Пятница, 29.03.2024, 05:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Урок литературы в 10 классе «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Цели урока:
-познавательные: поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви; понять, как писатель изображает влияние любви на человека в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»;
-развивающие: развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся;
-воспитательные: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Методические приемы: групповая форма работы детей, чтение и анализ произведения, защита проекта, межпредметные связи (литературы, информатики, живопись).
Оборудование: медиапроектор, рисунки учащихся, музыка (Л. Ван Бетховена “Соната №2.”, Ричард Клайдерман “Лунная соната”, Е. Мартынова “Лебединая верность”)

Используемые ЦОР: мультимедийная презентация

Ход урока
На доске – портрет А. И. Куприна, слова писателя “Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я”.
Учитель. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Что такое любовь? Во все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.
И если вы обратите внимание на высказывания поэтов и писателей, на репродукции картин художников, на музыку и даже на ваше собственное творчество, то поймете, что каждый отвечает на вопрос о любви по-своему.
Одним из примеров размышления о любви является стихотворение Р. Рождественского (слайд 1)

Звучит мелодия Бетховена в исполнении Ричарда Клайдермана “Лунная соната”.
Любовь, любовь – загадочное чувство,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть ты лишь воспоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Учитель. Любовь – высшее человеческое чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо.
У Куприна своё мнение о любви. И наша с вами сегодня цель выяснить, как писатель изображает влияние любви на человека в рассказе «Гранатовый браслет» (слайд 2).
Центральные задачи на уроке:
- Определить основную мысль рассказа?
-Ответить на вопрос: «Что хотел сказать нам Куприн, что предложить, от чего предостеречь?»
Учитель. Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут нам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ (слайд 3).
II. Вопросы для викторины
1) В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2) Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)
3) Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
4) Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
5) Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
6) Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
7) Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплете.)
8) Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
9) Кто такой Желтков? (Влюбленный в Веру телеграфист.)
11) Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
12) О каком персонаже идет речь: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала…»? (О Вере Шеиной.)

III. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет»
- О чем идет речь в рассказе?
Ученик. Рассказывается о судьбе "маленького" человека, о истории его любви, которая заканчивается трагически.
- Как могло случиться, что любовь становится причиной гибели человека? Кто виноват в этом?
Ученик. Вера Николаевна. Она не испытывала никаких чувств к этому человеку.
- А если бы Вера Николаевна полюбила Желткова, такой трагедии не произошло бы?
Ученик. Произошла бы, потому что не только она не приняла эту любовь, но и окружающие ее люди, в частности муж и брат.
- А что можно сказать о людях, окружавших Веру Николаевну, о их чувствах?
Ученик. Впервые мы видим этих людей на именинах Веры Николаевны. Перед нами добрые, милые, заботящиеся друг о друге люди, обладающие несомненными достоинствами. Но когда князь Шеин, человек веселый и остроумный, начинает шутить над еще незнакомым ему Ж., показывая гостям юмористический альбом с «историей любви несчастного телеграфиста», создается впечатление, что перед нами бездушные люди. Они смеются над чувствами другого человека, считают, что любовь ничего не значит, она удел сумасшедших.
- Если для них любовь-сумасшествие, тогда что связывает Веру Николаевну и ее мужа?
Ученик. Прежняя страстная любовь Веры Николаевны к мужу давно перешла в чувство «прочной, верной, истиной дружбы», уважения и привычки. Возможно, в юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, недаром Куприн упоминает о прежней страстной любви к мужу. Но прошло время, и ничего не осталось от тех чувств. Теперь она вряд ли пустит кого-нибудь в свою душу.
- А что вы можете сказать о душевном состоянии Веры Николаевны? Играет ли здесь какую-то роль природа? (слайд 4)
Ученик. Душевное состояние В.Н. в начале произведения и в финале можно проиллюстрировать изменением погоды на день именин: «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря». «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». В описании осеннего пейзажа возникает ощущение неизбежности увядания природы. Подобно природе увядает и княгиня, ведя однообразный, дремотный образ жизни. Ее чувства словно уснули.
Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини «деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, все эмоции давно притупились, на душе у нее покой. Ничто ее не привлекает в этой жизни.
Холодная и высокомерная красота осенних цветов ассоциируется с холодным гордым лицом Веры, с холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

- Неужели в окружении Веры Николаевны нет ни одного человека, который верил бы в силу любви, который не смеялся бы над чувствами других людей?
Ученик. Есть. Генерал Аносов.
-Что имеет в виду генерал Аносов, когда говорит: «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» (слайд 5)
Ученик. Генерал Аносов рассказывает Вере историю своей женитьбы. При этом он признает, что его чувства можно назвать чем угодно, только не настоящей любовью. " Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее...
Также он рассказывает о ситуациях, с которыми ему пришлось столкнуться в собственной жизни. В каждой из этих историй прекрасное человеческое чувство любви предстает в каком-то извращенном виде. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано _ «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» история о прапорщике, который пожертвовал собой ради любви, с одной стороны убеждает гостей, что необыкновенная любовь бывает в жизни, а с другой стороны подтверждает мысль о том, что такая любовь осталась в прошлом и сегодняшним людям недоступна, так как современные чувства необычайно измельчали.
- Какое событие нарушает спокойный ход именин?
Ученик. Письмо и браслет.
-Сравните подарки гостей с подарком Желткова. В чем ценность его подарка?
Ученик. Подарок Желткова выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но его ценность совсем в другом… Ведь Желтков дарит самое ценное, что есть у него, - фамильную драгоценность.

