Понедельник, 20.11.2017, 10:28
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Серебряный век русской поэзии
Серебряный век русской поэзии.

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
А. Ахматова

Ход урока
1.Организационный момент 2. Вступительное слово учителя
Слайд №3,4.
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза…

• Что вы почувствовали, услышав эти слова?
• Что это для вас - серебряный век?
 Это время, это чувство, это мироощущение?
• Повлияла ли на ваше понимание этих слов музыка?
 Какие чувства она у вас вызвала?

5.Слайд №5,6.
Впервые название «серебряный век» использовал философ Н. Бердяев, но закрепилось после появления статьи Николая Оцупы «Серебряный век русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского « На Парнасе « Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.
Вопрос о хронологических таблицах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился « с революцией или, вернее, с первой мировой войной». Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: « Серебряный век робко начинался с девяностых годов XIX века…1915- высший подъём Серебряного века и, в то же время, конец его». Татьяна Бек полагала, что исходная граница Серебряного века…более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий. По сути границы Серебряного века как бы втиснуты в три десятилетия? Проблемный вопрос классу: « Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить границу Серебряного века?

На прошлом уроке мы говорили о ключевых событиях начала ХХ века.
? Проблемный вопрос классу: «Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи».
7.СЛАЙД №7,8.
Двадцатый век…ещё бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…

Стихотворение Александра Блока «Двадцатый век»
и музыкальное произведение «Чардаш» Винченцо Монти
– как сочетаются музыка и стихи?
Что их объединяет? (Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающиеся катастрофы, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавая свое роковое одиночество).

СЛАЙД №9
Декаденство (лат. decadentia - упадок) – явление в культуре конца
XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Модернизм (фр. - новейший, современный) - художественно-эстетическая
Система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившая в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско - эпатирующим мировосприятием.
Только поэтическое слово могло выразить его внутренний мир
2.Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Русский поэтический Серебряный век истоками своими уходит в XIX столетие и всеми корнями произрастает в «век золотой», в гениальное творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды (прежде всего - в чувственно-интеллектуальную лирику Е. Баратынского).
«Золотой век» в истории русской литературы был порой господства поэзии; длился он недолго, до конца двадцатых годов, то есть полтора десятилетия. Уже в 1827 году А.С. Пушкин чувствовал наступление иной, прозаической эпохи (« Лета к суровой прозе клонят») Началась новая эра- эра прозы («…ощутительно заметно преобладание романа и повести»), продержавшаяся лет шестьдесят-шестьдесят пять. Её сменила новая, поэтическая эпоха – Серебряный век русской поэзии.
Почему именно в начале века пусть на краткий миг господствует на литературном Олимпе ПОЭЗИЯ? Скорее всего потому, что поэзия – это всплеск чувств., озарение, сердечная боль, апатия…. И всегда потрясение.
Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален.
Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века….
9.СЛАЙД №10.
Учитель даёт общий обзор творческих программ символистов, акмеистов,
футуристов:
1. Символисты
СЛАЙДЫ №11,12,13,14,15,16,17.

В 1909 году И Анненский в программной для Серебряного века стать
« О современном лиризме» наметил задачи своего поэтического окружения : « Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы, Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…».
Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ.
Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьёв, так сформулировавший сущность символизма:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Он сообщил символистам свою веру в Софию, воплощение Мудрости, Добра и Красоты, идеи связи человека с Богом. В своих философских трудах Соловьёв наметил основные черты символизма как литературно-философского направления.
Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф. Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично. Если у Брюсова и Бальмонта доминировало « светское» понимание слова « символ», то у В. Иванова, А. Блока, которых принято называть «младшими символистами», возобладала мистико - религиозная трактовка этого понятия. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИСТОВ:
отрицание действительности (мир - зверинец, тюрьма, келья);
мир непознаваем;
жизнь - сон, игра теней;
самообожествление;
метание человека от мрака к свету (мотив качелей);
одиночество;
Вечная Женственность, Душа мира

Константин Дмитриевич Бальмонт
Я в этот мир пришёл,
чтоб видеть солнце
И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл,
чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я заключил миры в
едином взоре,
Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Я буду петь… я буду Петь о солнце
В предсмертный час!

Каково настроение лирического героя?
Каково настроение «Сонаты»
Иоганна Себастьяна Баха ?
Созвучны ли они?

Что видит перед собой лирический герой?
О чем он думает?
Что для него мир?

