Понедельник, 15.07.2024, 23:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок-практикум с применением ИКТ. «Слитные, раздельные и дефисные написания» (11 класс)
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-практикум с применением презентации

Цели: закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи; обобщение и систематизация знаний по морфологии и орфографии; развитие речи; создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.

Задачи: развитие умений систематизировать и применять полученные знания на практике; формирование универсальных учебных действий, навыков самоконтроля, работы в группах; стимулирование к активной познавательной деятельности путём использования ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор
Используемые ЦОР: мультимедийная презентация

Этапы и ход урока

I.Организационный этап.
II.Сообщение темы, целей и задач урока-практикума, мотивация.
При подготовке к ЕГЭ по разделу морфология и орфография традиционно считаются сложными орфограммы на правописание не и ни, слитное дефисное и раздельное написание (А17,А18). Анализ результатов экзаменов прошлых лет выявил недостаточное владение умениями и навыками слитного, дефисного и раздельного написания слов разных частей речи (особые затруднения – в правописании наречий и союзов). Урок практикум нацелен на закрепление умений и навыков по указанной теме. Формы работы: индивидуальная и в группах.

III.Актуализация известных знаний и способов действий.
Дифференцированные задания (слайды 2 –5).

Задание 1. Найдите слова, которые следует писать раздельно или через дефис, сформулируйте правила, которыми вы руководствовались при выполнении данного задания.
Биосфера, стенгазета, лесостепь, вицепрезидент, сорвиголова, жарптица, малодоходный, полшестого, железнодорожный, быстрорастворимый, пятнадцатитысячный, ничей, вплотную, врассыпную, влево, досуха, вследствие, причем, извне, навсегда.

Задание 2. Классификационный диктант: раскройте скобки и распределите данные слова по соответствующим колонкам (1– слитно, 2 – через дефис, 3 – раздельно). Проведите взаимопроверку работ согласно эталону (слайд 5).
Велоспорт, контр-адмирал, полвека, пятитомник, лесостепной, царь-пушка, экс-чемпион, назубок, всё-таки, как-нибудь, до упаду, с разбегу, так как, как будто, потому что, по-новому, набело

IV.Творческий практикум - работа в группах (слайды 6 - 9)
Задание: Напишите мини-сочинение (8 –10 предложений) определённого стиля и жанра, используя данные в скобках слова:

1 группа – миниатюру официально-делового стиля: распоряжение, объяснительную записку и пр. (ввиду, вследствие, в связи с, вовремя, сверх, несмотря на, невзирая на, насчёт, из-за, поэтому, впоследствии)
2 группа – фрагмент очерка или заметку на тему школьной жизни (в начале года, в течение, общественно-культурный, во всеуслышание, бок о бок, вместо, тоже, затем, навсегда)
3 группа – аннотацию к статье или книге (высокохудожественное, научно-популярный, во-первых, вплотную, причём, малоизвестный, также, в меру, по-новому и пр.).
4 группа - эксперты: оценивание сочинений-миниатюр.

V.Закрепление, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Тематический тест (слайды10-21)

А1. В каком ряду написание всех слов зависит от контекста?
1) (на)встречу, (не)смотря, землетр(е,я)сение
2) (не)удача, (в)место, жаре(н,нн)ый
3) (ни)разу, то(же), прочита(н,нн)ый
4) (во)всю, (в)пустую, оди(н,нн)адцатилетний

А2. В каком ряду сложные прилагательные пишутся через дефис?
1) (бледно)розовый, (северо)восточный
2) (водо)проводный, (ярко)красный
3) (быстро)растворимый, (русско)французский,
4) (приставочно)суффиксальный, (двух)этажный

А3. В каком предложении ТО(ЖЕ) пишется слитно?
1) И завтра будет то(же), что вчера.
2) То(же) слово, да не так бы молвить.
3) Мы то(же) идём на премьеру спектакля.
4) Рассказ длинный и в то(же) время интересный.

А4. В каком предложении ЧТО (БЫ) пишется слитно?
1) Что(бы) такое почитать – интересное, захватывающее?
2) Что(бы) поэт ни читал, его с волнением слушали.
3) Он никогда не писал такого, что(бы) могло быть скучным.
4) Нужно много читать, что(бы) быть образованным человеком

А5. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
1) Что сделал бы в жизни Пришвин, если бы не стал писать?
2) Он вряд-ли открыл бы миллионам людей русскую природу.
3) Природа, несомненно, требует пристального глаза.
4) Секрет колдовства Пришвина – как раз в этой его зоркости.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
1)Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее.
2)В двадцатилетнем возрасте на первую получку я поехал посмотреть на красавицу Москву. 3)Не помню, как прибывал поезд в столицу. 4)Помню, однако, как ранним весенним утром пошёл я на Красную площадь… 5)Невозможно представить себе эту площадь без храма Василия Блаженного.
6)Не могу не рассказать об удивительном факте, поразившем меня в то первое пребывание моё в столице.7) Я бы сам не поверил, если бы не услышал это от человека, всеми глубоко уважаемого.8) Им оказался не кто иной, как Пётр Дмитриевич Барановский – лучший реставратор памятников нашей старины.9)Перед войной его вызвали в одну высокую инстанцию и поручили сделать обмеры в связи со сносом собора.10) Реставратор в тот момент не мог ни говорить, ни осмыслить происходящее…11)В конце концов чья-то неизвестная ему мудрость остановила неисправимое действие: собор не сломали. (По В. Пескову)

В1. Из предложений 1 - 5 выпишите сложное (-ые) прилагательное (-ые).
В2. Из предложений 6 - 7 выпишите пример раздельного написания причастия с наречием.
В3. Из предложений 8 - 9 выпишите производный предлог, в состав которого входят
непроизводный предлог и имя существительное.
В4. Из предложений 10 -11 выпишите пример написания через дефис местоименного слова.

Ответы: А1 – 2; А2 – 1; А3 – 3; А4 – 4; А5 – 2; В1 – двадцатилетнем; В2 – глубоко уважаемого; В3 - в связи ; В4 - чья-то;.

VI.Рефлексия
Беседа (анализ работы на уроке, эффективность использования ИКТ):
1.Что нового вы сегодня узнали по теме урока?
2. Какие способы деятельности, применённые на уроке, вам кажутся наиболее продуктивными при подготовке к ЕГЭ?
3. В чём преимущество применения ИКТ в учебной работе, стимулирует ли это ваш интерес к интеллектуально-творческой деятельности?

VII.Домашнее задание
Повторите правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи.
Вариант 1 – составьте таблицу: «Различение частиц НЕ и НИ», подберите соответствующие примеры из художественных текстов.
Вариант 2 – мультимедиа ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания служебных слов».

Список использованной литературы
1. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Русский яз. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009

Интернет-ресурсы
1. http://www.gramota.ru/
2. http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_Dash.htm#b_sub1

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/31293b84f35cfddad1ab95f90d7a5556e/ShatunovaLG.zip.html
Категория: Русский язык | Добавил: Shatunova (10.12.2011) | Автор: Шатунова Людмила Григорьевна E
Просмотров: 9059 | Теги: урок-практикум, подготовка к ЕГЭ по русскому языку | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]