Пятница, 19.04.2024, 23:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

"Как написать киносценарий по рассказу."
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Ульяновской области г. Ульяновска.

Русский язык
в 7 классе.

«Как создавать киносценарий по рассказу»

подготовила
Каштанкина Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.

г. Ульяновск
2012 г.
Тема: «Как создавать киносценарий по рассказу».
Цели:
Образовательные:
• знакомство с новым видом работы с текстом – написание киносценария по рассказу;
• развитие умения составлять диалоги, оформлять киносценарий, пользоваться профессиональной лексикой.
Воспитательные:
• воспитание интереса к урокам русского языка;
• воспитание культуры речи;
• воспитание бережного, уважительного отношения к живому;
• воспитание культуры работы в группах.
Развивающие:
• развитие творческих способностей;
• совершенствование устной и письменной монологической и диалогической речи;
• формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Форма урока: теле - урок.
Методы обучения: экспериментальный.

Ход урока.

1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок развития речи. Его тема - «Как создавать киносценарий по рассказу?» Это урок творческого взаимодействия, потому что мы будем равноправными партнерами. Вместе готовили материал для этого
урока. В итоге вы сами приняли решение: какой сценарий создать, как осуществить съемку, как подобрать актеров.
Сегодня же мы выясним: каковы основные составляющие киносценария, легко ли быть режиссером, оператором, что главное в их работе, что надо знать, чтобы создать киносценарий.
Написание сценария и будет целью нашего сегодняшнего урока.
Что же такое сценарий?
Сценарий— литературно - драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).
2. Актуализация знаний.
– Кто участвует в создании художественной картины?
– Какие средства кинематографии мы можем использовать для создания картины?
– Перед работой вспомним основные термины, которые мы сегодня будем использовать.
Кинокадр (от фр. сadre – рама)
Сценарный кадр – изложение содержания и подробное описание снимаемого кадра, происходящего в нём действия, диалогов, а также звукового сопровождения, изобразительного и постановочного решения.
Монтажный кадр – составная часть фильма, содержащая какой либо момент действия.
-А что такое монтаж?
– Это очень важная и ответственная работа. При соединении содержание предыдущего кадра может повлиять на последующий.
План – расположение в пространстве и масштаб изображения объекта в кадре.
По расположению объекта различают: первый, второй, дальний план.
По масштабу: крупный, средний, общий.
Смена планов – основная форма построения изобразительно-монтажной композиции сцен и эпизода фильма.
Ракурс – изображение объекта с различных точек зрения как неподвижной, так и движущейся камерой.
Элементы сценария.
1. Описательная часть (ремарка или сценарная проза).
2. Диалог.
3. Закадровый голос.
4. Титры.
Описательная часть сценария (ремарка) не нумеруется, границы планов не обозначаются, но на основании авторского решения можно представить себе монтажную последовательность кусков.
Ремаркой называется словесное воплощение непрерывного действия сценария и фильма. Так же как и театральная ремарка (описательная часть в пьесе), сценарная ремарка должна отвечать на вопросы: где?; когда?; кто?; что свершится?; каковы связи данного действия с предыдущим? Но театральная ремарка очень кратка, так как дает лишь необходимый минимум информации, оставляя режиссёру и актёрам простор для импровизации. В то время как сценарная ремарка не просто называет действие, а дает его образно-кинематографическое, литературное прочтение, оставаясь точной и зримой, так как при чтении сценария мы должны видеть действие.
Титр в кино — надпись в фильме; бывают заглавные, или вступительные, промежуточные и заключительные титры, а также внутрикадровые надписи — субтитры, использующиеся при демонстрации кинокартин на иностранных языках, выпускаемых без дублирования. В «немом» кино титры передавали содержание диалога, сообщали об изменении времени и места действия, помогали раскрытию авторского замысла. В звуковом кино сохранили значение преимущественно заглавные и заключительные титры. Также в звуковом кино титры обычно сопровождаются музыкальным оформлением. Часто в качестве музыкального оформления используются саундтреки к тому или иному фильму/телесериалу.
3. Распределение обязанностей.
Создание спектакля – это творческий, трудоёмкий процесс, в котором участвует большое количество людей разных профессий. Попробуем «примерить» на себя эти роли.
Режиссер интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство и законченность художественного произведения (режиссёрский сценарий). Режиссера можно уподобить дирижеру большого оркестра
1 группа – сценаристы.
Важна работа сценаристов: они создают композицию спектакля, определяя, из каких
эпизодов он будет состоять, пишут сценарий к фильму.
2 группа – операторы – постановщики.
3 группа – художники-декораторы.
Важна работа художников-декораторов, которые должны создать обстановку, на фоне которой будет разворачиваться действие спектакля.
4 группа – художники по костюмам.
Художники по костюмам тщательно продумывают детали одежды для актёров, учитывая, когда происходит действие.
5 группа – звукооператоры.
При создании фильма необходимо продумать звуковое и музыкальное сопровождение: шумовые эффекты, музыку.
6 группа – актёры.
Актёры воплощают авторский замысел на сцене, привнося своё понимание в образ.
4. Вступительное слово о писателе И.С. Соколове-Микитове.
Увлекательные рассказы о русской природе, написанные старейшим советским писателем, давно полюбились юному читателю. Этот сборник - миниатюрная энциклопедия подмосковного леса, в ней рассказывается о всем том, что круглый год живет в лесу: о птицах и животных, о цветах, травах и деревьях.
Рассказы, помещенные в книге, позволяют нам полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту леса, разгадать его тайны, лучше понять прелесть родной природы, стать ее другом.
5. Работа над написанием сценария.
Представьте себе солнечный зимний день (звучит музыка А. Вивальди).
Учитель читает текст упражнения 355 (учебник “Русская речь”).
1) выделение темы и идеи.
- Что главное в киносценарии?
Главное в киносценарии: тема, идея.
Тема: любовь и гуманное отношение ко всему живому.
Идея: тот, кто из беды выручит, навсегда останется другом.
Придумайте название кинофильму. (Вороненок Яшка.)
2) Круг действующих лиц: охотник, мальчики, Коля. Дадим всем действующим лицам имена.
Действующие лица.
Минин Анатолий Иванович – охотник - натуралист, мужчина средних лет, добрый, внимательный, изучает жизнь животных и птиц.
Геннадий Петрович – сосед Ивана Семеновича, мужчина лет 50, заядлый охотник
Коля – главный герой, мальчик 11 лет, любознательный, добрый, с чувством юмора, помогает животным и птицам.
Стас – мальчик 12 лет, бойкий и шустрый, общительный и дружелюбный, отлично учится, любит быть во всём первым.
Лёша – мальчик 8 лет, младший брат Коли. Во всём ему подражает.
Наташа – девочка 12 лет, весёлая и добрая, учится с Колей в одном классе, они лучшие друзья.
Воронёнок Яшка – питомец Коли.