- Прочитайте описание браслета. Какие свойства имеет гранат? (слайд 6)
Ученик. Обращает на себя внимание разительное несоответствие "низкопробного", "очень толстого браслета" – и украшающих его камней. Создается впечатление, что браслет как бы отражает сущность Ж. ", бедного, социально униженного "маленького" человека, таящего, однако, в себе незаурядное чувство прекрасного. Особенно выделяется помещенный посередине редчайший в своем роде зеленый гранат, окрашенный в цвет жизни. Окружающие его пять гранатов-кабашонов – "пять алых кровавых огней" также наделены таинственной силой ("густо-красные живые огни").
- Что почувствовала княгиня, когда увидела браслет?
Ученик. В плохо отшлифованных гранатах перед огнем лампочки загораются «густо-красные живые огни». В тревожных предчувствиях Веры они ассоциируются с кровью, смертью, с роковыми поворотами жизненного пути. («Точно кровь!»-подумала с неожиданной тревогой Вера).
- Что мы узнаем из письма о свойствах зеленого граната?
Ученик. Редкий сорт граната-зеленый-«имеет свойство сообщать дар предвиденья носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.
Учитель. Обратите внимание, у Желткова нет теперь талисмана-и ничто теперь не защитит несчастного влюбленного от гибели.

- Что мы узнаем о чувствах Желткова к княгине?
Ученик. Чувства Желткова необычайно возвышенны – "благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите".
Учитель. Это жертвенная, в какой-то мере даже безумная любовь. Ж. предан возлюбленной до смерти и "после смерти покорный слуга". Но он несчастен, это подтверждает и Вера: "...теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним".

-Этот рассказ – чистый вымысел или Куприн сумел найти в реальной жизни сюжет, отвечающий авторской идее?
Ученик. В основу этого рассказа, написанного в тысяча девятьсот одиннадцатом году, положено реальное событие - печальная история любви одного телеграфиста к жене важного чиновника, в семье которого этот случай вспоминается как странный и курьёзный. Но перо писателя превращает его в трагическую истории жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Она погубила его потому, что была неразделённой, но мы не можем сказать, что она была несчастной. Этот редчайший дар высокой и безответной любви, скорее наоборот, является «громадным счастьем», единственным содержанием жизни Желткова.

- Каким предстает Желтков в предсмертном письме?(слайд 7)
Ученик. Желтков оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в вас»,- пишет он в прощальном письме княгине Вере. Смерть не страшит Желткова. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, в котором царит злоба и несправедливость. Именно поэтому, уходя из жизни, герой благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё». Это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.

- Какова судьба гранатового браслета?
Ученик. Несчастный влюбленный просил повесить браслет-символ святой любви-на икону. Губы мертвого героя «улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую тайну и сладкую тайну, разрешившую его жизнь» И Вера поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее»
Звучит вторая соната Бетховена
- Вторая соната Бетховена. Почему Желтков просит любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?
Ученик. Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение". Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: "Да святится имя Твоё". В этих нежных звуках – жизнь, которая "покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть". Сквозь рыдания княгини Веры музыка словно продолжала ее успокаивать: "Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь?" Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». Героиня понимает, что прощена, понимает, что в действительности любила Желткова, но не могла раньше в этом признаться даже себе самой. Гениальная бетховенская соната, как и всякое великое произведение искусства, способна излечить от страданий одиночества душу человеческую.

IV. Подведем итог нашему занятию.
-В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?
Ученик. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно- психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть не легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выходе и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.
Второй ученик. Куприн показывает благородство души простого человека, его способность к глубокому, возвышенному чувству. Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертна. Именно такая любовь воспета Куприным.
Третий ученик Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье. Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах.
Четвертый ученик. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы.

- Что вы взяли для себя?
Ученик. Любовь должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Я говорю о любви, которую надо нести в себе всю жизнь, следовать ей, не предаваясь мимолетным страстям и увлечениям, о которых, кстати, и вспоминал генерал.

Домашнее задание
Мини-сочинение «Мои мысли о рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Учитель. Ещё в XVII веке известный драматург Ж.- Б. Мольер сказал:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил….

Звучит песня в исполнении Е. Мартынова “Лебединая верность”.

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/609eea0c0db16e4956bc43a38fc3fc55f/________.rar.html
Категория: Литература | Добавил: Mesedy (23.04.2012) | Автор: Махдиева Светлана Ивановна E
Просмотров: 17591 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]