Пятница, 24.11.2017, 03:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Сафарова И.Р., преподаватель высшей
квалификационной категории, ГАОУ СПО
«Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»

Предмет. Русский язык. Класс 7.
Тема урока. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Цель: Формировать знания и умения слитного и раздельного написания не с причастиями.
Задачи:
1) способствовать развитию умения правильного написания не с причастиями.
2) развивать умения аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли.
3) содействовать развитию познавательного интереса к предмету.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Цель: Создать рабочую атмосферу.
Задачи:
1) способствовать формированию эмоционального положительного фона;
2) стимулировать интерес к уроку.
Метод: внушение.

Доброе утро! Я рада вас всех приветствовать на уроке русского языка. Наш урок необычен тем, что к нам пришли гости. Поприветствуйте их кивком головы, выразите радость на лице, улыбнитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Посмотрите теперь на меня, полюбите меня, подарите мне ваше хорошее настроение и отличные ответы.
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель: Выявить прочность усвоенных знаний по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных».

Задачи:
1) проверить изученный материал по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных», определить степень его усвоения;
2) развивать умение работать с орфограммой;
3) формировать умение аргументировать свои мысли.
Метод: устный опрос.
Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать? Вы должны были составить уникальное меню праздничного обеда. Каждый из вас получил карточку, в которой были перечислены составляющие вашего угощения. При составлении меню вы должны были вспомнить правило написания –н- и –нн- в суффиксах страдательных причастий и отлагательных прилагательных. Проверим, что у вас получилось.
Карточки.
Купле..ый банан.
Реза..ый батон.
Лишё..ый шкурки баклажан
Сваре..ый бульон.
На масле жаре..ый бекон.
Протуше..ый бифштекс.
В духовке испечё..ый кекс
В кастрюльку броше..ый чеснок
Кури..ых ног.
Вяле..ых лещей
Дроблё..ый орех.
Маринова..ный салат.
Уникальный рецепт.

Возьмите купленный банан,
Добавьте резаный батон,
Лишённый шкурки баклажан
Закиньте в сваренный бульон.
На масле жаренный бекон
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов протушенный бифштекс,
В духовке испеченный кекс.
В кастрюльку брошенный чеснок
Приправа для куриных ног
А пара вяленых лещей
Вкусней тарелки кислых щей,
Вы в свёклу дроблёный орех
Бросайте быстро, без помех.
Ваш маринованный салат
Отведать каждый будет рад!

Надеюсь, наши гости довольны угощением, а я удовлетворена ответом и оцениваю его на «отлично».
III. Изучение нового учебного материала.
Цель: обеспечить усвоение осознанных знаний, входящих в содержание темы урока.
Задачи:
1) показать условия выбора слитного и раздельного написания;
2) развивать умение работать с новыми понятиями;
3) содействовать становлению субъектной позиции будущего учителя.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, видеометод (демонстрация), беседа, объяснительно-иллюстративный.
Чтение учителем стихотворения:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

- Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения Б.Заходера: с исчезновением приставки не- и частицы не они избавились от сложной орфографической проблемы!
- Но мы не будем недоучками и недотепами, восстановим выделенные слова, объясним их написание.
Мы не зря встретились с жителями выдуманной страны. Эта встреча поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока. Как думаете, о чем мы будем с вами говорить? Сформулируйте тему урока.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
- Откройте рабочие тетради, запишите число,
- Классная работа. Запишите тему урока.
- Определите цель урока.
Формировать знания и умения слитного и раздельного написания не с причастиями.
Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастие, как и прилагательное, может иметь краткую форму. Все это влияет на написание не с причастиями.
Проведем с вами небольшое исследование, в ходе которого рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи в тетрадях и в результате сформулируем правило написания не с причастиями.
Разделите тетрадь на два столбика. В первом столбике напишите «слитное написание», а во 2-ом – «раздельное написание».
Запишите.
Ненавидящий взгляд.
- От какого слова образовано причастие? (от глагола ненавидят).
- Возможного ли употребление этого глагола и образованного от него причастия без не. (Невозможно).
Какой вывод можно сделать? Если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.
Запишите: 1. Причастие без не не употребляется.
2. Нерешенная задача.
- Есть ли при причастии зависимое слово? (нет)
- Какой вывод можно сделать? Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.
Запишите: 2. Причастие не имеет при себе зависимых слов.
3. Очень неподготовленное выступление.
- Какое значение имеет наречие очень? (Значение степени.)
Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет при себе наречие степени, то пишется слитно.
Запишите: 3. Причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т.п.).
Итак, когда причастие с не пишется слитно?
А теперь рассмотрим случаи раздельного написания.
1. Не работающий, а сломанный телевизор.
- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастием.
Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.
Запишите: 1. Причастие имеет противопоставление.
2. Давно не работающий телевизор.
- Есть ли у причастия зависимые слова, т.е. образует ли он причастный оборот?
Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с не раздельно.
Запишите: причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот).
3. Реки еще не скованы льдом.
- В чем особенность этого причастия? (Оно краткое)
Каким членом предложения оно является? (Сказуемым)
Какой вывод можно сделать? Краткие причастия пишутся с не раздельно.
Запишите: с краткими причастиями.
Итак, когда причастие с не пишется раздельно?
Также предлагаю вашему вниманию алгоритм написания не с причастиями.
Правописание НЕ с причастиями