3) Композиционная схема рассказа.
- От чьего имени ведется повествование?
(Повествование ведется от лица героя – рассказчика.)
Соколову-Микитову была близка реалистическая основа творчества русских классиков, глубокое знание народной жизни, владение простым, но ярким и образным языком, любовь к родной земле и ее природе. Описывая события, людей и природу, он прежде всего пользовался личным восприятием, впечатлением «из первых глаз», его проза исполнена авторским чувством, она очень лирична и изобразительна.
Повествование разворачивается традиционно, как рассказ, воспоминание о прошедшем, за которым может последовать неожиданный переход, нарушающий последовательность событий.
Завязка: возвращение охотника из леса.
Развитие действия: знакомство охотника с ребятами.
Кульминация: смелый вороненок.
Развязка: дружба Коли и вороненка.
Экспозиция: история о выпавшем из гнезда вороненке.
Экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий.
Экспозиция в конце рассказа знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.
4) Написание диалогов к сценарию. Исследовательская работа с текстом.
На основе какого основного компонента пишут сценарии? (Диалог, полилог)
Как мы оформляем диалоги в сценарии? (Реплики, ремарки).
В тексте диалогов нет, но мы их можем придумать.
Где по смыслу можно вставить диалоги?
“Охотник прислушивался к веселым разговорам ребят”.
“Ребята обступили мальчика и стали кормить ворону”.
“Подойдя, охотник стал расспрашивать ребят”.

