План урока по русскому языку в 5 «А», «В» классах Тема: Повторение по теме «Глагол». Дата: 09.02.2011 Форма проведения: урок-путешествие Цели: Повторить и обобщить знания по теме «Глагол». Развивать воображение, логику. Воспитывать интерес к предмету. Ход урока 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Создание положительной мотивации к уроку. Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
-Найдите глаголы. В какой форме они стоят? (НФГ и 1-л. ед. ч.) -К какому спряжению относятся глаголы в последних строчках? (к первому спряжению) -Как вы определили спряжение глаголов? (по личным окончаниям) 2. Формулирование темы и целей урока.
Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит – все расскажет нам… (Глагол)
-Мы изучили о глаголе все, что должны были в 5 классе. Как вы думаете, что будем делать на уроке? (повторять все, что знаем о глаголе) -Сегодняшний урок будет необычным. Мы отправимся с вами в путешествие по сказочной стране Глаголии. В свой дворец приглашает нас Дядюшка Глагол. Дворец Дядюшки Глагола находится в центре страны Глаголии. Для того чтобы попасть во дворец нам нужно будет выполнить задания, которые приготовили для нас жители Глаголии. Как вы думаете, кто живет в этой стране? Конечно же, глаголы. Этот народ нам хорошо знаком, ведь мы с начала четверти изучаем тему «Глагол». Поэтому я думаю, что мы с легкостью справимся со всеми заданиями и доберемся до дворца Дядюшки Глагола. -Во время путешествия мы будем вести дневник. В нем мы будем записывать все самое интересное, что встретим. На роль дневника хорошо подходят ваши рабочие тетради. Отметим дату начала путешествия и по традиции напишем Классная работа. 3. Работа по теме урока. Ворота страны Глаголия. -Прежде, чем попасть в страну Глаголию, мы должны переступить ворота. Ворота откроются только в том случае, если мы произнесем пароль. Пароль страны Глаголии начинается со слов «Глагол – это …» -Пароль нужно произнести всем хором, только в этом случае ворота откроются.
Долина Чистописание. -Глаголы, которые живут в этой долине очень аккуратные. Они любят, когда их пишут красиво и аккуратно. Если вы хотите угодить жителям этой долины, то вы должны показать, что тоже очень аккуратны и умеете красиво писать. -Запишите, продолжив закономерность. Ти ть Чь -Что вам напоминают эти сочетания букв? (суффиксы НФГ, -чь – часть корня) -Приведите примеры глаголов, которые в неопределенной форме оканчиваются на –чь. (лечь, печь, стеречь, жечь, беречь, течь и т.д.) -Запишем эти глаголы. Обозначьте суффиксы НФГ. -Что нужно обозначить в глаголах, которые оканчиваются на -чь в НФГ?
Залив Неопределенный. -Вы знаете, что такое залив? -Залив – это часть водного пространства, вдавшаяся в сушу. -На пути у нас залив, который называется Неопределенный. -Жители Глаголии, которые живут в районе этого залива, время от времени наряжаются в неопределённую форму. Это сбивает с толку других глаголов, живущих в Глаголии. Как только обитатели залива одеваются в неопределённую форму у них невозможно определить ни время, ни число, ни лицо, ни род. -Обитатели залива Неопределённый предлагают поиграть с ними в прятки. Искать будем мы. Нам нужно найти буквы, которые спрятали глаголы, и расставить их по местам. Л…вить, п…р…ходить, л…теть, ст…ять, д…рить, в…ртеть. -Предлагаю записать глаголы, чтобы они больше от нас ничего не прятали. -В какой форме стоят глаголы? -На какие вопросы отвечают глаголы в НФ? -Какие суффиксы являются показателями НФГ? -Вот и поиграли. На пути у нас стоят 2 терема. Физминутка. Как живешь? Вот так! А плывешь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Вдаль глядишь? Вот так! Ждешь обед? Вот так! Машешь вслед? Вот так! Утром спишь? Вот так! А на уроке как сидишь? Вот так!
Терема 1 спряжения и 2 спряжения. -Вы знаете, что такое терем? Терем – в Древней Руси: высокий богатый дом. -Вот мы миновали залив и перед нами два больших чудных терема. В этих теремах живут два больших семейства: семейство 1 спряжения и семейство 2 спряжения. -Что за шум? Детишки 1 и 2 спряжений бегали друг к другу в гости и перепутались. Дело в том, что личные окончания этих двух спряжений иногда очень похожи и их трудно различить на слух. Но вы-то знаете, как определить спряжение глаголов. Помогите им. (Работа с картинками) -Какие гласные буквы пишутся в личных окончаниях 1 спряжения? Второго? -Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения в 3 –л. ед.ч.? А глаголы второго спряжения? -Молодцы! Горы Времени -Дворец Дядюшки Глагола уже совсем близко. Мы подошли к горам Времени. У этих гор есть три вершины: Настоящее время, Прошедшее время и Будущее время. Для того чтобы перебраться через горы, нам нужно выполнить очередное задание. Распределить облака-вопросы по трем вершинам. Цветочная поляна Отрицания. (Не с глаголами, вид глаголов) -Семейства 1 спряжение и 2 спряжение очень вам благодарны. И приглашают вас отдохнуть на цветочной полянке Отрицания. На этой чудесной полянке растет много прекрасных цветов. Есть здесь и ромашки. Посмотрите на одну из них. Давайте сорвем ее и погадаем, как пишется НЕ с глаголами. -А как пишется не с глаголами? -В каких случаях не пишется слитно с глаголами? -Если не пишется с глаголом раздельно, то вы срываете лепесток, если слитно, те не срываете. -Давайте запишем глаголы в два столбика. -Определите вид глаголов. -Как отличить глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида?
4. Подведение итогов урока. -Молодцы! Мы добрались до дворца Дядюшки Глагола. Как здесь красиво! -Что мы повторили на уроке? -Чему учились? -Вы доказали, что знаете правила и законы страны Глаголии. И имеете полное право пользоваться их помощью каждый раз, когда вам будет необходимо. Дядюшка Глагол говорит вам спасибо и сообщает, что двери его страны всегда открыты для таких прилежных учеников как вы! 5. Объяснение домашнего задания. Подготовка к диктанту. 6. Комментированное выставление оценок.