Пятница, 29.03.2024, 17:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Творческие методы применения ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Творческие методы применения ИКТ
на уроках русского языка и литературы.


Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Современный развивающий урок предполагает использование разнообразных форм и методов, образовательных технологий с использованием ИКТ.
Применение современных образовательных технологий повышает мотивацию обучения, ведет к формированию новых действий: способности к самоорганизации, прогрессу в личном развитии, умению решать учебные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий как педагогу, так и обучающемуся.
Основная цель моей работы – повышение качества образования обучающихся через активное творческое применение информационных технологий обучения.
Работая учителем русского языка и литературы сегодня, я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка и литературы. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Детям не терпится узнать, что будет дальше, если при входе в кабинет они слышат музыку, если опять включен компьютер и они видят учителя, настраивающего технику. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ребенку интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, использовать сеть Интернет для поиска учебной информации.
Я убеждена, что задача учителя–словесника, работающего в XXI веке - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Естественно, что использование ТСО на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое применение ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей школьников.
Применение компьютерной техники позволяет осуществить новую задачу: подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения на экзамене по русскому языку в форме ГИА, а именно: детям предлагается прослушать текст изложения, который диктует мужской голос 3 минуты. Известно, что в этом году именно такое испытание ожидало наших выпускников, а значит, ребят нужно к этому подготовить, так как ситуация крайне нестандартная: нет визуального канала восприятия, да еще и мужской голос, когда большинство учителей - женщины! Прошу моих девятиклассников участвовать в процессе записи текста изложения на диктофон! И собирается целая коллекция ауди-файлов с текстами изложений! Ребята получают возможность побыть в роли диктора! Незабываемые эмоции и впечатления, когда потом на уроке подготовки к сжатому изложению одноклассники слышат голос своего товарища! Благоприятный психологический климат на 100%.
Также при подготовке школьников к ГИА по русскому языку использую такой урок-практикум, как компьютерное тестирование с помощью тренажера «Фраза», когда каждый получает индивидуальное задание и оценку ставит компьютер. Причем обязательно оговариваю, что если будет отметка «2», то не стоит переходить к выполнению другого задания, пока результат в овладении каким-либо правилом не станет как минимум удовлетворительным. Часто предлагаю ребятам после уроков закрепить полученные знания на компьютерном тренажере или «порешать» интерактивные тесты.
Возможностей для проведения хорошего, познавательного и творческого урока очень много. Надо лишь знать, чего ты сам хочешь, что ты хочешь дать своим ученикам и чего ты ждешь от них. Нужно поставить цель и идти к ней, добиваться результата различными методами и приемами, а их множество! Иногда даже звон маленького колокольчика на уроке может дать большие результаты. Главное, чтобы ты был всегда честен с собой и детьми.
Иногда обращаюсь с просьбой, ставя перед ребятами проблему, например, на уроке краеведения при изучении творчества корейского поэта Р. Хе говорю: «Поэт удивительный, но у меня почти нет его стихотворений… А кто поможет прямо сейчас, используя Интернет, найти его стихотворения и почитать их?» С каким же воодушевлением дети бегут к компьютерам и начинают соревноваться и в быстроте поиска информации, и в умении потом ее представить! Даже плохо успевающие школьники испытывают в этот момент огромные чувства радости от решения задачи, которую поставил учитель! Ну а если в этот момент еще и, используя принтер, каждому распечатать результат его труда, то звонка с урока ребята просто не слышат, они не хотят уходить из этой «компьютерной мастерской».
Мы знаем, что использование ИКТ на уроке может быть связано с музыкой, которая позволяет создать нужный эмоциональный фон, да и тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов, таких как С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Высоцкий, И. Тальков и др. Иногда предлагаю домашнее задание: найти звуковой файл изучаемого поэта в сети Интернет и принести его для прослушивания на уроке. И формирование такого сложного навыка у обучающихся, как поиск изобразительно-выразительных средств языка в стихотворном тексте становится интересным, очень близким и понятным. И как здорово потом наблюдать за ребятами, когда они после урока передают этот ауди-файл друг другу через мобильный телефон!
А еще интереснее бывают моменты, когда дети рассказывают, что, слушая какую-либо музыкальную композицию дома, уже не могут не выделять эпитеты, сравнения, неожиданные метафоры… Прихожу к выводу, что поэзия в современной обработке популярных исполнителей продолжит свою жизнь и после урока. И все это благодаря информатизации в обществе!
Каждый учитель может распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для обучающихся и даже полезным для здоровья. Для меня стало нормой применение на уроках здоровьесберегающих технологий с использованием ИКТ, когда ребятам предлагается отдохнуть, потанцевав несколько минут под ритмичную музыку, или посмотрев смешной клип, или задуматься, просматривая слайды различной тематики, например: «рисование на песке», «альбом икон», «о женщине», «сила природы» и т.д. Уверена, что проведение релаксации и физминуток, физминуток для снятия усталости с глаз с помощью информационных технологий приближает нас, учителей, к миру детей, мы как бы начинаем говорить с ними на одном языке, стоим на одной лестнице, но на одну ступеньку выше.
Сегодня на своих уроках я использую не только показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, но и просмотр отрывков видеофильмов с обязательным последующим обсуждением этого эпизода. Разрешаю ребятам взять домой на диске CD посмотреть художественный фильм, например: «Дубровский», Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита»… Иногда прошу найти какой-либо видео-фрагмент в сети Интернет. Конечно, в этом есть небольшой риск, что ребенок посмотрит отрывок их художественного фильма, а произведение не прочитает… Но тогда необходимы другие методы и способы, и данная ситуация, наоборот, может так впечатлить ребенка, что он будет быстрее бежать домой, чтобы открыть книгу и прочитать! А ведь книга может быть еще и электронной!
Таким образом, чтобы быть интересной юным, чтобы они с удовольствием шли на мои уроки, знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с самой собой. Сегодня быть учителем непросто. Надо уметь сомневаться, думать, доказывать, учить, не поучая, признавать свои ошибки, обязательно владеть различными образовательными технологиями с помощью ИКТ. И самосовершенствоваться, проходя все этапы инновации от рождения идеи до распространения новшества и возможности творческого применения в массовом опыте среди учителей.
Категория: Русский язык | Добавил: yana70 (05.11.2011) | Автор: Торяник Яна Алесеевна E
Просмотров: 3128 | Теги: ворческие методы применения ИКТ на | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]