Обратить внимание детей на то, что повествование в рассказе ведется от первого лица, в сценарии – от третьего, нужно прослеживать употребление местоимений и глагольных форм.
5. Групповая работа.
1) Выступление режиссёра.
Режиссер интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство и законченность художественного произведения. Режиссера можно уподобить дирижеру большого оркестра. Он должен уметь руководить людьми, осуществлять контроль, спрашивать с них, заставлять выполнять свои указания, оставаясь при этом в хороших отношениях со всеми участниками кинопроцесса.
Во время производства кинофильма режиссер руководит не только актерами. Он также дает рекомендации оператору-постановщику, инструктирует основной технический состав, управляет массовками, решает вопросы, связанные с бюджетом. Режиссер - главное ответственное лицо за все происходящее на съемочной площадке.
2) Выступление сценаристов.
Важна работа сценаристов: они создают композицию спектакля, определяя, из каких
эпизодов он будет состоять, пишут сценарий к фильму.
В сценарии 4 кадра:
• возвращение охотника из леса;
• знакомство охотника с ребятами;
• смелый вороненок Яшка;
• история знакомства Яшки и Коли.
3) Выступление операторов – постановщиков.
Оператор – постановщик отвечает за качество фотографической съёмки и за «кинематографичность» действия картины. Он воплощает замыслы сценариста и режиссера в зрительные образы – в изображение. Для того чтобы зритель мог испытать нужные режиссеру эмоции, оператор-постановщик, используя знание методов освещения, типов объективов, кинокамер и фотографических эмульсий, придает каждому кадру соответствующие настроение, атмосферу и визуальный стиль. Работая в тесном контакте с режиссером-постановщиком, оператор-постановщик выбирает для каждого плана ракурс съемки, выстраивает композицию, а также схему движения съемочной камеры. Оператор-постановщик также подбирает осветительную аппаратуру, определяет тип и число необходимых для съемки камер. Для достижения желаемого эффекта оператор-постановщик заказывает осветительные приборы, дает указания по организации освещения, и расположению камер на площадке.
Рекомендации оператора.
1 кадр. Общий план. Зимний лес. Тишина. Сквозь запорошенные снегом деревья пробиваются лучи света, лес как в туманной дымке. Крупный передний план – охотник с лыжами на плече идет по накатанной снежной дороге.
2 кадр. Камера движется, показывает шумную толпу ребят, выбегающих из школы. Общий план – ребята, остановившиеся у колодца, на втором плане – охотник, прислушивающийся к веселым разговорам ребят. Камера движется на задний план, показывая ворон, сидевших на вершине березы. Потом крупным планом Колю, махавшего шапкой.
3 кадр. Общий план: ребята обступили Колю, достали из сумок кусочки хлеба, ждут ворону. Крупный план – ворона медленно спускается с березы и садится на плечо Коли. Камера движется на задний план, показывая сначала ворон, наблюдавших за смелым вороненком, а потом охотника, тоже с удивлением смотревшего на всё это.
4 кадр. Общий план: охотник подходит к ребятам и начинает их расспрашивать про вороненка. Камера поочередно крупным планом показывает участников диалога, а потом радующегося вороненка.
4) Выступление художников - декораторов.
Важна работа художников-декораторов, которые должны создать обстановку, на фоне которой будет разворачиваться действие спектакля.
Декорации:
• зимний лес;
• здание школы, недалеко от неё – горка;
• береза, на которой сидят вороны;
• вдалеке трактор, который чистит снег.
5) Выступление портретистов - костюмеров.
Художники по костюмам тщательно продумывают детали одежды для актёров, учитывая, когда происходит действие.
Действие в рассказе происходит зимой. Мальчики в шапках-ушанках, на ногах валенки, одеты в теплое пальто. Наташка в вязаной шапочке и в кроличьей шубке.
Все ребята с портфелями, так как идут из школы.
Охотник тоже тепло одет: теплый ватник, шапка-ушанка, на ногах валенки. За спиной у него лыжи, потому что он не охотился, а ходил наблюдать за жизнью леса.
6) Выступление звукооператоров.
При создании фильма необходимо продумать звуковое и музыкальное сопровождение: шумовые эффекты, музыку.
Опишите, какие звуки мы слышим:
Охотник выходит из леса и любуется красотой зимнего дня. (Муз. Вивальди.)
Когда заканчивается урок. (Звонок.)
На деревенской дороге. (Звук работающего трактора, крики детей, бегущих из школы.)
Когда летит стая ворон. (Карканье ворон.)
В качестве музыкального оформления используются саундтреки во время показа титров.
7) Выступление актеров.
Актёры воплощают авторский замысел на сцене, привнося своё понимание в образ.

