Пятница, 24.11.2017, 03:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Роль мультимедийных технологий в развитии критического мышления
Роль мультимедийных технологий в развитии критического мышления обучающихся.

С.И. Пекурина,
преподаватель ГБОУ СПО «Осташковский электромеханический техникум»

Отправной точкой для каждого педагога в осуществлении учебного процесса в современных условиях становятся принципы: учебное занятие -это открытие, исследование, осмысление, оценка результативности деятельности ( особенно самооценка), определение стратегии обобщения и углубление полученных знаний. Ключевым результатом является интеллектуальное и духовное обогащение обучающегося, а не обычная передача знаний. Эти принципы лежат в основе образовательной технологии развития критического мышления. Технологию считают сравнительно молодой, однако несложно заметить, что принципы её восходят к идее творческого сотрудничества ученика и учителя, развития в обучающихся аналитического и творческого подхода к изучаемому материалу, высказанной русским психологом Л.С. Выготским.
Таким образом, целью технологии развития критического мышления является обеспечение развития у обучающихся умения анализировать посредством их активного включения в познавательный процесс.
Данная технология предполагает приобщение к выработке собственного мнения в контексте учебной программы, а осуществление этого процесса в современных условиях невозможно без активного внедрения в учебный процесс инфрмационно-коммуникационных технологий. Применение информационных технологий позволяет более эффективно использовать учебное время, доступнее объяснять новый материал, обобщать, повторять, осуществлять контроль, делать урок насыщенным, живым и интересным, то есть осуществлять современный подход к обучению.
Рядом преимуществ обладает презентация, так как она позволяет преподнести учебный материал чётко, выразительно, системно, сочетая знаки, схемы, цвета, шрифты, звуки и так далее. Студенты довольно охотно берутся за самостоятельную разработку электронных презентаций тем, даже проектов, однако не всегда могут верно сориентироваться в многообразии имеющегося учебно-научного материала, довольствуются только фактами, не раскрывая их причин, не видя следствий. Зачастую ученические презентации содержат довольно громоздкие тексты, не имеют стилистического единства. В связи с этим особое внимание в процессе обучения на уроках литературы я придаю формированию медиаобразовательных умений, как неотъемлемой составляющей развития критического мышления. Подготовку к выполнению творческого задания в форме презентации необходимо начать с формирования следующих умений: нахождения необходимой информации в различных источниках, критического её осмысления, анализа, синтеза, приведения в систему в соответствии с поставленной проблемой, выделения главного, определения компетентности отобранной информации, видоизменения, приведения в стилистическое единство. Обучающиеся должны иметь представление о сочетании научности, краткости, чёткости размещения информации на слайде, о подходе к цветовому и звуковому сопровождению. Важно не только дать необходимое количество информации, но и научить управлять ею, таким образом, развивая критическое мышление.
Первый опыт создания презентации по литературе студенты получают в процессе выполнения исследовательской работы в рамках реализации проекта «Солнце русской поэзии». Обучающиеся имеют запас знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, необходимый для определения проблемы исследования, дальнейшие знания и умения приобретаются в процессе осуществления поисково-исследовательской деятельности. Работа идёт в малых творческих группах, что позволяет охватить большой объём материала. К сожалению, на изучение литературы первой половины 19 века в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля отводится минимальное количество учебного времени, поэтому трудно переоценить роль мультимедийных технологий, позволяющих активизировать учебный процесс, в короткие сроки обобщить, систематизировать, углубить знания, использовать межпредметные связи, развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся.
Технология развития критического мышления строится на проблемных вопросах: простых (требующих знания фактического материала); уточняющих (способствующих умению выражения собственных мыслей); интерпретирующих (ведущих к осознанию причин явлений, поступков); практических (переводящих знания в умения); творческих (направленных на развитие творческого мышления); оценочных (развивающих умение самооценки).
Исходя из вышеизложенного, урок в рамках данной технологии, как правило, должен включать следующие этапы (стадии): вызов (обучающийся приходит к выводу, на каком аспекте необходимо заострить внимание); осмысление (погружение в новое), чтение с пометками (аналитическая работа с текстом художественной, критической, учебной литературы на этом этапе из монотонной превращается в интересную); рефлексия (оценка результатов работы).
Замечательные возможности активизации аналитической, познавательной деятельности, повышения мотивации обучающихся к процессу обучения на каждом этапе урока помогает использование мультимедийных технологий, которые позволяют сделать применение основных методических приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы более доступным, эффективным и организованным.
