Роль музыкального сопровождения на уроках гуманитарного цикла
В ней что-то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся, Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. А.Ахматова Роль музыки на уроках гуманитарного цикла Психологи утверждают, что главное на уроке- старт, эмоциональное начало. Перефразируя слова капитана Врунгеля, скажем: «Как урок начнете, с таким успехом он и пройдет». Психологическое здоровье- важнейший фактор успешности ребенка в учебной деятельности. Создать благоприятную атмосферу на занятии помогает музыкальное сопровождение. Не секрет, как мало слышат наши ученики хорошей, качественной музыки- современные ритмы вызывают только повышенную возбудимость и совершенно не способствуют развитию творческих способностей. Когда видишь ребенка в наушниках, с сотовым телефоном в руках, действительно опасаешься за его здоровье: ведь не Чайковского слушает он на перемене! Возникает жгучее желание выстроить учебный процесс таким образом, чтобы дети хотя бы в школе слышали классическую музыку. Привить музыкальный вкус чрезвычайно сложно ( в силу многих причин), но делать это необходимо - поэтапно, ненавязчиво, опираясь на зрительный образ. Не нужно бояться того, что ребята не будут воспринимать представленные мелодии: хорошо продуманное использование классики создает необходимую атмосферу, снимает напряжение, служит важным эмоциональным толчком, помогает восприятию материала, стимулирует мыслительную деятельность. Особенно удачно музыкальное сопровождение работает в презентациях, погружающих в атмосферу создания литературного произведения,—уроки-путешествия на родину писателя. Например, показ слайдов в методической разработке «Путешествие в Спасское –Лутовиново» осуществляется под музыку Ф.Листа «Грезы любви», а в фильме о пребывании А.С.Пушкина в Михайловском звучит мелодия Х.Родриго. На уроке по теме «Поэтический образ Родины» воедино сливаются «Вокализ» С.Рахманинова и соответствующий визуальный ряд: смородина, яблоневый цвет, река, поле. Невозможно представить изучение темы «Романтизм» без включения в ткань урока фрагментов из вальсов Ф.Шопена и симфоний Р.Вагнера. Даже до боли знакомое произведение, прочитанное под музыку, приобретает совершенно особое, неповторимое звучание. Например, всем известный пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»… Казалось, что оригинального еще можно придумать, чтобы занятие прошло по-новому ? Но сочетание музыки Stadler с соответствующим теме иллюстративным материалом дает потрясающие результаты (см.ссылку). Буквально завораживает стихотворение М.Цветаевой «Книги в красном переплете», исполненное под аккомпанемент музыки Э.Артемьева, - мелодия зовет, погружает в мир детства -ребята чувствуют настроение, говорят о своих ощущениях, а перед глазами- визуальный ряд. Кстати, все упомянутые выше материалы можно использовать и на уроках русского языка: при изучении темы «Времена глагола» учащиеся приходят к выводу, почему Пушкин в прологе к своей знаменитой поэме в основном использует глаголы в форме настоящего времени (сказка никогда не кончится), а помогает им -музыка! Двух-трех минут звучания в самом начале занятия вполне хватает для того, чтобы урок приобрел необходимый энергетический заряд, а дальше- можно продолжать в обычном рабочем режиме, только настрой детей будет уже другим. Творчески работающий учитель никогда не остановится на достигнутом, а будет двигаться дальше, увлекая в этот путь своих учеников. Тогда любой школьный урок станет насыщенным и разнообразным .