Урок с применением ИКТ в 5 классе «Определение» Выполнила Мельникова Ирина Васильевна Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №2014 г. Москвы Урок русского языка в 5 классе по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тема урока: Определение ( 1 час)
Цели урока: - образовательные : дать понятие об определении; формировать навыки нахождения определения в тексте; - развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; развивать индивидуальную творческую активность; - воспитательные: воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово; воспитывать любовь к родной природе, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку. Тип урока: урок изучения нового материала с элементами контроля знаний. Формы работы: - редактирование текста; - синтаксический разбор предложения; - словарная работа. Средства обучения: - компьютер; - мультимедийный проектор.
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока.(слайд 1) Сегодня на уроке мы продолжим изучение второстепенных членов предложения. Мы вспомним, что такое дополнение и познакомимся с определением. Мы научимся находить определения в предложении и уместно употреблять их в речи. А помогут нам в этом предложения и тексты о березе, этом истинно русском дереве, без которого невозможно себе представить пейзаж среднерусской полосы. 3. Актуализация ранее изученного. (слайд 2) Найдите в предложениях грамматическую основу. Под покровом березок выросла тенелюбивая елочка. Березки и осинки сыпят на молодые елочки золотые пятачки. На опушке леса терпко пахнет прелой листвой. В густой кроне березы затаилась белка. Своими листочками березка шептала что – то другому дереву. - Какими являются данные предложения по наличию второстепенных членов? - О каком второстепенном члене предложения мы говорили на прошлом уроке? (Ответ учащегося о дополнении (слайд 3)). 4. Переход к теме урока. Синтаксический разбор предложения. Знакомство с признаками определения. Указав в предложении грамматическую основу и дополнения, дайте характеристику предложения. Листья белоствольной березы вспыхивают янтарным светом. (Повеств., невоскл., простое, распр.)(слайд 4) -Кроме дополнения в этом предложении есть еще один второстепенный член. - К какому слову он относится? - Как задать к нему вопрос? -Что обозначает этот второстепенный член?
5. Вывод по теме урока (слайд 5)
Отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ? И волнистою подчеркнуто чертой. Обозначает признак или явление И называется… ОПРЕДЕЛЕНИЕ!!! 6. Закрепление. Работа с текстом. (слайд 6) Стояла в поле березка. Она видела небо и траву. Каждый год росли ее побеги. День и ночь она поила соком почки. Весной она выбрасывала листочки, а осенью освобождалась от кроны. - Можно ли эту запись назвать текстом? - Как его можно озаглавить? -Чего в данном тексте не хватает? - Запишите текст, подобрав подходящие по смыслу определения, и подчеркните их. 7. Отработка умения находить определения в тексте.( Выполнение заданий по вариантам). Выписать определения вместе с теми словами, к которым они относятся) (слайды 7,8)
Робкий шелест листвы Лазурное небо, Белоствольной березы, Искрится снежок. И печальных ветвей На ветках березы Тихий шепот и шорох. Морозный пушок. Словно чувствует сердцем, Все залито светом, Что скоро морозы Веселым, лучистым, Даже малый листочек Последним приветом Ей, как матери ,дорог. Зимы серебристой. 8.Работа со словарной тетрадью ( слайд9) потрЯсать порАжать удИвлять - Подберите однокоренные слова с корнями – тряс-, раж-(-раз-), - див-. -Придумайте предложения с однокоренными глаголами, говорящими о том, какое впечатление производит на человека береза. Потрясает трепетность стройной березы. Поражает красота осенних березовых листьев. Удивляет хрупкость березовых ветвей. 9 .Подведение итогов урока. Рефлексия.( слайд 10) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета или явления, это………………..ОПРЕДЕЛЕНИЕ Отвечает на вопросы какой? Чей? Подчеркивается волнистой линией Делает речь более яркой и выразительной 10.Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру о березе, включив в содержание работы не менее 10 определений.
Список используемой литературы: 1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн.для учителя.- СПб.:Свет, 1996. 2. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Кн.для учителя .-Москва, творческий центр «Сфера»,2003. 3.Беляева О.В., Доценко О.А. Поурочные разработки.5 класс. Универсальное издание, Москва «ВАКО», 2007. 4. Стихотворения учениц 7 класса «Б» ГОУ СОШ №2014 г. Москвы