Пятница, 29.03.2024, 14:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Использование возможностей информационно-коммуникативных технологий студентами при проведении пробных уроков.
ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им.Г.Тукая»

Использование возможностей информационно-коммуникативных
технологий студентами при проведении пробных уроков.


Аникина Л.Н., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), отражающие необходимость приведения системы образования в соответствие с тенденциями развития современного общества, предполагают деятельностное участие обучаемых в учебно-воспитательном процессе. Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися такими видами универсальных учебных действий, как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Решение этих задач в современном высокотехническом мире невозможно без широкого использования информационно-коммуникативных технологий и последних достижений в области компьютерной техники.
Успех реформы российской образовательной системы во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технические средства в профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества. Сегодня в традиционной связи «учитель – ученик – учебник» появилось новое звено- компьютер, а в школьном сознании – компьютерное обучение. Внедрение информационных технологий в начальную школу даёт возможность учителю помочь ребёнку освоить новые, неизведанные просторы. Простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя начальных классов и рост качества образования. Определяющую роль играет личность педагога и его мотивация. Внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно стать не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области.
В связи с изменениями в обществе, в образовании изменяется и система подготовки специалистов в педагогических учебных заведениях, в частности, в педагогических училищах, колледжах. Современный выпускник педагогического учебного заведения должен быть не только знаком с устройством компьютера, умением работать на нем, возможностями Интернета, но и видеть его значимость для использования в образовательном и воспитательном процессах, в самообразовании, профессиональном общении, дистанционном обучении.
Возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе должна быть открыта перед студентами педколледжа не только на показательных уроках учителей школ, но и при самостоятельном проведении пробных уроков.
Студенты ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им.Г.Тукая» проходят практику пробных уроков в базовой Арской средней общеобразовательной школе № 1. Начальные классы в этой школе оснащены мобильными интерактивными компьютерными классами Iclab, в оборудование которых входят ноутбук преподавателя, ноутбуки учащихся, проектор, интерактивная доска, графические планшеты. Использование этого оборудования помогает сделать уроки более наглядными, интересными и современными.
Приведём примеры использования ИКТ на разных этапах урока обучения грамоте (используется программа SMART).
При проведении звукослогового анализа слов студенты использовали схему слова с пустыми квадратами. В ходе анализа эти квадраты окрашивались в красный, зелёный, синий цвета в зависимости от того, какой звук занимал своё место в пустой клеточке. На таких схемах удобно отрабатывать навыки чтения, применяя приём квазичтения. При проведении графического анализа буквы, словарной работы студенты дополняют материал учебника красочными слайдами, позволяющими расширить возможности восприятия информации учениками.



Например, при чтении рассказа В.Сутеева «Три котёнка» студент при объяснении значения сочетания слов «самоварная труба» вывел на доску иллюстрацию самовара с трубой. Только такое объяснение значения слова понятно первоклассникам.
В период обучения грамоте важно научить детей работать со страницей учебника, последовательно выполняя все задания. В силу особенностей развития детей-шестилеток они часто отвлекаются, иногда не могут сразу найти этот материал на странице «Букваря», по которому ведётся работа. Использование современных технологий позволяет вывести на доску отсканированные фрагменты учебника или рабочей тетради и работать с ними.



Большую помощь оказывает практиканту интерактивная доска при обучении письму.
На уроке письма буквы ш нужно познакомить детей с начертанием буквы строчной и заглавной, объяснить написание сочетания ши, слов ёрш-ерши, крыша-крыши, мышь-мыши, камыш-камыши, работать с ними; записать 2 предложения; выполнить развивающие задания.
Грамотное построение урока требует последовательного осуществления всех этих действий, т.е. практикант должен постоянно убирать одно, набирать другое, закрывать третье… При обычной работе на уроке на это уходит много времени, а с использованием интерактивной доски каждое действие совершается за доли секунды. При этом не следует забывать и об эстетической стороне вопроса. Созданное на компьютере выглядит гораздо привлекательнее написанного мелом или составленного на наборном полотне!
При проведении итогов урока студент использовал напечатанные клише:
узнал
Я запомнил
научился
удивился
Это помогло организованно завершить урок и правильно сформулировать выводы. Использование студентами интерактивной доски при проведении физкультурных пауз способствует действительной релаксации, кроме того, делает эту часть урока насыщенной положительными эмоциями, яркой и интересной.



Организация урока с использованием интерактивной доски обеспечивает необходимое чередование способов подачи материала, позволяет поддерживать внимание и работоспособность учащихся на высоком уровне.
Студент-практикант избавляется от длительной подготовки к уроку на перемене, от составления текстов на наборных досках и в процессе урока. Он учится подавать материал в красочной, привлекательной и современной форме, в конечном счёте, работать творчески, увлекательно.
Конечно, следует отдавать отчет в том, что на пути использования информационно-коммуникативных технологий есть ряд проблем. Особенно хочется выделить две:
- недостаточную проработку вопроса использования ИКТ в действующих СанПиНах;
Необходимость правильного сочетания ИКТ и классических технологий, чтобы сделать обучение эффективным.
В заключение подчеркнем, что ИКТ способствует повышению качества обучения, позволяет существенно модернизировать образовательный процесс.

Литература

1. Мобильный интерактивный компьютерный класс Iclab-http: www. Icl.ru/hardware/iclab – 03.04.2012, 16.34

2. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникативные технологии в образовании: Учеб.-мет.пособие, М., 2007.
Категория: Русский язык | Добавил: utotot (20.06.2012) | Автор: Любовь Николаевна E
Просмотров: 1563 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]