Понедельник, 15.07.2024, 22:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок с применением ИКТ в 5 классе "Слово и его строение""
Выполнила Отставнова Виктория Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ лицея №2 г. Волгограда

Урок русского языка в 5 классе по программе М. М. Разумовской.

Тема: Слово и его строение (2 часа).

Тема урока: Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.

Цель урока: сформировать у пятиклассников представление о морфеме как о значимой части слова, показать специфику корня, приставки, суффикса и окончания; отработать умение определять части слова.

Ход урока;
1.Организационный момент.
2.Орфографическая пятиминутка.
На доске и в тетрадях записываем слова
рассказ сдать здание
-Объясните подчеркнутые орфограммы. Чтобы правильно написать эти слова, нам пришлось рассмотреть их строение.
3.- Запишем эпиграф урока, восстановив пропущенные буквы, объяснив свой выбор.
- Какова основная мысль данного высказывания? Если зна…ш… ч…сти слова,
То (на) пиш…ш… их т…лково.
(Ответ скрывается во второй части эпиграфа: чтобы правильно написать слово, нужно знать его строение.)
-Вспомните, пожалуйста, из каких частей состоит слово?...Верно, сегодня нам предстоит убедиться, что корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.
- Вернемся к слову «рассказ». Сколько в нем букв, звуков, слогов, частей? 7 букв, 6 звуков, 2 слога, 3 части слова.
- Части слова в русском языке называют особым термином. Записываем
МОРФЕМА (от греческого «морфе» - форма) – значимая часть слова, в отличие от букв, звуков и слогов.
4. Глубже и нагляднее это утверждение раскрывается в процессе игры «Отгадай слово!»
На доске написано существительное «тигрята», но оно закрыто листом бумаги. Учитель прикрывает одну букву (например, начальную «т»), а ученики пробуют по одной букве отгадать, какое слово записано. Конечно, у детей ничего не получается, потому что буква не передает значение (конечно, если она не является морфемой); по одной букве нельзя догадаться о значении слова, о том, какой частью речи это слово является.
Раскрытый слог (к примеру, «ти») тоже почти ничего не проясняет.
А вот когда, наконец, показывается корень, появляется и важная информация о слове. Ребята понимают, что в точности не смогут назвать слово, но зато вполне определенно скажут о его значении и назовут несколько слов, имеющих этот корень, а следовательно, и общность в значении, которую им придает именно корень.
- Записываем слова с корнем «тигр».
Тигрята, тигр, тигрица, тигровый, тигриный, тигролов.
-Кто догадается, чем «тигрята» отличаются от «тигра» с точки зрения русского языка? Что такое «ят»? Где находится в слове?
Правильно. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов.
- А какие части речи мы записали на доске?
Существительные и прилагательные.
- А чем интересно слово «тигролов», что оно обозначает? ( Два корня, такие слова называют сложными). Об этом вы узнаете подробнее на уроках русского языка.
Другое слово начнем раскрывать с конца.
«Бегут»: окончание расскажет детям о спрятанном слове много интересного. Морфема даже не намекает на точное лексическое значение, зато полностью рассказывает о его грамматических признаках.
Окончание – значимая часть слова.
5. Упражнение «Расскажи о слове по данной морфеме».
Окончание ый – прилагательное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
Приставка у – слово со значением « удаления» (убежать, уехать).
Суффикс онок – существительное, обозначающее «детеныша животного», одушевленное, нарицательное, мужского рода, 2 склонения, единственного числа, именительного падежа.
6. Образуйте и запишите слова по данным схемам. На основе этих примеров докажите, что приставка и суффикс – значимые части слова.

у - к (а)
при-
об - лететь рыб ак ( )
по-
пере - ин (а)
н (ый)

- А почему в слове «облететь» мы не пишем ь, а в слове «объехать» пишем?
- В чем отличие двух слов «барабанчик» и «барабанщик»?
Меняя суффикс, меняем лексическое значение слова.
7. Сказка про суффиксы ик, ишк, ищ.
Жили – были суффиксы ик, ишк, ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. Ик был очень ласковый, ишк всегда говорил обо всех с насмешкой, ищ был очень маленький, и ему все казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано «маленький дом».
«Домик», - писал ик. Большой дом – домище, - писал ищ. Старый, дряхлый дом – домишко, - писал ишк.
Суффиксы были очень довольны, что так хорошо справились с работой, затем все вместе пошли домой.
Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! – закричал ик.
- Тортишко, - промолвил ишк.
- Тортище, - сказал ищ.
Вот так они и жили.
8. Запишем предложение.
Человек – это звучит гордо!
Попробуем заменить в этом предложении слово «человек» другим «человечишко» (используем суффикс из сказки). Получилось?...Вот какое значение может иметь маленький суффикс! Он полностью меняет смысл слова.
9. В словах «подземный», «подводный» попробуем заменить приставку под приставкой над. Кардинально меняется лексическое значение. Следовательно, приставка – значимая часть слова.
Попробуем найти в данных словах корень…
Появляется матрешка:
Постойте, ребята!
Я – кукла матрешка.
На мне цветная одежка.
Чтоб в слове проще было корень отыскать,
Я путь вам верный явилась подсказать.
(Отдает куклу – схему).
Учитель:
Действительно, ребята, определение корня слова требует выполнения ряда правил. Приведем такое сравнение. Есть кукла – матрешка, она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую. Можно ли из матрешки вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу.
Так и в слове. Сначала необходимо найти окончание, затем суффикс и приставку, а часть слова, которая не делится, будет корнем.
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.

Разбираем слова по составу.
надземный подводный
надземная подводная
земной водный
земля вода

- А как убедиться, что разборы мы сделали правильно?
Нужно посмотреть в «Школьный словообразовательный словарь» А. Н. Тихонова («Школьный словарь строения слов русского языка» автор Потиха З.А.)
10. Обратимся к пособию Л. А.Ахременковой «К пятерке шаг за шагом» ( страница 7, задание 3). Разбираем слова по составу, используя метод «матрешки».

Резервные задания.
- Выполните задание «наоборот».
Придумать слова по данной словообразовательной схеме (модели): корень, суффикс, окончание (лесной, морской, домик, школьный, читать).
- Работа по карточкам.
а) Объяснение орфограмм (устно).
б) Разбор слов по составу (карандашом на карточках).
Осень.
Обсыпается весь наш
Бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят;
Лишь вдали красуются,
Там на дне долин,
Кисти ярко – красные
Вянущих рябин…
11.Итоги урока.
Чтобы знания были впрок,
Следует кратко повторить урок.
- Обобщим те сведения, которые мы получили на уроке. В чем же значимость приставки, корня, суффикса, окончания?
Приставка, суффикс меняют лексическое значение слова.
Корень является общей частью для всех однокоренных слов.
Окончание сообщает грамматические признаки слова.
12. Домашнее задание.
- Творческое: придумать лингвистическую сказку – миниатюру о любой морфеме, можно проиллюстрировать.
- Упражнение 104 (учебник М. М. Разумовской). Дать грамматическую информацию о слове по окончанию.
Презентация к уроку прилагается.

Источник: http://www.moi-file.ru/0dgls76dszi7.html
Категория: Русский язык | Добавил: otsvika (16.09.2011) | Автор: Отставнова Виктория Викторовна E
Просмотров: 9678 | Комментарии: 1 | Теги: презентация, Урок, состав слова, ИКТ, русский язык, 5 класс | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]