горького), учитель может обратиться к новому для учащихся жанру антиутопии, представленному романом Е.Замятина.

Оригинальность идеи заключается в том, что данный продукт может быть использован как при групповом (коллективном), так и при индивидуальном изучении творчества писателя, т.е. возможно:
1) дистанционное образование посредством локальной сети учебного заведения или глобальной всемирной сети Интернет;
2) самостоятельное изучение темы учащимися, не имеющими возможности по состоянию здоровья заниматься в общеобразовательных школах.

Цель работы:
1. Познакомить учащихся с творчеством Е.И.Замятина и романом «Мы».
2. Научить учащихся анализировать изложенный материал и делать выводы.
3. Сформировать у учащихся понятие тоталитаризма.
4. Развивать интерес к поиску новой информации.
5. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости и насилию.

Предусмотрены контрольные вопросы, которые можно задавать как после лекции, так и в процессе ее, на усмотрение учителя. Если учащиеся затрудняются в ответе на вопрос, следует обратиться к «Содержанию», где в интерактивном режиме можно получить нужную информацию. Готовясь к сочинению по теме произведения Е.И. Замятина, учащиеся могут просмотреть «Приложение к лекции», где можно найти дополнительный материал.

При таком активном изучении литературы, а через нее – и истории нашей страны – происходит глубокое усвоение моральных ценностей, духовных традиций, возникает «иммунитет» и устойчивость к различным формам проявления тоталитаризма, подавления инакомыслия, расовой и межнациональной вражды, другим негативным проявлениям односторонних «перегибов» в развитии человеческой цивилизации. Еще одним положительным аспектом является формирование ведущих компетенций учащихся: коммуникативной, информационной, готовности к разрешению проблем, что является очень актуальным в современном обществе.

Еще одна форма работы, пока еще находящаяся в процессе разработки, - это создание видеоэкскурсий. После туристических поездок с учащимися в Москву, Санкт-Петербург, Тарханы мы создаем презентации – экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Но не по всем литературным местам нашего Отечества можно проехать, поэтому мы создаем виртуальные экскурсии - презентации прогулок по Михайловскому, по селу Константиново и т.д. При просмотре данных фрагментов существенно расширяется кругозор учеников, оказывается мощное эстетическое воздействие.

В результате использования компьютерных технологий на уроках литературы, можно выделить следующие преимущества:
• повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
• усиление наглядности;
• осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
• расширение объёма предъявляемой учебной информации;
• обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
• улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
• повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
• включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
• повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом),
• активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества,
• самореализация и саморазвитие личности ученика.

Литература:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения, М., 1995.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2005.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2000.
4. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова [и др.] - 2-е изд., стереотип. - М: Глобус, 2010.
5. Интернет-портал "Сеть творческих учителей".
Категория: Литература | Добавил: Tolpekina_TN (25.07.2013) | Автор: Толпекина Татьяна Николаевна E
Просмотров: 911 | Комментарии: 1 | Теги: литературное образование старшеклас, информационные технологии в образов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа допущена к участию в Конференции. Однако, следует заметить, что уникальность текста не превышает 50%.
С уважением, Серебряков С.Н., технический эксперт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]