Андрей Белый
РОДИНЕ

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,—
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины, —
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда — в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез —
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, —
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия —
Мессия грядущего дня!
Август 1917

Обратите внимание на дату создания стихотворения.
О чем она вам говорит?
Каково настроение лирического героя?
Созвучно ли оно с настроением музыкальной композиции
«Полет валькирий» Рихарда Вагнера?

Что значит Россия для лирического героя?

3.Футуризм=(лат.-будущее)
СЛАЙДЫ № 18,19,20,21.
В объединении футуристов насчитывалось несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», « Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея» (кубофутуристы, будетляне - «люди из будущего») и др.
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира, программа, представленная ими, воспринималась как пощёчина общественному вкусу.
Были в рамках Серебряного века и другие группировки и фигуры, вовсе сопротивлявшиеся « прикреплению» к тому или иному направлению. Без них картина литературной эпохи была бы неполной.

Владимир Владимирович Маяковский
А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыба
Прочёл я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?

Что показалась вам необычном в этом стихотворении?
Все ли слова были вам понятны?
Чем вы это объясните?

Видите ли вы в стихотворении черты города?
Какими словами они переданы?

Попробуйте найти общее между звучанием музыкальной
композиции «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта
и стихотворением В. Маяковского «А вы могли бы».

Одновременно возникло другое модернистское течение- (см ниже)

3. Акмеизм (греч. - высшая степень чего-либо, цветущая сила)
СЛАЙДЫ №22,23,24,25.
На смену неопределённым, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы. карикатурные композиции, острые, вещные знаки мира. Поэты - новаторы (Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова и др.) ощутили себя создателями свежих слов и не только пророками, сколько мастерами в «рабочей комнате поэзии» « Цех поэтов»- так назвали они своё объединение, что указывало на земную подоплёку творчества. Это была группа талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
Основные принципы акмеистов:

• отказ от мистической туманности;

• приятие мира во всем его многообразии;

• четкость образов, звучность, красочность;

• обращение к прошлому (мифы, история);

• стремление придать слову точное значение;

• обращение к человеку;

Анна Андреевна Ахматова
Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил:
«Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

1917 год

Почему именно «Баркарола» Петра Ильича Чайковского
стала музыкальным фоном данного стихотворения?

1917 год.
Почему же лирическая героиня не покидает грешную Россию?
Что для неё Россия?

4.ИМАЖИНИСТЫ.
СЛАЙДЫ № 26,27.

Имажинизм – это литературное течение печатный орган, которого газета «Советская страна». Представители этого течения С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич. Идеи имажинизма: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца прошлась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918 год.

СЛАЙДЫ №28,29. Заполните пробелы в сравнительной таблице
модернистских течений рубежа 19-20 веков.

Скажите, какие характеристики какому течению соответствуют.

ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДИ
? Что даёт основания для объединения поэтов начала века, чьи
творческие принципы столь различны, под общим понятием
«творцы Серебряного века»?

ВЫВОДЫ:
………………….
Поработаем вместе.

СЛАЙДЫ № 30,31. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
Поэзия «серебряного века» с трудом поддаётся чёткому делению на периоды, направления, школы.

Зачатки акмеизма и футуризма как целеустремлённой поэтики будущего таятся в глубинных слоях символизма, а внутри отдельного поэтического мира подчас сосуществуют теоретически далёкие друг от друга музыкально-философские стихии.

Есть в рамках «серебряного века» фигуры сопротивляющиеся прикреплению к той или иной группе: так, герметичны и обособленно Бунин и Ходасевич, без которых картина литературной эпохи была бы неполной.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:1.Выучить наизусть одно из стихотворений поэтов
Серебряного века.
2.Выучить толкование литературных терминов,
записанных в тетради.
3.Подготовить сообщение «Поэзия Серебряного
века» (устно).

Источник: https://docs.google.com/file/d/0ByobaWCU37LESkNrNm9iSVJiMDA/edit
Категория: Литература | Добавил: Golubeva28 (24.04.2013) | Автор: Голубева Ольга Леонидовна E
Просмотров: 1538 | Комментарии: 2 | Теги: 11 класс, иммажинизм, поэты серебряного века, акмеизм, символизм, Серебряный век, культура 20 века, футуризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Ольга Леонидовна!
К сожалению, Ваша работа оформлена без соблюдения установленных требований. Работа отклонена.
С уважением, Серебряков С.Н.

1  
Уважаемая Ольга Леонидовна!
Не могу дать заключения о допуске работы к участию в Конференции, не проверив её в полном объёме.
С уважением, Серебряков Сергей Николаевич, технический эксперт. ssn1957@yandex.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]