1. Слово употребляется без НЕ?

НЕТ ДА

Пиши слитно 2. В какой форме причастие?

В полной в краткой

Пиши раздельно

3.Есть ли противопоставление?

ДА НЕТ

Пиши раздельно 4. Есть ли зависимое слово?

ДА НЕТ

Пиши раздельно Пиши слитно

- Задайте вопросы, если что непонятно.
IV. Закрепление пройденного материала.
Цель: закрепить навыки правописания не с причастиями.
Задачи:
1) проконтролировать степень усвоения знаний по теме;
2) развивать умение работать с текстами, научить видеть и исправлять грамматические и речевые ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий;
3) способствовать развитию самостоятельности мышления.
Методы: работа с книгой, репродуктивный, проблемный.
- Я люблю дарить подарки. Если бы я была владелицей цветочного магазина, я бы подарила вам каждому и нашим гостям по букету хризантем. К сожалению, я не владелица цветочного магазина, но подарок вам я все-таки сделаю. Я подарю вам легенду об этом удивительном цветке.
- К какому стилю речи относится текст. (Художественный)
- Какие средства выразительности используются в этом тексте (сравнение – «золотой цветок», эпитеты, метафора – нераспустившееся сокровище).
Определите тип речи. (Описание с элементами повествования).
2. Работа по развитию речи.
- Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок.
1. Хризантема, не боящая(ся) заморозков, считается постоянным спутником осени. (Ошибка в образовании причастия)
2. Одна из высших японских наград, не утратящих (не утративших) своей ценности, называется орденом Хризантемы. (Ошибка в образовании причастия).
3. Работа по составлению текста
- А теперь попробуем правильно употребить причастия с не при составлении текста и в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.
По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По преданию, ________ силы, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся.
4. Упр. 133, с. 68 (устно)
5. Цифровой диктант.
Сегодня вы узнали об условиях правописания не с причастиями. А сейчас сможете применить полученные знания, написав цифровой диктант.
Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1 – раздельно, 2 – слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; трава не скошена; ненавидящий взгляд: не рассказанная на ночь сказка; нескошенная трава; правило не вызубренное, а осознанное. (1, 1, 2, 1, 2, 1).
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы вашего товарища, пользуясь ключом-кодом. Если все ответы правильные, поставьте «5», 2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3».
V. Подведение итогов.
- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?
(Правописание не с причастиями)
- Назовите условия слитного написания не с причастиями.
- Назовите условия раздельного написания не с причастиями.
VI. Задание на дом.
Цель: закрепить знания по пройденной теме.
Задачи:
1) систематизировать изученный материал;
2) развивать самостоятельность мышления и умение аргументировать свои мысли;
3) способствовать формированию интереса и любви к прекрасному.
Методы: самостоятельная работа, упражнения.
Домашнее задание предполагает три уровня сложности.
1 уровень – раскрыть скобки.
2 уровень – раскрыть скобки, графически объяснить постановку знаков препинания при причастном обороте.
3 уровень – раскрыть скобки, графически объяснить постановку знаков препинания при причастном обороте, перестроить предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно; перестроить предложения так, чтобы не с причастиями писалось раздельно.
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э. не) имеющий (жалости император узнал о существовании цветка, который рос на одном из (не) ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эл_ксир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

http://www.sendspace.com/file/aptuix
Категория: Русский язык | Добавил: golomiok (26.06.2012) | Автор: Ильвира Раушановна E
Просмотров: 5928 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]