Сценарий к рассказу.
Кадр № 1.
Анатолий Иванович: Здравствуй, Петрович.
Геннадий Петрович: Привет, сосед. Как поохотился?
Анатолий Иванович: Я сегодня не охотился. Ходил погулять, подышать свежим воздухом, да понаблюдать за зайцами и лисами. Славный денек сегодня!
Геннадий Петрович: Да, красотища какая! А я вот поохотиться хочу.
Анатолий Иванович: Удачной тебе охоты.
Геннадий Петрович: Спасибо. Надеюсь, мне сегодня повезет. Смотри, сколько снегу намело, все следы видно.
Анатолий Иванович: Ну, бывай, дружище. А то вечером заходи, посидим, поговорим.
Кадр № 2.
Коля: Ребята, пойдемте сегодня с горки кататься.
Стас: Давайте только попозже пойдем, а то мне маме по дому помочь надо.
Леша: Ага, а мне назавтра много уроков задали. Я сейчас быстренько сделаю и пойдем.
Наташка: А мне можно с вами на горку?
Коля: Конечно, можно.
Наташка: Тогда я побегу и оденусь потеплее.
Стас: Наташ, санки не забудь взять.
Кадр №3.
Леша: Ребята, смотрите сколько ворон, всё дерево облепили.
Стас: Коля, а где наш Яшка?
Коля: Не знаю. Я его сегодня не видел. Яшка! Яшка!
Наташка: Коля, вот он летит. Какой он хорошенький!
Лёша: Давайте его покормим.
Коля: Я его каждый день кормлю.
Наташка: А сегодня кормил?
Коля: Нет, еще не успел.
Стас: У кого хлеб есть?
Наташка: У меня пирожок остался.
Коля: Давай-ка его сюда, я покрошу.
Лёша: Яшка! Лети скорей. Обедать будешь.
Стас: Ешь, Яшенька, небось проголодался.
Кадр № 4.
Охотник: Что же это за чудо такое? Вороненок вас совсем не боится. Ишь вон, с рук ест.
Коля: Конечно, ведь Яшка наш друг.
Охотник: Как же вам удалось приручить вороненка?
Наташка: Да тут целая история. Коля, расскажи.
Охотник: Расскажи, расскажи, Коля, мне будет интересно послушать.
Коля: Я с удовольствием расскажу. Это было прошлым летом, когда я возвращался из школы. Вдруг заметил маленького вороненка, который выпал из гнезда. Я принес его домой.
Лёша: Коля в сенях избы устроил из палок небольшую загородку. Ведь вороненку тоже нужен домик.
Коля: Я стал его кормить. Это было интересно. Мы назвали вороненка Яшкой.
Наташка: Это я выбрала ему имя. Правда, хорошее?
Охотник: Да, очень. Ну что же дальше было?
Коля: Вороненок очень скоро ко мне привык, узнавал меня. Когда я подходил к нему, он радостно каркал и махал крыльями.
Стас: Представляете, Коля стал выпускать его на волю, но Яшка всегда возвращался.
Охотник: Неужели никогда не улетал?
Лёша: Нет. Наш Яшка любит полакомиться. Он влетал в открытое окно дома и съедал приготовленное для него угощение.
Наташка: А осенью Яшка присоединился к другим воронам. Мы думали, что он больше не прилетит.
Охотник: А правильно понял, что, увидев тебя, он всегда садится на плечо?
Коля: Конечно.
Стас: Тот, кто из беды выручит, навсегда останется другом.
Охотник: Удивительно! Чудесный у тебя вороненок. Хорошо ты его воспитал.
Коля: Мы его вместе воспитали, да, ребята?
Наташка: А то как же!
Охотник: Доброе у вас сердце, ребята. Берегите себя и своего Яшку. Ну, до встречи. Надеюсь, еще увидимся.
Ребята: До свидания. Приходите кормить Яшку.
6. Итог урока.
Вы все очень хорошо потрудились. Что вы узнали нового на уроке? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Что вам может пригодиться в будущем?

Все творчество Соколова-Микитова, исполненное авторского чувства, всегда адресовалось читателю-другу с надеждой на установление с ним некоей духовной связи. Он считал, что любой писатель должен принести своим читателям радость пробуждения любви к миру и к людям, сделать читателей лучше.

Список использованной литературы.
1. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
2. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.
1. http://ru.wikipedia.org/
2. classic-online.ru
3. ru.wikipedia.org
4. http://sitename.ru

Источник: http://Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Категория: Русский язык | Добавил: kashtankina55 (17.03.2012) | Автор: Каштанкина Светлана Николаевна E
Просмотров: 24810 | Комментарии: 1 | Теги: http://ru.wikipedia.org/ 2. classic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 миса чан  
помогло

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]