Понедельник, 20.11.2017, 04:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Способы словообразования имён существительных. Образование и правописание сложных существительных.
Предмет. Русский язык
Группа. 2 курс, группа «А»

Тема урока. Способы словообразования имён существительных. Образование и правописание сложных существительных.

Цель. Формировать знания о способах образования сложных существительных и их правописании.

Задачи: - способствовать развитию умения образования, правописания,
морфемного анализа сложных имён существительных;
- развивать умения аргументировано отвечать на вопросы, сравнивать,
обобщать, логически правильно излагать свои мысли;
- содействовать развитию познавательного интереса к предмету.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Создать рабочую атмосферу.
Задачи: - способствовать формированию эмоционального положительного фона;
- стимулировать интерес к уроку.

Добрый день! Начинаем урок русского языка. Чтобы нам сегодня работалось легко и свободно, поприветствуем друг друга и попробуем выразить положительные эмоции, произнеся фразу: «Я очень рад(а) вас видеть!» с разной интонацией, стараясь не повторять её и обращаясь ко всем присутствующим в аудитории. (Приветствия студентов).
Я тоже очень рада сегодня общению с вами.

Объявление темы урока.
- Это новая тема? Для чего нужен вам этот урок? Какова его цель? Чего вы хотите достигнуть к концу урока? (ответы студентов)
- Если вы хотите научиться, я должна вам в этом помочь. Обобщив все ваши пожелания, я ставлю перед собой и перед вами цель урока: «Формировать знания о способах образования сложных существительных и их правописании».
- Что необходимо, чтобы наше сотрудничество было успешным? (Взаимодействие, взаимопонимание).
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель. Выявить степень прочности усвоения знаний по теме «Суффиксальный способ образования существительных».
Задачи: - проверить теоретические знания о суффиксальном способе образования существительных;
- формировать умения самооценки и взаимооценки.
Метод: устный опрос.
1. У доски 3 студента готовятся к ответу на вопросы:
Какие суффиксы образуют существительные со значением лица?
При помощи каких суффиксов образуются отвлечённые существительные?
Какие суффиксы образуют отвлечённые существительные и существительные – названия вещей?
2. Работа с классом. Устный опрос.
Прочитать слова с доски:
Долюшка, зёрнышко, волюшка, травушка, полюшко, дедушка, горлышко, Ванюшка.
Парнище, силища, бородища, голосище, домище, человечище, жарища.
Городишко, пальтишко, домишко, шалунишка.
Избёнка, клячонка, шубёнка.
Задания:
1) Прочитать существительные. Что вы можете о них сказать? (Формы оценки).
2) Какие существительные называются формами оценки? (Существительные, образованные при помощи уменьшительных, увеличительных, оценочных суффиксов).
3) Прочитайте ряды слов и определите оттенки значений существительных в каждом ряду, выделите суффиксы.
4) Как вы думаете, для чего нужны такие существительные?

3. Заслушивание ответов у доски, самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

III. Изучение нового учебного материала.

Цель. Обеспечить усвоение осознанных знаний, входящих в содержание темы урока.
Задачи: - показать способы образования сложных существительных, условия слитного и дефисного написания;
- развивать умения работать с новыми понятиями;
- содействовать становлению субъектной позиции будущего учителя.
Методы: репродуктивный, частично- поисковый, видеометод, беседа, объяснительно- иллюстративный.

1. Повторение понятия «сложные слова».
- В начале урока, формулируя его цели, мы употребили слова «сотрудничество, взаимодействие, взаимопонимание». Что вы скажете об этих словах с точки зрения их морфемного состава? (Сложные последние два).
- Как вы узнали, что они сложные? (Состоят из нескольких корней)
- Значит, какие слова называются сложными?
2. Анализ языкового материала.
1) диван- кровать, кафе- ресторан, купля- продажа;
2) пешеход, водопровод;
3) земледелец, законодательство;
4) автовокзал, пол- арбуза;
5) КГУ, вуз
- Как образованы данные существительные? Ответьте на этот вопрос, используя имеющиеся у вас знания по разделу «Словообразование».
Выводы.
Существительные в русском языке образуются путём сложения:
- целых слов;
- основ слов с помощью соединительных гласных о – е;
- основ и суффиксов;
- начальной части слова с целым словом;
- начальных букв слов или их начальных звуков.
3. Сообщение студента «Аббревиация. Аббревиатуры».
С какими аббревиатурами мы встречаемся в области «образование»? (ГАОУ СПО, МО и Н РФ, МО и Н РТ, роно, гороно).
4. Объяснение «Правописание сложных существительных» с использованием презентации.
- Когда одну школьницу спросили: «Какие слова называются сложными?» - она ответила, что это те слова, которые трудны в написании. Отчасти она была права. Сложные слова сложны по составу, поэтому они сложны и с орфографической точки зрения, они не имеют единообразного написания: одни пишутся слитно, другие через дефис. Бывают случаи, когда испытывают большие затруднения в написании сложных слов не только учащиеся, но и абсолютно грамотные люди. Чем же объяснить орфографическое коварство сложных слов?
Таких слов много в русском языке. Они существовали ещё в глубокой древности, но как раз такие слова не вызывают орфографических трудностей, подавляющее большинство из них пишутся слитно (тщеславие, благословение, благодарение).
Гораздо труднее написать сложные слова, которые родились не так давно.
А таких слов абсолютное большинство, так как русский язык пополняется ими с непостижимой быстротой, особенно в последние 30- 40 лет. Как вы думаете, почему? (Сложные слова помогают точнее, лаконичнее назвать предметы или явления).


