Среда, 28.02.2024, 06:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Использование интерактивной доски как средства активизации деятельности учащихся на уроках русского языка
Использование интерактивной доски как средства активизации деятельности учащихся на уроках русского языка

Интерактивная доска – уникальное техническое средство, с помощью которого можно создавать живые, интересные, яркие, насыщенные, интерактивные уроки русского языка в среднем звене, позволяющие активизировать деятельность учащихся.
Осваивать интерактивную доску я начала относительно недавно. Но преимущества заметила сразу:
• работа с доской позволяет реализовать принцип наглядности;
• яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический вкус;
• интерактивные возможности доски помогают снять трудности в процессе монологического высказывания;
• возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.
В этой связи использование возможностей интерактивной доски видится наиболее целесообразным в работе с грамматическим аспектом языка. Введение и закрепление грамматического материала существенно облегчается. Учащиеся имеют возможность моделировать грамматические конструкции, составлять предложения, менять порядок слов в предложении. Другими словами, возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно важно для учащихся средних классов.
Использование интерактивной доски помогает вывести взаимодействие учащихся на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают ребят, ученики не отвлекаются на таких уроках, становятся собранными и внимательными. Работу на интерактивной доске осуществляю на любом этапе урока в зависимости от темы, типа урока и поставленных целей. Обращаюсь к возможностям ИД тогда, когда эффективность и целесообразность работы очевидна и дает результат. При этом для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды со спецэффектами.
Используя интерактивную доску на уроках русского языка, я сочетаю проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. При объяснении нового материала могу составить презентацию, сопровождающую речь учителя или воспользоваться интерактивной таблицей Единой коллекции ЦОР, или предложить ребятам самостоятельно создать опорный конспект параграфа, интерактивную схему, при этом ребята работают в малых группах. Во время презентации грамматического явления я представляю схемы, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала иногда скрываю с помощью функции «шторка».
При отработке грамматического материала я использую следующие интерактивные приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполни пробелы», «Создай текст» или «Спор с писателем». Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть – все это осуществимо при помощи электронных перьев. Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а также с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов.
Этот же прием ввожу для эффективного изучения тем по словообразованию, для создания электронных заготовок текстов на определение границ предложений, при конструировании предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, учащиеся класса с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги, морфемы и т.д. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».
При введении лексического материала на уроках русского языка наиболее эффективными являются такие приемы, как «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий использую функцию клонирования, которая позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений.
При словарной и орфоэпической работе использую игровые приемы «Соотнеси значение с цветом», «Реши ребус», «Помоги Незнайке», «Отгадай слово», применяя собственные авторские продукты и элементы коллекции Smart Notebook, которые повышают интерес учащихся, активизируют их внимание.
С помощью интерактивной доски я провожу различные формы контроля, применяя тренажеры, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников поочередно, и процесс, и результат их действий виден не только мне, но и каждому ученику.
Интерактивная доска позволяет работать мне без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или пальца. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала.
Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и во время проведения внеклассных мероприятий, например, КВН по русскому языку, лингвистических викторин, интерактивных игр.
Хочу отметить, что повышение эффективности обучения не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне. Да и сама доска не делает урок развивающим, таким его может сделать только учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.
Используя на уроках русского языка интерактивную доску, я пришла к следующим выводам:
• эффективное использование интерактивной доски повышает активность учащихся, развивает память, внимание, скорость реакции;
• информация усваивается на эмоциональном уровне быстрее и лучше, становится для ребят более доступной и понятной;
• на уроках с применением интерактивной доски ученики более активные, открытые и заинтересованные.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках русского языка является эффективным средством активизации деятельности учащихся.
Категория: Русский язык | Добавил: akimova441967 (07.01.2012) | Автор: Акимова Светлана Александровна E
Просмотров: 2496 | Теги: Интерактивная доска, русский язык, 5-7 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]