Вторник, 23.04.2024, 17:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Урок литературы в 8 классе на тему «Образ матери в поэзии военных лет» (Сопоставительный анализ баллад А. Дементьева, М. Джалиля)
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: презентация с применением групповой формы работы.
Использованные технологии: информационно- коммуникативные, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов.
Деятельность учащихся:
• развернутые ответы по опережающим заданиям
• исполнение стихотворений (декламация, инсценирование, музыкальное сопровождение)
• выбор и обоснование позиции
• выполнение поисковых заданий
• классификация дидактического материала
Цели урока:
• обучающие: познакомить с поэзией А.Дементьева, М.Джалиля; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; обучать сравнительному анализу произведений;
• развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетенции: раскрывать творческий потенциал учащихся;
• воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, способность к сопереживанию, создавать условия для становления мировоззренческой позиции учащихся.
Методические приемы: групповая форма работы детей, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, межпредметные связи (литературы, истории, информатики).
Оборудование: медиапроектор
Используемые ЦОР: мультимедийная презентация

Предварительная работа: учащиеся распределяются на творческие группы, каждая из которых выполняет индивидуальное опережающее задание
Опережающие задания для группы аналитиков(1и 2):
1.Подобрать эпиграф к теме урока и прокомментировать.
2.Представить стихотворение (декламация, инсценирование).
3.Дать анализ баллады (определить тему, идею, авторскую позицию и т.д.)
4.Определить принцип построения произведения.

Опережающие задания для группы теоретиков(3):
1.Познакомить с творческой биографией поэтов.
2.Предоставить краткие сведения по истории создания стихотворений А.Дементьева «Баллада о матери» и М.Джалиля «Праздник матери»
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о двух известных поэтах русской и татарской литературы - Андрее Дементьеве и Мусе Джалиле. Их жизненный и творческий путь разный, но есть тема, которая объединила их творчество - это тема матерей военного лихолетья. Лирический образ матери в нашей литературе появился в начале прошлого века с С. Есенина в русской и М. Джалиля в татарской литературе. Но в поэзии военных лет этот образ изменился. Сегодня мы познакомимся с «Балладой о матери» А.Дементьева и балладой М.Джалиля «Праздник матери».
II. Целеполагание.
Познакомившись с произведениями, мы постараемся провести сравнительный анализ и найти то различие, которое внесла в образ матери война.
III. Дома вы подобрали эпиграфы; строки каких поэтов и писателей кажутся вам более подходящими к теме нашего урока?
1 группа:
Первой пулей на войне любой
Поражают сердце материнское.
Кто б ни выиграл последний бой,
А страдает сердце материнское!..
К. Кулиев
2 группа: «Материнство – это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека». (Ч. Айтматов)
(Обсуждение подобранных эпиграфов)
I. Выступления по опережающим заданиям.
1.Группа 3: знакомит класс с жизнью и творчеством А.Дементьева, историей создания баллады.
2.Группа1: декламирует с музыкальным сопровождением «Балладу о матери», проводит анализ произведения по плану.
а).Тема: война и мать. У войны не женское лицо, поэтому баллада построена на противопоставлении образа матери с жестокостью войны.
б).Авторская позиция: ожидание и терпение матери – первое, на что обращает внимание автор. В этих строках А. Дементьев объясняет силу матери ее верой, и тем, что это обобщенный образ – «потому что мать»:
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
Описание ужасов войны - фон для более яркого изображения чувств матери. Она видит своего сына на экране, и чувства матери вновь оживают, хотя она догадывается, что надежды уже не осталось.
Мать у А. Дементьева – символ всех матерей, как и сын – символ доблести солдат, бессмертия их подвига
в). Средства художественной выразительности: сравнения, метафоры усиливают впечатление и от страшной войны и помогают осветить образ матери. Например:
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Или: Все ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.
А. Дементьев умело использует экспрессивные возможности. Неожиданный кадр из документального кино становится кульминацией баллады:
Мать узнала сына в тот же миг,
И зашелся материнский крик:
– Алексей, Алешенька! Сынок! –
Словно сын ее услышать мог.
Алеша – обобщенный образ солдата – героя, который бежит в атаку. Атака – удел смелых, и он останется в памяти, всегда бегущим на врага:

Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
И для матери образ Алеши вновь оживает:
Жив-здоров, не ранен, не убит –
Дома все ей чудилось кино...
Кульминация стихотворения приходится на последние строки баллады, в которых мать смотрит в окно, ожидая сына. Война кончилась, но люди и память остались, и пока будет жить хоть одна мать не вернувшегося с фронта солдата, война будет еще не закончена. Она будет продолжать жить в памяти и надежде матери – в этом основная идея баллады:
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
г).Стихотворный размер: стихотворение написано хореем, и выдержанный ритм стиха словно походит на атаку, в которую идет Алексей. Печаль матери передается через описание ее голоса, ее слов, и внутреннего мира.
д).Вывод: в балладе А. Дементьева мы видим обобщенный образ матери, которая продолжает ждать сына и жить надеждой на его возвращении. Такой же символичностью отличается и образ сына – Алеши.
3.Группа 3: знакомит класс с жизнью и творчеством М.Джалиля, историей создания баллады.
4.Группа2: музыкальная инсценировка баллады «Праздник матери», анализ произведения по плану.
а).Тема баллады: война и мать.
б). Авторская позиция: чувство оптимизма и вера в будущее.
в).Средства художественной выразительности: развернутые метафоры и повторы, сравнения (дети – птицы),повторяется рефрен, прозвучавший в самом начале стихотворения:
«Трех детей, как птенцов,
Я пустила летать...
Расскажите мне всё,
Я их старая мать...»
Ярко выражен образ птиц как вестников свободы.
«Ты вернулся, мой свет, Сокол ласковый мой».
Здесь есть национальный образ, когда мать слепнет от горя. Но с появлением младшего сына она прозрела.
г). Стихотворный размер: анапест.
Обобщение материала. Итог урока.
При сопоставлении этих баллад, и при анализе образа матери в них, необходимо учитывать, что все они написаны по одной тематике: война и матери. Во всех идет описание Великой Отечественной войны. Наиболее абстрактный образ выражен в балладе М. Джалиля. Здесь речь идет о любой войне, и нет точного указания ни дат, ни врага.
Баллада А. Дементьева отличается своей сжатостью. Здесь описывается всего лишь деревенский эпизод, в котором сельчане видят не вернувшегося с войны Алешу. Поэтому образ матери здесь также приобретает конкретные черты. Но в то же время единственный эпизод помогает поэту воссоздать настоящий символ матери солдата, которая никогда не перестанет верить в возвращение сына.
Образ матери А. Дементьева отличается тем, что через него становится понятным страдания всех остальных матерей. И именно это обобщение отличает короткую балладу А. Дементьева. Здесь же поэт создает обобщенный символ бессмертного солдата в образе Алеши.
В этом отношении баллада «Праздник матери» М. Джалиля отличается абстрактностью. Мы не знаем имен героев произведения, не знаем, на какой войне они были. И здесь жанровое своеобразие баллады М. Джалиля приближается к песне. Кроме того, если короткое стихотворение А. Дементьева построено полностью на реальном материале и живыми образами, то баллада-песня М. Джалиля имеет и фантастические черты. Юноша приезжает домой на коне, мать прозрела, потому что очень хотела видеть своего сына.
Выделяем доминирующие чувства и мысли: Все проанализированные баллады, несмотря на различия, схожи в том, что во всех произведениях речь идет о потере любимых на войне. Оба произведения проникнуты чувством оптимизма. У А. Дементьева – вера в бессмертие, у М. Джалиля – вера в то, что младший сын справится с делами и не посрамит память старших. Во всех трех произведениях главной героиней является мать. У А. Дементьева это обобщенный образ матери, которая верит в бессмертие своего сына. У М. Джалиля – это счастливая мать.

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему «Читая строки о войне».

Источник: http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/8568258e2d2915e1fd329a7aaa1602bd1/GC_LI_KovilovaGV_KonkursMM4.rar.h
Категория: Литература | Добавил: rteacher (29.11.2011) | Автор: Ковылова Галина Васильевна E
Просмотров: 10199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]