IV. Закрепление изученного материала.

Цель. Закрепить навыки образования и правописания сложных существительных.
Задачи: - проконтролировать степень усвоения знаний по теме;
- развивать умения в конструировании, анализе, работке с текстом;
- способствовать развитию самостоятельности мышления.
Методы: работа с учебником, репродуктивный.

1. Образовать сложные существительные, объяснить графически их образование и правописание.
Рубить лес, проводить нефть и газ, железо и бетон, строить корабли, громко говорить, север и запад, первым печатал, кресло и качалка; грязь, вода, лечебница.
Один студент работает у доски.
Устно образовать сложные существительные.
Сорок ножек, строить суда, ловить птиц, варить сталь, косить сено, делать масло, проверяет сам, лес и парк, завод по выпечке хлеба, пятьдесят лет, оборот груза, заготовка леса, обработка дерева, сплав леса, насаждение леса, диван и кровать, ходить по Луне, пение песен, пить чай, юг и восток.

2. Работа с текстом.
1) Прочитать текст выразительно.
2) Что интересного вы узнали из этого текста?
3) Определите его стиль, тип речи.
4) Выполнить задания трёх уровней:
1 уровень – выписать сложные существительные;
2 уровень – выписать сложные существительные и разобрать их по составу;
3 уровень – выписать сложные существительные, разобрать их по составу, объяснить особенности образования.

Вокруг света на корабле «Бигль»

Известный учёный Чарльз Дарвин в молодости совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Как много интересного занёс в свои дневники молодой естествоиспытатель! Он видел ннтересные созвездия южного полушария, наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия землетрясения. Иногда мореплаватели покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они видели рудокопов, которые на своих плечах выносили из шахт многопудовые глыбы руды. Путешественники были свидетелями того, как белый рабовладелец, обнаружив убежище, где скрывались его беглые негры, заставил их вернуться.
А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбу иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.
За пятилетнее плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

Проверка выполнения самостоятельной работы.

3. Работа с «Орфографическим словарём». Выписать сложные существительные с первой частью авиа, гидро, фото, кино, псевдо, мото, авто.
Объяснить их правописание. Задание выполняется по группам.

4. Творческая работа. Представьте, что слово «урок» - аббревиатура. Попробуйте раскрыть ее смысл.
Проверка выполнения задания – зачитывание нескольких работ.
Занимательный материал.
Знаете ли вы, что многие русские сложные слова уже не воспринимаются как сложные и в них выделяется только один корень?
Шиворот – от шив – шея + ворот
Попробуйте объяснить биографию следующих слов:
Близорукий – от близко + зоркий (видящий)
Тунеядец – от туне – даром + ядец (едок, от ясти – еда)
Скатерть - от доска – стол + терти – тереть (первоначально «кусок полотна для вытирания стола).

V. Задание на дом.

Цель. Закрепить знания по пройденной теме.
Задачи: - систематизировать изученный материал;
- развивать самостоятельность мышления и умения аргументировать свои мысли;
- способствовать развитию творческих способностей.
Методы: самостоятельная работа, упражнения.
Домашняя работа предполагает задания разного уровня сложности:
1 уровень – из текста о Ч.Дарвине выписать сложные существительные и сделать их морфемный разбор;
2 уровень – из текста выписать сложные существительные, сделать их морфемный и словообразовательный разбор;
3 уровень – создать текст диктанта, насыщенного сложными существительными (180- 200 слов)

VI. Итоги урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Давайте поблагодарим тех, кто помог сделать сегодняшний урок интересным урока. Поаплодируем им.
Кто отвечал у доски по домашнему заданию?
Кто сделал сообщение по теме «Аббревиатуры»?
Кто прочитал текст о Ч.Дарвине?
Кто смог определить стиль текста и тип речи?
Кто сконструировал слова из данных словосочетаний?
Кто прочитал свои сочинения- миниатюры?
Кто рассказал об истории слов близорукий, тунеядец, скатерть?
Кому сегодня было интересно работать?
Кто сегодня организовал и провёл этот урок? Поаплодируйте и мне, и гостям.
Большое всем спасибо, до свидания.

Ссылка на презинтацию:
http://www.sendspace.com/file/jcj262
Категория: Русский язык | Добавил: utotot (20.06.2012) | Автор: Любовь Николаевна E
Просмотров: 4395 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]