Сафарова И.Р., преподаватель высшей квалификационной категории, ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»
Предмет. Русский язык. Класс 7. Тема урока. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Цель: Формировать знания и умения слитного и раздельного написания не с причастиями. Задачи: 1) способствовать развитию умения правильного написания не с причастиями. 2) развивать умения аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли. 3) содействовать развитию познавательного интереса к предмету.
Ход урока.
I. Организационный момент. Цель: Создать рабочую атмосферу. Задачи: 1) способствовать формированию эмоционального положительного фона; 2) стимулировать интерес к уроку. Метод: внушение.
Доброе утро! Я рада вас всех приветствовать на уроке русского языка. Наш урок необычен тем, что к нам пришли гости. Поприветствуйте их кивком головы, выразите радость на лице, улыбнитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Посмотрите теперь на меня, полюбите меня, подарите мне ваше хорошее настроение и отличные ответы. II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цель: Выявить прочность усвоенных знаний по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных».
Задачи: 1) проверить изученный материал по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных», определить степень его усвоения; 2) развивать умение работать с орфограммой; 3) формировать умение аргументировать свои мысли. Метод: устный опрос. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать? Вы должны были составить уникальное меню праздничного обеда. Каждый из вас получил карточку, в которой были перечислены составляющие вашего угощения. При составлении меню вы должны были вспомнить правило написания –н- и –нн- в суффиксах страдательных причастий и отлагательных прилагательных. Проверим, что у вас получилось. Карточки. Купле..ый банан. Реза..ый батон. Лишё..ый шкурки баклажан Сваре..ый бульон. На масле жаре..ый бекон. Протуше..ый бифштекс. В духовке испечё..ый кекс В кастрюльку броше..ый чеснок Кури..ых ног. Вяле..ых лещей Дроблё..ый орех. Маринова..ный салат. Уникальный рецепт.
Возьмите купленный банан, Добавьте резаный батон, Лишённый шкурки баклажан Закиньте в сваренный бульон. На масле жаренный бекон Обмажьте вы со всех сторон. Готов протушенный бифштекс, В духовке испеченный кекс. В кастрюльку брошенный чеснок Приправа для куриных ног А пара вяленых лещей Вкусней тарелки кислых щей, Вы в свёклу дроблёный орех Бросайте быстро, без помех. Ваш маринованный салат Отведать каждый будет рад!
Надеюсь, наши гости довольны угощением, а я удовлетворена ответом и оцениваю его на «отлично». III. Изучение нового учебного материала. Цель: обеспечить усвоение осознанных знаний, входящих в содержание темы урока. Задачи: 1) показать условия выбора слитного и раздельного написания; 2) развивать умение работать с новыми понятиями; 3) содействовать становлению субъектной позиции будущего учителя. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, видеометод (демонстрация), беседа, объяснительно-иллюстративный. Чтение учителем стихотворения: Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.
- Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения Б.Заходера: с исчезновением приставки не- и частицы не они избавились от сложной орфографической проблемы! - Но мы не будем недоучками и недотепами, восстановим выделенные слова, объясним их написание. Мы не зря встретились с жителями выдуманной страны. Эта встреча поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока. Как думаете, о чем мы будем с вами говорить? Сформулируйте тему урока. Слитное и раздельное написание не с причастиями. - Откройте рабочие тетради, запишите число, - Классная работа. Запишите тему урока. - Определите цель урока. Формировать знания и умения слитного и раздельного написания не с причастиями. Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастие, как и прилагательное, может иметь краткую форму. Все это влияет на написание не с причастиями. Проведем с вами небольшое исследование, в ходе которого рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи в тетрадях и в результате сформулируем правило написания не с причастиями. Разделите тетрадь на два столбика. В первом столбике напишите «слитное написание», а во 2-ом – «раздельное написание». Запишите. Ненавидящий взгляд. - От какого слова образовано причастие? (от глагола ненавидят). - Возможного ли употребление этого глагола и образованного от него причастия без не. (Невозможно). Какой вывод можно сделать? Если причастие без не не употребляется, то пишется слитно. Запишите: 1. Причастие без не не употребляется. 2. Нерешенная задача. - Есть ли при причастии зависимое слово? (нет) - Какой вывод можно сделать? Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно. Запишите: 2. Причастие не имеет при себе зависимых слов. 3. Очень неподготовленное выступление. - Какое значение имеет наречие очень? (Значение степени.) Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет при себе наречие степени, то пишется слитно. Запишите: 3. Причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т.п.). Итак, когда причастие с не пишется слитно? А теперь рассмотрим случаи раздельного написания. 1. Не работающий, а сломанный телевизор. - Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастием. Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно. Запишите: 1. Причастие имеет противопоставление. 2. Давно не работающий телевизор. - Есть ли у причастия зависимые слова, т.е. образует ли он причастный оборот? Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с не раздельно. Запишите: причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот). 3. Реки еще не скованы льдом. - В чем особенность этого причастия? (Оно краткое) Каким членом предложения оно является? (Сказуемым) Какой вывод можно сделать? Краткие причастия пишутся с не раздельно. Запишите: с краткими причастиями. Итак, когда причастие с не пишется раздельно? Также предлагаю вашему вниманию алгоритм написания не с причастиями. Правописание НЕ с причастиями
1. Слово употребляется без НЕ?
