Суббота, 27.04.2024, 00:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Использование мультимедиа технологий в преподавании русского языка и литературы
Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»
2. Предмет в направлении: русский язык и литература
3. Класс.
4. Автор/ы статьи. Милютина Наталья Владимровна
5. Должность. Учитель языка и литературы
6. Образовательное учреждение. МОБУ "СОШ №7 г.Соль-Илецка"
7. Республика/край Оренбургская область
8. Город/поселение. Соль-Илецк
9. Краткая аннотация статьи. В статье рассматриваются вопросы применения новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
10. Возможности использования ЭОР и ЦОР на уроках очень широки. Использование компьютерных технологий в современной школе – необходимость. Средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным технологиям, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

Использование мультимедиа технологий в преподавании русского языка и литературы.

Роль науки и техники, их развитие в современной жизни и в современной школе велика, и нельзя не прогнозировать увеличения их влияния в будущем. Для педагога важно учитывать тенденции этого влияния, оценивать их роль в развитии образования и пытаться использовать наилучшим образом.
Сейчас мы видим, что в условиях демократизации общества и развития информационных технологий наблюдается небывалая диверсификация и мультипликация источников образования. Если еще недавно учитель регулировал процесс получения учениками знаний в форме готовых ответов на вопросы из печатной учебной продукции, то теперь он является своеобразным посредником между множеством разнообразных информационных источников и учениками, и это его положение с каждым годом становится все сложнее и сложнее.
Долгое время компьютер в отечественной педагогике не рассматривался с точки зрения возможности его использования как инструмента, опосредующего взаимодействие учителя с классом при фронтальных формах обучения, несмотря на то, что потребность в нем как в средстве повышенной наглядности ощущалась достаточно остро. С помощью компьютерных средств обучения становится возможным решение многих проблем, до сих пор нерешенных традиционными («бумажными») средствами. К наиболее актуальным следует отнести проблемы, связанные с визуализацией языковых и речевых явлений, обеспечением подлинной (а не искусственной) коммуникативности дидактических материалов, организацией творческой индивидуальной, групповой и коллективной работы учащихся, как самостоятельной, так и аудиторной.
С момента своего появления в сфере образования компьютер прочно завоевал репутацию инструмента самообучения и самообразования, оптимального для тренировки и контроля, и до последнего времени почти не рассматривался как средство для осуществления взаимодействия учителя и ученика в условиях работы в аудитории. Однако с течением времени ситуация начала меняться. Широкое распространение гипермедийных изданий и Интернет-ресурсов учебного и общеобразовательного назначения определило тенденцию использования на уроке отобранных из этих источников различных средств наглядности: рисунков, фотографий, анимаций, видеофрагментов и т.п. Несколько позднее в эту ситуацию вмешались производители компьютерной техники, активно внедряющие в сознание педагогической общественности преимущества проекционного оборудования, в том числе интерактивной доски. Демонстрации во время конференций и семинаров возможностей этих новшеств на примерах использования фрагментов учебных электронных изданий убедили педагогов, что компьютер может быть с успехом использован не только в компьютерном классе, но и в обычной аудитории.
Развитие информационных технологий привело к появлению электронных средств, не только поставляющих знания, но и предлагающих механизмы ее освоения и контролирующих результаты обучения. В новой модели образования компьютер не только вычислительная машина, но необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, коммуникационное устройство, обеспечивающее взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, открывающее новые педагогические возможности использования новых источников информации, локальных и глобальных компьютерных сетей.
В настоящее время ситуация в гуманитарной науке и гуманитарном образовании под влиянием множества факторов и под давлением множества разнонаправленных процессов кардинально меняется, перестраиваясь под эту новую, пока не сформировавшуюся до конца модель образования. Эта модель еще только зарождается в недрах существующей и не разработана в виде целостной научной теории, однако она уже располагает опытом экспериментального внедрения в образовательную практику. Опыт этот не является систематическим, он окказионален и фрагментарен, но для нас важно то, что одной из образовательных областей, его имеющих, является теория и методика преподавания русского языка и литературы.
При подготовке к урокам неоспоримую помощь оказывают педагогу электронные образовательные ресурсы: дидактические материалы, направленные на определенный вид учебной деятельности: диктанты, тесты (обучающие, контрольные), таблицы (статичные , интерактивные), аудиофайлы, видеоматериалы, аудиокниги, иллюстративные материалы и т.д.
Разработка и применение авторских презентаций, дидактического материала, интерактивных и текстовых тестов делает работу на уроке и во внеурочной деятельности интересной, информативной. На уроках с использованием средств ИКТ развиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД учащихся. Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций). Применение новыех цифровых образовательных ресурсов необходимо в современной школе для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.
Использование в работе интерактивных тестов при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ даёт возможность повторить обширный теоретический материал, отработать умения и навыки самоконтроля. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Работу с тренажёрами проводится коллективно в устной форме, тесты выполняются учащимися индивидуально. При этом возможно либо пригласить учащегося к доске, и он выполняет работу, а остальные учащиеся при этом следят за выполнением задания, либо учащийся работает за компьютером, а остальные ребята выполняют другие виды работ. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Для входного, промежуточного, контрольного тестирования можно использовать различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе. Можно обозначить три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании: презентации, демонстрация и моделирование. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, видео). Можно использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
Использование при подготовке к уроку и на уроке ЭОР и ЦОР И-типа, К-типа позволяет сэкономить время, развивать познавательный интерес учащихся, учить отбирать информацию, классифицировать и систематизировать учебный материал, проверить уровень знаний учащихся. Широко использование электронных пособий, основной частью которых являются электронные уроки русского языка с 5 по 11 классы, представляющие собой теоретический материал, изложенный в виде таблиц и анимаций, дополненный тренажёрами и тестами. В комплексах по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся. Данные электронный пособия использую при объяснении особенно трудных тем, требующих большого иллюстративного материала и обобщающих таблиц.
Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие «Страна Лингвиния» (диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников).
На уроках литературы широко используются материалы фонохрестоматии, модули, тестовые пособия для 5 - 9 классов. Тестовые задания выполняются либо коллективно в форме соревнования команд, либо индивидуально. Ребятам очень нравится такой вид работы. Он развивает коммуникативные умения, закрепляет знания по теме, готовит к выполнению тестов формата ЕГЭ и ГИА, развивает интерес к урокам литературы.
Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний
Информационно- коммуникативные технологии и Интернет-технологии, используемые в работе, обоснованны, уместны, применяются в соответствии с Нормами Сан-ПиНа, позволяют добиться более высоких результатов успеваемости и качества знания, привлечения большего количества учащихся к участию в конкурсах, конференциях, олимпиадах разного уровня, развивают навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся, работы в паре, в группе, умения аргументировано доказывать свою точку зрения и слушать мнения одноклассников. Также использование современных образовательных технологий способствует развитию памяти, мышления, воображения, логики учащихся. Использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
• поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
• поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
• реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности. На решение этих задач направлена работа на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности с применением ИКТ-технологий.
Использование ИКТ-технологий – одна из возможностей достижения высокого качества знаний учащихся
Использованная литература: Лекции «Использование ЭОР. Русский зык. Литература», Академия Айти
Категория: Русский язык | Добавил: Natali-Oren (28.06.2012) | Автор: Милютина Наталья Владимировна E
Просмотров: 2271 | Теги: информационные технологии, ЦОР, ЭОР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]