Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
В современных школах сейчас принято много говорить об исследовании и исследовательской деятельности учащихся, а также об использовании огромного разнообразия информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Однако парадокс заключается в том, что многим современным информационно развитым детям до сих пор скучно на уроках литературы и русского языка, до сих пор некоторые учителя-словесники не смогли научиться превращать свои уроки в «лаборатории», где с помощью уникальных возможностей ИКТ школьники смогли бы исследовать слова, художественные образы, делать какие-то новые выводы в области литературоведения и языковедения. В «Стандартах второго поколения» сказано, что одной из основных целей изучения русского языка в школе должно быть «овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста)» , а литературы – «комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст» . Таким образом, современный учитель-словесник должен учить школьников не только грамотному письму и речи, а развивать умения: - добывать информацию во всех современных источниках, - критически воспринимать полученную информацию, - анализировать информацию, исследуя ее истинность или ложность, - развивать умение делать свои личные выводы по тем или иным вопросам, опираясь на собственный анализ информации. Все это необходимо потому, что в «Стандартах второго поколения» указано на то, что «в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом» . Использование информационно-коммуникационных технологий, я думаю, в полной мере способствует развитию исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Специфика современных обучающих информационно-коммуникационных средств такова, что предоставляет неограниченные возможности для развития критического мышления школьников, формирования навыков самообразования и самостоятельной исследовательской деятельности. В моей практике на данный момент отработаны формы работы со следующими типами Интернет-ресурсов: 1. Информационные источники различных образовательных порталов. 2. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 3. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах для учителей и учащихся. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или ЦОРы представлены видеофрагментами, литературоведческими справками, иллюстрациями, репродукциями картин, звуковыми фрагментами, интерактивными заданиями. При работе с данными ЦОРами предполагаются следующие варианты исследовательских заданий: - создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации); - решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного, интегрированного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир); - смоделировать «портрет эпохи» через образно-иллюстративный ряд, коллаж из картин живописцев данного периода времени, иллюстрирование изучаемого текста образно-звуковым фоном, создание «галереи образов писателя» (учащиеся приобретают знания в области живописи, а также получают представление о критериях отбора демонстративного материала для защиты исследовательских проектов, совершенствуют качества исследовательского мышления); - создать собственную интерпретацию образа эпохи (школьники учатся исследовать полученный материал, критически к нему относится, формулировать свои собственные выводы); - исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе (учащиеся учатся исследовать, обобщать полученный материал, соотносить его с поставленными целями); Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации. Интернет-сайты предлагают достаточное количество разработанных учащимися или преподавателями презентаций на литературные темы. Я предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов, используя исследовательские задания: - найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, точку зрения с позиций восприятия на позицию литературоведческого прочтения); - на основе анализируемой презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов; - сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой. Если говорить о логике построения урока русского языка и литературы с использованием технологии исследования, то он может быть построен по следующей схеме: 1 этап – актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме; 2 этап - постановка ряда проблем; 3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Необходимо обратить внимание учащихся на «достоверность» используемых источников, их грамотного цитирования. 4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала. 5 этап – оформление работы в виде доклада, схемы, тезиса, цитат и их анализа, презентаций и др. 6 этап – представление результата работы (может быть проведено непосредственно на данном учебном занятии или следующим за ним). 7 этап – подведение итогов. Рефлексия. В «Стандартах второго поколения» сказано, что «развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях» . Исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию у учащихся указанных выше универсальных учебных действий. А использование информационно-коммуникационных технологий, на мой взгляд, привлекает внимание учащихся к исследованию на уроках русского языка и литературы, делает уровень преподавания данных предметов соответствующим современным требованиям образования, формирует метапредметные учебные действия, тем самым способствуя развитию «умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью» .
Литература. 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019139-5.