Пятница, 26.04.2024, 19:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок русского языка в 11 классе. Готовимся к ЕГЭ. Типы односоставных предложений
Тема: Готовимся к ЕГЭ. Виды односоставных предложений.

Цели урока: Систематизировать знания о видах односоставных предложений, совершенствовать умение различать виды односоставных предложений. Разобрать задание В 4, связанное с повторяемой темой.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран

Этапы урока.
1. Подготовка к теме. (Активизация деятельности учащихся)
На листочках каждому распечатан текст. Найти сложное предложение, частью которого является(ются) односоставное (ые) неопределенно-личное (ые) предложение (я).

(1)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая,»- ответил он.(2) Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (3)Вы хотели бы посетить этот музей? (4)Хотели бы туда сводить своих детей?(5) Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нем своим гостям?(6) А вы подумайте, ведь началось все с любви исследователей- одиночек к свои предметам исследования. (ответ: 2)
Рефлексия: обсуждение результатов.
- я знаю все виды односоставных предложений,
- я знаю, но затрудняюсь находить односоставные предложения,
- я знаю и могу находить в тексте виды односоставных предложений

2. Работа по теме урока
- Работа в группах. Составление кластера. Ребята используют буклет
( приложение 1 ), интерактивный плакат (приложение 2, слайды 3-8), учебник.

- Обсуждение алгоритма нахождения односоставных предложений

1. Определить состав грамматической основы предложения
2. Определить тип предложения : с главным членом сказуемым или с главным членом подлежащим
3. Определить тип односоставного предложения

Кластер: (см.приложения)

- Тренировочные упражнения

1. Работа по карточкам ( в паре)

А. Определите тип простого предложения.( двусост. или односост.)
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит.
2. Не забывай родные дали.
3. Принесли к врачу солдата только что из боя.
4. Есть в мире сотни замечательных явлений.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Обожаю всяческую жизнь.
7. Быть грозе великой.
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.
9. Опалило ивушку грозою.
10 . Я воспитан природой суровой.
Б. Определите тип односоставного предложения
1. Вот письмо сына.
2. Словом можно полки за собой повести.
3. Мне грустно.
4. Сильнее кошки зверя нет.
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
6. Светает.
7. В поселке строят новый дом.
8. Слезами горю не поможешь.
9. Век живи- век учись.
10. Приятно пахнет черемухой.
ПРОВЕРКА., комментирование полученных результатов.(озвучивают те предложения, которые вызвали сомнения.Снова возвращаются к кластерам)
Справка.
Необходимо отличать назывные предложения от двусоставных неполных!
Богатырское движение! (Назывное, к подлежащему относится определение).
За окном море (Двусоставное неполное, так как за окном – обстоятельство!)
- Справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте
2 . Разбор задания В 4 в тестах ЕГЭ.
(Сборники тестов на столах у каждого ученика.)
Приводят примеры простых односоставных предложений и односоставных предложений, которые входят в состав сложных предложений.

- Закрепление. Самостоятельная работа.

1.Определите односоставное определённо-личное:
1) Ночь.
2) Люблю грозу в начале мая.
3) Печально я гляжу на наше поколенье.
4) Слышно соловьиное пение.
2.Определите односоставное определённо-личное:
1) Есть в мире сотни замечательных явлений.
2) Обожаю всяческую жизнь.
3) Разговаривают о планах.
4) Быть грозе великой.
3.Определите односоставное безличное:
1) Не курить.
2) Не хочу забывать вчерашний дивный день.
3) Я воспитан природой суровой.
4) Мне сделали укол.
4.Определите односоставное назывное:
1) Поля, поля, поля.
2) Во всём мне хочется дойти до самой сути.
3) Помню его детскую радость.
4) Каждый из нас способен на этот подвиг.
5. Найти односоставные предложения.
1) Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада.
2 ) Нет на память ни письма, ни кольца.
3 ) В ответ тягуче скрипело и на дворе, и на чердаке
4 ) Как взгляд мне памятен, просящий и прощальный
6. Найти в тексте простое односоставное неопределенно-личное предложение и написать его номер.
(1) Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (2)Твердым шагом я подошел к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (3)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил ее выйти в коридор.(4) Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
-(5) Мне нужно срочно попасть на прием к хирургу. (6) Пожалуйста, устройте!
(7) Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
- (8) Отойдите все от дверей, отойдите!- проворчала она и , пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (9) Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
- (10) Сейчас вас вызовут!
7. Найти в тексте односоставные предложения и определить их тип.
(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".(По Е.Г.Киселевой)

3. Итоги урока.
4. Домашнее задание.
Подобрать примеры сложных предложений (3-7), в состав которых входят односоставные, определить тип односоставных предложений
Приложения находятся:
http://mm-festival.letitbit.net/download/03d0a777f258cb7a4b75ae9fb40b68937/GerasimovaRW.rar.html
Категория: Русский язык | Добавил: lika (29.06.2012) | Автор: Герасимова Раиса Викторовна E
Просмотров: 7211 | Теги: односоставные предложения | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]