Самый простой и очень эффективный приём — это составление таблицы «ЗХУ» («ЗНАЛ- ЗНАЮ- ХОЧУ УЗНАТЬ»). Приём великолепно развивает мыслительные способности обучающихся, помогает выработать собственную позицию. С помощью этой таблицы студенты систематизируют знания по теме. Приём применим на любом уроке комбинированного типа. Мною предлагаются в качестве примеров элементы урока по изучению темы «Петербург Достоевского». На стадии вызова перед учениками поставлен вопрос: «Каков Петербург в вашем представлении?». Перед ними слайд 1 (таблица «ЗХУ» в исходном виде). Студенты заполняют первую графу таблицы «Знал». Во время работы для активизации процесса познания и создания эмоционального настроя демонтрируются слайды с видами Петербурга. В качестве звукового сопровождения используется «Романс» Свиридова, отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». На стадии осмысления предлагается слайд 2. Обучающиеся заполняют вторую графу. (Отвечают на вопрос о том, что они узнали о Петербурге Достоевского в процессе аналитического чтения эпизодов романа). Работа сопровождается показом слайдов с иллюстрациями к роману художников П.М. Боклевского и Д.А. Шмаринова. Звучит Симфония №2» Шнитке. Всё это создаёт особый эмоциональный и творческий настрой. Достоинством мультимедийных технологий является на уроках литературы и возможность возвращения к предыдущим слайдам. Например, происходит сравнение результатов работы по первому и второму слайдам. Формулируется вывод. Мы обращаемся к таблице и на стадии рефлексии. Осталась незаполненной третья колонка таблицы «Хочу узнать» (Слайд №3) — необходимость осмысления причин конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым (домашнее задание к следующему уроку). Таким образом, с помощью данного приёма знания приведены в систему, познавательный процесс активизирован, обнаружена необходимость дальнейшей познавательной деятельности обучающихся по решению проблемы.
Подобный результат даёт и применение в процессе обучения приёма синквейна. На стадии вызова вниманию обучающихся предлагается слайд 1( «Алгоритм написания синквейна»). Путём составления собственного синквейна студенты формулируют своё представление о Петербурге. Практика показывает, что с этим заданием не все учащиеся справляются одинаково успешно, поэтому необходим слайд 2, который содержит синквейн, составленный учителем. На этапе осмысления составляется синквейн «Петербург в романе Достоевского». И снова, если потребуется, предлагаем готовый вариант (слайд 3), составленный учителем. Формулируем вывод.
Столь же эффективно работает и приём кластера. Суть приёма состоит в том, что на листе записывается основное слово (определяет тему), а вокруг (по типу солнышка) фиксируются идеи (в виде слов или рисунков) - кластеры, соотносящиеся с темой. Мною разработаны кластеры общие и уточнённые (на стрелках, отходящих от основного слова по типу солнышка, надписываются критерии, по которым следует наблюдать). Приём применим как на стадии вызова, так и стадии рефлексии. В результате работы получается подобие опорной схемы или конспекта. Обязательно к уроку учителем готовится исходный вид кластера (слайд 1) и заполненный (слайд 2), чтобы обучающиеся смогли самостоятельно оценить уровень своих знаний, устранить пробелы, разработать стратегию дальнейшей работы по исследованию проблемы.
Введение информационных технологий делает более результативным и применение приёма «дерева предсказаний», который великолепным образом формирует умение аргументировать. На слайдах поочерёдно изображаются ствол (тема), веточки (аргументы), листочки (прогнозы).
На разных этапах урока развития критического мышления хорош и приём «толстых» и «тонких» вопросов. Студенты должны уметь различать «тонкие» вопросы (на которые нужно дать однозначный ответ) и «толстые» (на которые необходимо дать развёрнутый ответ). На слайде изображаем таблицу, которая состоит из двух соответствующих граф и формулируем вопросы, мотивирующие аналитическую деятельность.
На заключительном этапе каждого урока развития критического мышления обязательна работа со слайдом «Основные критерии оценки результата». Критичность мышления, на мой взгляд, может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (где ошибка?); диагноз (в чём причина?), самоконтроль (каковы недостатки?); критика (вы согласны с..., вы опровергаете...); прогноз (а что потом?). При таком подходе отметка будет подтверждать не только объём знаний и умений, но и самостоятельность мышления студента.
Таким образом, применение мультимедийных технологий имеет огромное значение в развитии критического мышления обучающихся: способствует развитию индивидуальных познавательных и творческих способностей, помогает самоопределиться и самореализоваться, создаёт базу для новых видов деятельности.

Литература.

Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология.-СПб.:2005.
Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. Учебное пособие.-М.:Гранда, 2004.
Фёдоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия.//Инновации в образовании, 2007, №4.
Халперн Д. Психология критического мышления.-СПб: Питер, 2000.

Интернет-ресурсы.
www.firo.ru
www.uchportal.ru
Категория: Литература | Добавил: Swetlana0913 (07.04.2012) | Автор: Пекурина Светлана Ивановна E W
Просмотров: 1183 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Мне понравилось! Довелось присутствовать на открытом уроке по этой технологии-заинтересовался! А Ваша статья окончательно меня вдохновила на реализацию данной технологии в преподавании иностранного языка. Спасибо! Новых методических находок!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]