Использование ЭОР "Виртуальный класс" на уроках русского языка. Тема "Одушевленные и неодушевленные существительные".
Использование ЭОР «Виртуальный класс» на уроках русского языка. Выполнила Гогина Л.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дмитровская СОШ №1 им. В.И.Кузнецова
Тема «Одушевленные и неодушевленные существительные». Условия для проведения урока. Оборудование: проектор и экран или интерактивная доска. Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием инновационного учебника): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока. Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием инновационного учебника): не требуется. Урок проходит в компьютерном классе, учитель планирует привлечь учащихся к выполнению электронных заданий, от учащихся требуется минимальное знакомство с компьютером (мышь, клавиатура). Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера. Роль учителя: организовать коллективную работу учеников с интерактивным уроком на основе включения их в работу виртуального класса. Проверить результативность этой работы. Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая. Роль ученика: принять участие в работе виртуального класса, выполнять поставленные виртуальным учителем и реальным учителем задачи, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения. Подготовка к уроку. Информационные источники и ресурсы: инновационный учебный комплекс "Русский язык. 5-7 классы", авторы Архангельская А.Л., Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И. Для проведения урока отобраны из ресурсов инновационного учебника следующие источники: интерактивный урок-презентация «Живые» и «неживые» существительные» электронные задания к уроку: Задание 1, Задание 2, Задание 3. Ход урока: Учитель открывает первый кадр интерактивного урока-презентации. На экране – название урока-презентации и статичный рисунок «мальчик на велосипеде». Сцена 1. Начало. Назвав тему урока – «Живые» и «неживые» существительные», учитель предлагает учащимся поработать над темой в сотрудничестве с виртуальным классом. Затем активизирует кнопку «запустить» на экране урока-презентации. Урок начинается с проблемного вопроса, заданного виртуальным «учителем»: «Скажите, есть ли что-нибудь общее у существительных мальчик и велосипед?» Сначала на поставленный вопрос отвечают «ученики» виртуального класса. Затем отвечают сами ученики. Учитель направляет обсуждение, комментирует ответы учащихся. Сцена 2. Учитель продолжает работу с уроком-презентацией. Активизирует кнопку «запустить», и выводы, полученные в классе, подтверждаются ответом виртуального «учителя». Вопрос виртуального «учителя»: Наверное, эти существительные отвечают и на один вопрос?» Отвечают «ученики» виртуального класса, а учащиеся решают, кто прав. Учитель направляет обсуждение, комментирует ответы учащихся. Сцена 3. Учитель продолжает работу с уроком-презентацией. Активизирует кнопку «запустить», и выводы, полученные в классе, подтверждаются ответом виртуального «учителя». Учитель: «Такие существительные, как велосипед, отвечают на вопрос что? потому что обозначают предметы неживой природы. Они называются неодушевлёнными. А такие существительные, как мальчик, отвечают на вопрос кто? потому что обозначают предметы живой природы. Они называются одушевлёнными. Добавим это к нашему определению существительного». Далее идет работа с «Учебником». По гиперссылкам можно перейти к материалам «Имя существительное»; «Деление существительных по лексико-грамматическим значениям»; «Одушевленные и неодушевленные существительные». Далее работа может варьироваться. После обсуждения учитель предлагает для выполнения заранее отобранные электронные задания 1, 2. В ходе работы учащиеся по гиперссылке обращаются к «Словарю». Способ работы с заданиями зависит от желания учителя, от уровня владения учениками средствами ИКТ, от степени оснащенности кабинета техникой: в классе один компьютер или компьютер и проекционное оборудование. Учитель вызывает ученика к экрану, и он (самостоятельно или с помощью класса) выполняет задание / учитель сам производит действия с компьютером после коллективного обсуждения и коллективного вывода; компьютерный класс с локальной сетью, проекционное оборудование. Каждый ученик решает задачу самостоятельно. Выбранные учителем работы демонстрируются на экране и обсуждаются; компьютерный класс, в котором места учеников оборудованы пультами управления интерактивной доской. Учитель просит одного из учеников выполнить задание. Подводятся итоги урока, учитель напоминает о том, что в учебнике (нижний правый угол экрана) находится вся необходимая информация, и дает домашнее задание. Домашнее задание. Для домашнего задания предлагается еще раз просмотреть урок-презентацию и конспект урока. Для повторения можно использовать словарь лингвистических терминов («Для справки») в правом верхнем углу экрана: предмет в широком смысле слова мужской род склонение (2-е склонение) роль в предложении (синтаксическая роль) подлежащее имя существительное неодушевлённые существительные одушевлённые существительные средний род морфологические (грамматические) признаки падежная форма Выполнить электронное Задание 3, пользуясь материалами «Хрестоматии».
Используемые источники: Инновационный учебный комплекс "Русский язык. 5-7 классы", авторы Архангельская А.Л., Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject[]=8 Одушевленные и неодушевленные существительные http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206/111239/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&subject=8&sort=