НЕТ ДА
Пиши слитно 2. В какой форме причастие?
В полной в краткой
Пиши раздельно
3.Есть ли противопоставление?
ДА НЕТ
Пиши раздельно 4. Есть ли зависимое слово?
ДА НЕТ
Пиши раздельно Пиши слитно
- Задайте вопросы, если что непонятно. IV. Закрепление пройденного материала. Цель: закрепить навыки правописания не с причастиями. Задачи: 1) проконтролировать степень усвоения знаний по теме; 2) развивать умение работать с текстами, научить видеть и исправлять грамматические и речевые ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий; 3) способствовать развитию самостоятельности мышления. Методы: работа с книгой, репродуктивный, проблемный. - Я люблю дарить подарки. Если бы я была владелицей цветочного магазина, я бы подарила вам каждому и нашим гостям по букету хризантем. К сожалению, я не владелица цветочного магазина, но подарок вам я все-таки сделаю. Я подарю вам легенду об этом удивительном цветке. - К какому стилю речи относится текст. (Художественный) - Какие средства выразительности используются в этом тексте (сравнение – «золотой цветок», эпитеты, метафора – нераспустившееся сокровище). Определите тип речи. (Описание с элементами повествования). 2. Работа по развитию речи. - Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок. 1. Хризантема, не боящая(ся) заморозков, считается постоянным спутником осени. (Ошибка в образовании причастия) 2. Одна из высших японских наград, не утратящих (не утративших) своей ценности, называется орденом Хризантемы. (Ошибка в образовании причастия). 3. Работа по составлению текста - А теперь попробуем правильно употребить причастия с не при составлении текста и в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы. По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По преданию, ________ силы, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие. Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся. 4. Упр. 133, с. 68 (устно) 5. Цифровой диктант. Сегодня вы узнали об условиях правописания не с причастиями. А сейчас сможете применить полученные знания, написав цифровой диктант. Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1 – раздельно, 2 – слитно. Не сшитый, а связанный костюм; трава не скошена; ненавидящий взгляд: не рассказанная на ночь сказка; нескошенная трава; правило не вызубренное, а осознанное. (1, 1, 2, 1, 2, 1). - Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы вашего товарища, пользуясь ключом-кодом. Если все ответы правильные, поставьте «5», 2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3». V. Подведение итогов. - С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке? (Правописание не с причастиями) - Назовите условия слитного написания не с причастиями. - Назовите условия раздельного написания не с причастиями. VI. Задание на дом. Цель: закрепить знания по пройденной теме. Задачи: 1) систематизировать изученный материал; 2) развивать самостоятельность мышления и умение аргументировать свои мысли; 3) способствовать формированию интереса и любви к прекрасному. Методы: самостоятельная работа, упражнения. Домашнее задание предполагает три уровня сложности. 1 уровень – раскрыть скобки. 2 уровень – раскрыть скобки, графически объяснить постановку знаков препинания при причастном обороте. 3 уровень – раскрыть скобки, графически объяснить постановку знаков препинания при причастном обороте, перестроить предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно; перестроить предложения так, чтобы не с причастиями писалось раздельно. Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь. Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э. не) имеющий (жалости император узнал о существовании цветка, который рос на одном из (не) ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эл_ксир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков. На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.